Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Патриарх Алексий. Покойся с миром

Патриарх Алексий. Покойся с миром

Светлой памяти Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси
Серджа Трифкович, сербский политолог
25.02.2009
Патриарх Алексий. Покойся с миром

Алексий II взошел на престол как раз в то время, когда начал распадаться Советский Союз. Первые годы его правления были посвящены грандиозной задаче восстановления морального авторитета церкви в глазах нации, опустошенной после семи десятилетий абсолютной власти атеизма.

Рожденный в 1929 году в семье российского священника германского происхождения, Алексей Михайлович Ридигер в 1950-м был посвящен в духовный сан, тремя годами позже завершил богословское образование в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и в 1961 году был пострижен в монашество. Его последующее продвижение в церковной иерархии – которому, как утверждают, способствовала его связь с КГБ, что он, однако, всегда отрицал – достигло кульминации в 1990-м, когда он был избран Патриархом.  

Масштаб нанесенных СССР разрушений поражает воображение. Организованные коммунистами гонения на Русскую Православную Церковь и другие конфессии – одно из величайших преступлений в истории. Количество жертв этих репрессий во много раз превосходит число погибших в результате Холокоста. Большевики уничтожили больше христиан, чем все преследователи этой религии за все времена. Мусульманские жертвы этих гонений на втором месте с большим численным отрывом. За двадцатилетний промежуток между двумя войнами (1918-1938) количество действующих церквей в России сократилось с 54 000 менее чем до 500, что составило меньше одного процента общего числа церквей, существовавших до большевиков. Около 600 православных епископов, 40 000 священников, 120 000 монахов и монахинь и миллионы мирян были убиты.  

Даже в поздне-советский период с существованием Православной Церкви мирились неохотно, она не имела возможности играть хоть какую-то роль в обществе, захлебывающимся в отчаянии, алкоголе и цинизме. Однако изрядный дипломатический такт Алексия II и его организационные способности были очевидны уже в 80-е, когда он обеспечил согласие властей на возвращение Церкви Свято-Данилова монастыря, который обрел прежний статус под патронажем Патриархата. В 1988 году Алексий использовал празднование тысячелетия крещения Руси для того, чтобы поднять значимость Православной Церкви, что было невозможно вообразить во времена предшественников Михаила Горбачева.  

Конец коммунизма дал Русской Православной Церкви возможность вновь принять принадлежавшую ей ранее роль морального лидера на фоне крушения светских институтов.  

Главным испытанием для политической воли Алексия II стало лето 1991 года, когда приверженцы старого советского строя попытались организовать государственный переворот.

Вкладом Патриарха в его поражение было резкое осуждение гражданского кровопролития. «Да избавит нас Господь от страшного греха братоубийства! ... Остановитесь!» И армия послушалась его. Этот выдающийся факт стал верным свидетельством того влияния, которое Алексий начал оказывать на военный аппарат и структуры безопасности задолго до своего патриаршества.  

За последующее десятилетие количество верующих в России выросло в 3 раза, а число приходов - в 50 раз, достигнув 30 000. Но самым грандиозным достижением Алексия стала его роль в объединении двух ветвей: Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом.  

Воссоединение Церквей, а также канонизация царя-мученика Николая II и его семьи, возвращение в Саров мощей Святого Серафима, почитание святых-воинов, таких как Александр Невский или князь Дмитрий Донской «ознаменовало восстановление того, что было разорвано на части в 1917-ом», - говорит специалист по международным отношениям Джеймс Джатрас. Как отмечает Джатрас, в гражданской сфере то же самое произошло, благодаря тому, как Путин осторожно и взвешенно смешал «красный» символизм с «белым». Этот синтез согласуется с представлением генерала Александра Лебедя о том, что «Церковь укрепит армию, армия защитит церковь. И на этой возрожденной духовной оси двух державных сил вновь ощутим себя Русскими».  

Регулярно обвиняемый на Западе в слишком тесных связях со светскими властями, Патриарх Алексий изо всех сил защищал свои представления о том, что приемлемо, а что нет в отношениях Церкви и государства.

Он отвергал саму возможность абсолютизации государственной власти и настаивал на том, что авторитет гражданских властей непререкаем лишь до тех пор, пока он используется для защиты добра и ограничения зла. Свою позицию Алексий сформулировал во время Юбилейного Архиерейского Собора в 2000-м году. Согласно утвержденным тогда с его благословения «Основам социальной концепции Русской православной Церкви», «во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам», однако когда «исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни», если «законное выступление невозможно или неэффективно», он должен «занимать позицию гражданского неповиновения». «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах… Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Христианин должен противостоять злу, порокам и губительным общественным явлениям и твердо следовать истине, а если начнутся гонения – открыто защищать веру и быть готов принять участь мучеников во имя Христа.  

Христианам всего мира следует задуматься над значением этих слов.  

…Скончался Патриарх от острой сердечной недостаточности 5 декабря 2008 года в возрасте 79 лет. 

Перевод Дарьи Ванчковой  

Др. Серджа Трифкович - известный сербский политолог, многие годы работающий в США, директор Центра по международным отношениям Института Рокфорда (США), редактор внешнеполитического отдела журнала Chronicles(США), один из учредителей и постоянный автор журнала «Геополитика» (Сербия). Является ведущим специалистом по истории и современности Балкан, проблемам конфессиональных и этнических конфликтов в современном мире, автор книги «Меч пророка и победа над джихадом». 

По материалам Chronicles: А Magazine of American Culture


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.