Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
«Мы живём в хищном лесу…»

«Мы живём в хищном лесу…»

ВПК и Вооруженные силы: реформы и контрреформы
Артем Ивановский
14.02.2012
«Мы живём в хищном лесу…»

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во время визита на оборонные предприятия Тулы 11 февраля заявил о нарастающей военной угрозе для нашей страны. «Мы должны быть перевооружены, – подчеркнул он, выступая на митинге «Туляки – за стабильность и развитие!» на площади Победы. – «Мы живём в хищном лесу, где идёт борьба за ресурсы. И Россия не должна стать мишенью, жертвой этой борьбы».

Далее вице-премьер в очередной раз подтвердил свое намерение делать ставку на отечественное вооружение и боевую технику. При посещении тульского ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» он отметил, что сейчас в правительстве идёт дискуссия относительно планов закупок зенитно-ракетных комплексов «Панцирь» до 2020 года. «Думаю, дискуссия будет в пользу этого оружия», – обнадёжил тульских оружейников Рогозин. Кроме того, предметом серьезной озабоченности вице-премьера по ОПК является развитие отечественных научно-инновационных исследований в военной сфере. Напомним, что 9 февраля во время визита в Новосибирск Д. Рогозин выступил с программным заявлением о том, что без принятия безотлагательных мер в области оборонной фундаментальной науки Россия рискует получить существенное отставание по таким направлениям, как электронная компонентная база, устройства для наведения высокоточного оружия, лазерные системы, гиперзвуковые технологии и разработка источников сверхширокополосного электромагнитного излучения. «Надо создавать систему производства всех компонентов для Вооруженных сил, работающую не на склад, а именно на те задачи, которые определит государство для оборонных предприятий. Сейчас генералы часто готовятся к войнам, которые уже проиграли», - такую резкую оценку состоянию дел в российской военной науке дал Рогозин. В этой связи следует обратить особое внимание на его инициативу, обнародованную 28 января на конференции в Академии военных наук РФ. Рогозин заявил, что правительство планирует создать Агентство по стратегическому анализу и планированию военного развития России. Вице-премьер разъяснил, что функции Агентства будут заключаться «в оценке перспектив ситуации в мире в области безопасности, определения рисков и угроз национальной обороноспособности и технологической независимости России на 30-летнюю перспективу, а может и более долгий срок. Исходя из этого, будет формироваться прогноз потребностей российских Вооруженных сил в соответствующих вооружениях, и будут разрабатываться формы вооруженной борьбы». Более того, по словам Рогозина, Агентство должно будет разрабатывать стратегии основных военных, экономических и научно-технических направлений развития России.

Заметим, что данная инициатива немедленно стала объектом критики: мол, создается очередная чиновничья лавочка, которую придется содержать российским налогоплательщикам. Но придерживающиеся подобной точки зрения не учитывают тот факт, что назрела необходимость принятия неотложных мер по упорядочению того состояния «хаотичного реформирования», в котором наша армия и оборонная промышленность находятся с 2008 года.

Намерения Рогозина очевидны: он решил создать инструмент собственного влияния на ситуацию. Причем тот факт, что это намерение было озвучено именно на собрании Академии военных наук — по существу, лучшего сегодня в России военно-экспертного сообщества — свидетельствует о стремлении привлечь к работе серьезных профессионалов.

Ни для кого не секрет, что «реформирование» Российской армии осуществлялось методом «блицкрига» (согласно подлинному выражению главного идеолога «реформ» Виталия Шлыкова) и дров при этом наломали более чем достаточно. Общеизвестно, что серьезного обсуждения концепции реформы с военными профессионалами не было. Основной упор делался на стремительность и необратимость преобразований, а не на их содержание. Фактически, «идея» военной реформы представляла собой копирование некоего «иностранного опыта» без учета специфики российской военной доктрины, характера реальных потенциальных угроз безопасности страны и прочих фундаментальных факторов. Наиболее наглядным примером можно считать историю с закупкой вертолетоносцев типа «Мистраль». По сей день никто не в состоянии внятно объяснить, для каких целей и из каких военно-стратегических соображений осуществлялось приобретение этих обошедшихся в весьма круглую сумму кораблей. И таких примеров еще можно привести немало.

