Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Нас ждёт трудный год

Нас ждёт трудный год

Депутат Госдумы и академик РАН размышляют о последствиях экономического кризиса
Оксана Дмитриева, Николай Петраков
27.11.2008
Нас ждёт трудный год

Президент Дмитрий Медведев, оценивая кризисную ситуацию в экономике, открыто признал, что 2009 год станет для нашей страны весьма нелёгким. Есть ли возможности смягчить трудности для российских граждан?

Оксана Дмитриева, депутат Государственной думы:  

– На следующий год, по-видимому, придётся пик кризиса. Снизится экономический рост, и как следствие произойдёт сокращение рабочих мест в стране. Возможна значительная девальвация рубля.

Вырастет социальная дифференциация – разрыв в доходах богатых и бедных, поскольку все ресурсы, накопленные страной, сейчас преимущественно направляются на поддержку крупных собственников, на сохранение того, чем они владеют. При этом «издержки» бедных, понесённые во время кризиса, государство, похоже, компенсировать не намерено. По крайней мере, специальных программ по поддержке населения, по расширению внутреннего спроса и тому подобных пока не видно.

Пострадают граждане с фиксированными доходами, в первую очередь живущие за счёт пенсий и пособий, ибо потери, связанные с инфляцией, вряд ли будут в должной мере индексированы.

Естественно, в незавидном положении окажется большинство из тех, кто потеряет работу, – особенно в городах и регионах с моноструктурным экономическим развитием.

В очень трудную ситуацию, судя по всему, вновь попадёт малый бизнес. Банки перестают его кредитовать. Крупные частные и квазигосударственные предприятия зачастую не платят за уже сделанные или заказанные работы и предоставленные услуги. К тому же малым предприятиям грозит изгнание из арендуемых ими помещений, потому что федеральный закон об аренде с выкупом на региональном уровне практически не работает.

Все признаки и тенденции серьёзного экономического спада и связанных с ним проблем уже налицо. Например, объём ипотечных кредитов за последнее время сократился в 10 раз!

То бишь жилищной ипотеки у нас практически нет.

Кто-то от кризиса, как это всегда бывает, выиграет. Прежде всего, те, кто близок к власти и может стремительно разбогатеть на инсайдерской информации.

Чтобы свести плачевные последствия кризиса к минимуму, государство должно значительно снизить налоги для предприятий, дабы происходило пополнение оборотных средств, расширять в стране спрос на продукцию этих предприятий. И главное – экстренно выработать и реализовать систему мер поддержки населения.

Николай Петраков, директор Института развития рынка, академик РАН:  

– Основные грядущие проблемы будут связаны с падением объёмов производства и импортом товаров повседневного спроса.

Что делать? Во-первых, строго ограничить государственную подпитку так называемых системообразующих банков. Они – структуры коммерческие, ориентированные на получение максимальной прибыли. Единственным рычагом воздействия правительства на экономическую деятельность банков должно быть предоставление финансовой поддержки под целевые кредиты. Это значительно улучшит прозрачность работы финансово-кредитных организаций. Сейчас они держат деньги на государственных депозитах или скупают валюту.

Спасать надо не банки, а реальную экономику.

Для сохранения курса на её модернизацию необходимо реанимировать банк долгосрочного развития и резко усилить его роль.

Во-вторых, необходимо решительно изменить характер деятельности антимонопольных структур. Сегодня они занимаются в основном поиском фактов ценового сговора между отдельными предприятиями и компаниями. Однако опыт формирования как естественных, так и искусственных монополий показывает: завышенная монопольная цена может формироваться отнюдь не на основе соглашений между продавцами. Выдавливание конкурентов из регионов и отраслей может происходить посредством «дружественного поглощения», а также других мягких или жёстких приёмов рейдерства. Об этом, кстати, в последнее время не раз говорили и Медведев, и Путин.

Главный показатель монополизма – получение сверхприбыли.

Должно быть юридически закреплено понятие «нормальная рентабельность», предусматривающее не столько выплату бонусов топ-менеджерам, сколько расходы на инновации, повышение качества продукции и снижение издержек производства.

А сверхприбыль должна перераспределяться в карманы потребителей – путём принудительного снижения цен, под угрозой разорительных штрафов со стороны государства. То бишь если монополисты не вкладывают «лишние» деньги в инновации – пускай снижают цены. В этом и есть коренной смысл борьбы с монополизмом и поддержки справедливого рыночного ценообразования.

В-третьих. В последние годы Россия жила в условиях большого бюджетного профицита. Это не соответствует практике ведущих экономических держав. Более того, в мировой экономической истории не было случаев бюджетного профицита, сопоставимого с нашим.

«Излишки», исчисляемые сотнями миллиардов рублей, свидетельствуют о том, что государство собирает налогов столько, сколько не в состоянии потратить (или не хочет тратить).

В результате возникают всевозможные стабилизационные фонды, через которые деньги налогоплательщиков уходят из страны. По экономическому содержанию бюджет относится к балансовым категориям, то есть его доходная и расходная части должны примерно совпадать.

Налогообложение, радикально превосходящее величину расходов бюджета, – антирыночное по сути, поскольку ограничивает возможности развития частного сектора и понуждает к сохранению высоких цен. В условиях финансового кризиса правительство должно объявить масштабные налоговые каникулы, значительно сократив ставку и отменив большинство налогов, обременительных для предприятий. Антикризисные меры в налоговой политике целесообразно ввести на 2009–2010 годы, а за это время надо подготовить общегосударственную налоговую реформу. 

По материалам «Литературной газеты»


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.