Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Не надорваться бы!

Не надорваться бы!

Накануне нового учебного года Минобрнауки «порадовало» новыми инициативами
Сергей Котов, академик АПСН
31.08.2012
Не надорваться бы!

День знаний пройдет по городам и весям Отечества как всегда торжественно и чинно. И это хорошо - и учительство, и школьники страны имеют право на праздник. Вот только не покидает ощущение: что-то очень важное, стержневое в образовании год от года все более утрачивается...

Уклад школы прежней, в основе которого был культ знаний, авторитет учителя и надежда, нет, даже – уверенность в том, что в основе успеха человека в жизни лежит его образование, уходит в прошлое.

Характеризуя ту эпоху и объясняя ее отличие от эпохи нынешней, прошлый министр образования г-н Фурсенко как-то сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».

И коли поставлена «сверху» такая задача, то вся жизнь системы образования под нее уже долгие годы и «затачивается».

Сегодня школа, как известно, уже не «храм знаний», а место «оказания образовательных услуг». А поскольку учитель теперь не сеятель разумного, доброго, вечного, а оказатель услуг, то и функция его – иная: вроде как оказал услугу, и – свободен.

Но эта идеология, годная для процветания прачечной или бюро ритуальных услуг, категорически противопоказана школе. Когда школа становится фабрикой по зарабатыванию денег (за те самые услуги!), когда директор школы превращается из главного педагога школы в «менеджера», которому приходится заниматься чем угодно, но отнюдь не работой с учителями, детьми и их родителями, педагогический нерв учебного заведения атрофируется.

Когда «рынок» навязан школе по всему периметру ее жизни, то и отношения в ее стенах начинают напоминать базарные.

Между тем, как заметил недавно народный учитель СССР Николай Николаевич Палтышев, «в основу создания учебно-воспитательного процесса в школе должна быть положена педагогическая гармония, которая рассматривает школьный процесс целостно. И прогнозируемый результат этого гармонического процесса – формирование гармонически развитой личности. Нет этого – нет ни процесса, ни результата».

А откуда ей, гармонии, появиться в современной школе, когда ей навязывают систему оплаты труда «в зависимости от результатов труда педагога». Сколько уже говорено умными психологами, социологами, школоведами о том, что подобные «рыночные новации» попросту гробят педагогические коллективы, порождая внутри их явные и скрытые конфликты, плодя – в силу субъективности насаждаемого подхода к оплате труда педагога – обиды, недопонимания, склоки…

Но новый учебный год учительство опять встречает под аккомпанемент громких и лживых арий, коими «начальники от образования», призывающие учителя радоваться, что ему «платят по труду», тешат рыночных начальников сверху: унас, мол, тут все продвинуто, конкуренцию развиваем.

Да вот только ничего не получается. И главная причина - стойкое нежелание выпускников педагогических вузов идти работать в школу. Низкие зарплаты и низкий социальный статус - мало привлекательны для них.

Новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, впрочем, убежден, что скоро все кардинально изменится: грядет принятие в Думе нового закона об образовании.

- Думаю, закон будет принят в осеннюю сессию, - поделился г-н Ливанов с педагогами новостью. – А весной следующего года мы уже получим работающий документ.

А поскольку де в новом законе «впервые прописан статус педагога», то после принятия означенного документа этот самый статус моментально подскочит до заоблачных величин. Но статус, боюсь, как ни горько огорчать симпатичного и динамичного министра, скорее всего никуда не подскочит, а с присущей ему скромностью останется в реальной жизни там, куда его и задвинули «отцы-основатели» независимой и совершенно свободной России в 90-е годы. Останется, потому что историю с «оказанием услуг» никто не отменял. И потому «получатели услуг» - школьники и их родители – так и продолжат относиться к педагогу, как к обслуге. А это отношение не всегда, увы, бывает уважительным.

Не поднимется этот самый статус и по другой причине: социальная ценность знаний в обществе снижена до предела.

Социальная успешность в современной России никак не связана с уровнем образования человека. Более того, как показывает практика, те социальные слои, которые имеют высокий уровень общего и специального образования, как раз и испытывают самые тяжелые материальные трудности.

Так какой же авторитет в обществе – при существующей идеологической атмосфере и соответствующей ей государственной политике – будут иметь люди, чья профессиональная деятельность вроде как ничего и не дает?

А на днях в Минобрнауке вдруг громко заговорили о том, что стоит «проредить» сеть педагогических вузов, ибо, мол, многие из них «плохо готовят учителей». Что значит плохо? А значит это, что, по данным Минобрнауки, «только пять процентов выпускников педвузов идут работать в школу».

Правда, понять, чем же в этой ситуации провинились педвузы, невозможно. Коли низка материальная оценка государством труда педагога и пляшущий в районе плинтуса его социальный статус – чего же ждет министерство от педагогов вузовских? Что они, вместо обучения студентов специальности, должны пять лет зомбировать их уговорами: «Идите работать в школу!»?

Судя по всему, речь в данном случае идет все же о сокращении энного числа педагогических университетов и институтов, дабы «снять нагрузку на бюджет». Но за последние двадцать лет число педагогических вузов и так уже резко сократилось, и совершенно не непонятно, что тут можно еще сокращать.

Перед началом этого учебного года из стен Министерства вылетел слух о другой новации: чиновники планируют организовать для выпускников педвузов «системы профессиональных экзаменов» - этакое «ЕГЭ для учителей». Якобы, только после этого будет выдаваться разрешение на работу в школе. То есть, планируется «независимая оценка» теперь уже вузовских педагогов.

Похоже, российскому бюджету предстоят расходы, сопоставимые разве что с расходами на школьный ЕГЭ. Не надорваться бы!

А пока суд да дело, в канун Дня знаний хочется пожелать учителям российских школ здоровья, любви своих учеников, и главное - великого русского терпенья.

С праздником, уважаемые учителя!

Сергей Андреевич Котов – главный редактор ежемесячного «Практического журнала для учителя и администрации школы». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.