Ситуацию усугубляет межведомственная чехарда, смешение противоречивых интересов различных структур, что приводит к таким серьезным последствиям, как невыполнение гособоронзаказа. Выход только один: взять ситуацию под контроль, поручить военным профессионалам определить основные направления дальнейшего развития армии и флота с тем, чтобы на основе их прогнозов и оценок принимать решения.

Можно сказать, что в данном случае имеет место попытка ответить на реформу чем-то вроде контрреформы.

Как бы там ни было, ясно одно: оставить все, как есть, нельзя — сама логика военно-политической обстановки в мире требует принятия серьезных мер по подготовке Вооруженных сил и оборонной промышленности к будущей войне. Посмотрим, что сможет сделать в этом направлении Д. Рогозин.

Между тем, проблемы армии и «оборонки» сегодня громоздятся одна на другую. Так, 7 февраля стало известно, что срывается программа перевооружения: войска Воздушно-космической обороны до 2017 года останутся без новейших зенитно-ракетных комплексов С-500. Правительством было принято решение еще на два года отложить его разработку. Таким образом, в войска этот ЗРК поступит не в 2015 году, как планировалось гособронозаказом, а только к 2017 году. Система С-500, разработкой которой занимается ОАО «Головное системное конструкторское бюро «Алмаз-Антей»», будет решать задачи как ПВО, так и ПРО, действуя на высоте более 200 км. От предыдущего поколения - ЗРК С-400 «Триумф» - этот комплекс отличает более совершенный радар, способный опознавать цели на дальности около 800 км, а новая ракета-перехватчик сможет поражать цели, летящие со скоростью до 7 км/с. Эксперты предупреждают, что в связи с задержкой создания С-500 российская система ПРО оказалась в крайне уязвимом положении. Как водится, все замешанные в этой истории стороны перекладывают ответственность друг на друга. В Минобороны утверждают, что за срыв задания гособоронзаказа 2010 года, в котором речь шла о задержках с разработкой С-500, с должности снят гендиректор ОАО «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли. Однако сам Ашурбейли объяснил свою отставку «войной за финансовые потоки гособоронзаказа». По его словам, Минобороны не только не инициировало его уход, но было против его отставки. Экс-глава предприятия заявил, что никаких срывов не было, все шло по плану, а этап технического проектирования системы С-500 был завершен еще к началу прошлого года. При этом новый гендиректор Виталий Нескородов разъяснил, что, хотя в 2009–2010 годах действительно звучали заявления, что С-500 поступит на вооружение в 2013 году, из-за организационных проблем предприятие вынуждено было первоначально сдвинуть срок на 2015 год. В этой связи следует упомянуть недавнее заявление Дмитрия Рогозина о том, что в России уже приступили к строительству новых заводов по производству систем ПРО и ПВО. Так, новый завод в Нижнем Новгороде будет ежегодно производить вооружения на 6 млрд рублей и даст рабочие места 5 тыс. человек. Еще 3 тыс. рабочих мест выделят на военном заводе в Кирове.

Традиционно одной из наиболее острых проблем остается неразрешенное противоречие в вопросе о закупках вооружений и боевой техники западного производства в ущерб отечественным оружейникам. Скажем, 30 января Минобороны РФ заключило контракт с итальянской компанией Iveco на покупку 60 бронемашин LMV M65 Lynx (в Вооруженных силах России обозначается как «Рысь»). Об этой сделке стало известно от первого замминистра обороны РФ Александра Сухорукова. Он сообщил, что контракт обе стороны подписали в декабре прошлого года, однако не уточнил суммы сделки. Сухоруков также рассказал, что ранее Министерство обороны купило 4 бронемашины «Рысь», которые уже участвовали в предварительных испытаниях: «По своим характеристикам они были лучше российских аналогов». Отметим, что поставка итальянских бронемашин входит в государственную программу вооружений России на 2011-2020 годы. Планируется приобретение 1775 бронемашин «Рысь». По доминирующему в Министерстве обороны мнению, приобретение иностранной техники «позволит производить более совершенную технику в нашей стране на основе полученных технологий». При этом параллельно полным ходом осуществляется разработка отечественной техники, ни в чем не уступающей западным аналогам. Так, 3 февраля новый российский бронеавтомобиль «Урал-63095» проекта «Тайфун» начал проходить цикл испытаний. Разработчики утверждают, что машина надежнее БТР и выдерживает подрыв противотанковой мины.

Возникает вопрос: какой смысл в закупках иностранной техники, если в наличии имеются собственные бронемашины?

Столь же проблемная ситуация складывается в отечественном танкостроении. В настоящее время в Нижнем Тагиле ведутся работы по созданию нового модернизированного танка Т-90АМ. У него будет новая башня с абсолютно новым автоматом заряжания и размещением части боезапаса в кормовой нише, новые приборы наблюдения, улучшенная защита, возможна установка новой 125-мм пушки. Но о его дальнейшей судьбе пока ничего не известно, потому что Минобороны не может определиться в вопросе о его необходимости.

Длительное время велись разработки танка нового поколения Т-95 принципиально новой конструкции. Эта машина имеет такие плюсы, как расположение всего экипажа в изолированном отделении в корпусе, новейшие системы наблюдения и управления огнем, танковая информационно-управляющая система, комплексы активной защиты, двигатели перспективных типов. Опытные образцы танка проходили испытания, но еще в 2010 году все работы были остановлены Министерством обороны под предлогом чрезмерной стоимости и сложности танка. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах выпуска в серийное производство не называлось. Наконец временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Минобороны России полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения, не существует. Впрочем, бывший первый заместитель главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата». Его готовность ожидается после 2015 года. Будем надеяться, что в условиях подобной неразберихи гора не родит мышь, и наша армия не останется без новых танков.

Следует сказать несколько слов и о проблеме перевооружения флота. По своей военно-морской мощи наша страна все более заметно отстает от ведущих держав мира — США и Китая. Как известно, последний объявил о весьма амбициозной программе военного кораблестроения, включая постройку 12 авианосцев. А в составе Российского флота находится один-единственный корабль такого типа - «Адмирал Кузнецов», несущий всего лишь 10 самолетов и три вертолета. Понятно, что на повестке дня стоит вопрос о производстве отечественных авианосцев. И эту проблему хорошо понимает вновь назначенный куратор российской «оборонки». Напомним, что 2 февраля Дмитрий Рогозин заявил, что считает возможным до конца 2012 года ввести в строй шесть атомных подводных лодок и один авианосец.

31 января на пресс-конференции в Министерстве обороны начальник Главного организационно-мобилизационного управления Василий Смирнов заявил, что осеннюю призывную кампанию его ведомство провело на «отлично», плановые показатели были выполнены полностью, в войска пошли 135850 солдат-срочников. При этом Смирнов добавил, что количественный план призыва на весну пока не составлен, но он вряд ли будет сильно отличаться от тех же 135000. То есть, к концу 2012 года во всех Вооруженных силах будет не более 270 000 призывников. Комментируя эти заявления генерала Смирнова, издание «Армейский вестник» отмечало: «Согласно задачам проводимой реформы армии — в ее «новом облике» при общей численности в один миллион человек численность офицерского корпуса должна составлять порядка 220 000 людей в погонах. Подставляем неизвестные в нехитрое уравнение «число офицеров» плюс «число контрактников» плюс «число срочников» равно численность ВС и понимаем, что миллиона не набирается никак — от силы 700 000. Картина эта не нова — то, что цифры Генштаба «не сходятся», было понятно еще год назад, и внятного комментария по этому поводу там не давали».

Таким образом, налицо факт невыполнения «базового» принципа военной реформы — доведения численности ВС РФ до 1 миллиона человек. Подчеркнем, что проблема некомплекта воинских частей приняла хронический характер и никак не решается вот уже в течение двух десятилетий.

Практически это означает, что предпринимаемые руководством страны усилия по перевооружению и модернизации армии могут быть обессмыслены тем обстоятельством, что в самой армии просто некому будет служить. Аналогичная ситуация складывается и с формированием Резервной армии - она существует только на бумаге. Остается только надеяться, что по мере дальнейшего усиления военных угроз боеготовность российских Вооруженных сил будет также усиливаться.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..