Литература как зеркало русского капитализма
На традиционных августовских педагогических конференциях во многих регионах России вновь громко звучат слова протеста против бездумного уничтожения традиций классической русской школы. Особое место в этом хоре протеста заняла защита школьного курса отечественной литературы.
Новым знаком этого протеста российского учительства стало письмо известного педагога, учителя литературы московской школы № 57 Сергея Волкова директору Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Исааку Калине.
#comm#В этом письме учитель с возмущением говорит о системных попытках уничтожить в российской школе изучение отечественной литературы – нравственного метронома в воспитании будущих поколений граждан Отечества, и о последствиях отмены традиционного выпускного экзамена по литературе, сведя все дело к… тестам ЕГЭ по русскому языку.#/comm#
Озабоченность учителя не напрасна: Минобрнауки вознамерилось окончательно ликвидировать в школе выпускной экзамен по литературе - мол, доколе русская литература с ее нравственными и этическими традициями гуманизма и сострадания к "маленькому человеку" будет мешать строить капитализм в России?!
Не так давно при большом стечении учительского люда господин Калина, один из активных проводников курса на либерализацию российской школы, отвечал на вопросы о развитии Единого госэкзамена. Особенно подробно он остановился на ЕГЭ по русскому языку и сочинении – как альтернативе тестовой системе. Задания ЕГЭ по русскому языку несовершенны, признался господин Калина, и, безусловно, требуют доработки. Но и технология сочинения, как считает этот "большой организатор образования", тоже неприемлема для массовой школы: "Все мы знаем, что далеко не каждый ученик может написать за шесть часов хорошее и грамотное сочинение… Я убежден: ничто не развращает так сильно, как такая технология сдачи экзамена".
Послушаем его оппонентов. Учитель Волков в своем письме Калине написал: "Если из школы уходит обязательный выпускной экзамен по литературе (заменяясь на обязательный ЕГЭ по русскому языку), то мотивация для изучения литературы в школе падает настолько, что о систематическом курсе, особенно в старших классах, можно будет забыть. Даже при интересе к книге старшеклассник должен будет уделять первостепенное внимание предметам, которые предстоит сдавать на выходе из школы. Легко представить, что вслед за этим прежде всего у самих учителей исчезает стимул заниматься речевым и литературным развитием школьников, формированием двух базовых умений, за которые отвечает сегодня литература: умения понимать созданный текст и стоящего за ним человека и умения порождать свой текст. Это сегодня худо-бедно делают только словесники…"
#comm#Короче говоря, речь идет о "закрытии" работы школьного учителя по воспитанию речевой культуры ребенка, без чего невозможно развитие мышления! Но, возможно, человек, лишенный развитого мышления, и есть, по мнению либералов, наилучший рабочий материал для построения капитализма в России?#/comm#
Об этом, правда, господин Калина благоразумно молчит. Между тем С. Волков в своем письме к нему заметил: "ЕГЭ в нынешнем его виде не может устраивать не только учителей, но и государство (заказчика в образовании), потому что ЕГЭ по литературе выхолащивает и извращает предмет, который перестает соответствовать своим целям и задачам… Движения к улучшению не видно; вряд ли оно вообще возможно в рамках той идеологии, которая воплощается на практике".
Что касается идеологии, то тут московский учитель зашел слишком далеко! Не секрет, что нынешние реформаторы российского образования как черт ладана боятся всяких разговоров о том, что за идеология стоит за их нововведениями. Между тем патриотически ориентированные исследователи давно говорят именно об идеологической нацеленности проводимых преобразований в школе.
#comm#Согласно данным социологов, сегодняшние воротилы российского капитализма и представители западного бизнеса, работающие в России, ценят в выпускниках школ и вузов вовсе не набор знаний и умений, сформированную общую культуру и высокие нравственные принципы, а лишь такие качества, как корпоративность, исполнительность, узкопрофессиональную креативность.#/comm#
- Западным компаниям не нужны мыслящие специалисты, - полагает профессор Сергей Комков. - Им нужны только грамотные, быстрые, толковые исполнители, и не более того. Но если мы пойдем по пути подготовки именно таких "болванчиков", в скором времени страна лишится экономической базы. Развивать собственные производство и экономические структуры без думающих специалистов невозможно. Понятно, что никакому западному менеджеру развитие производства в России не нужно.
Есть и другая сторона дела. О ней замечательно точно говорит известный русский литературовед, член-корреспондент РАН Николай Скатов:
- Что такое русская литература в сути своей? Это литература антибуржуазная. И она вступает в острое противоречие с этим утверждающимся (или частично утвердившимся) строем жизни. И она ему вредна, она подрывает основы. Что назовем основой дикого капитализма? Культ денег. Культ личности (ничего, конечно, не имеющий общего с культом личности в нашем традиционном понимании). Культ индивидуализма, который скрыт в борьбе за так называемые права человека. А русская литература отрицает, если угодно, эти самые права человека в смысле гипертрофированного культа личности (Достоевский), отрицает культ денег - это Островский, Достоевский, Толстой. Отрицает культ силы (убивай, лишь бы тебе хорошо было). Но всмотритесь в репертуар телевидения, в содержание сериалов - всё это тоже вступает в острейшее противоречие с традициями русской литературы…
Вот в чем глубочайшее противоречие! И вот почему идеологам современной жизни России такая литература не нужна и ее начинают всяческими способами из школы изгонять.
#comm#Начинает утверждаться другая литература, которая будет поддерживать строй дикого капитализма, - романтизирующая бандитизм, поэтизирующая убийства и жизнь криминалитета.#/comm#
- Весь строй, утверждающийся у нас, - замечает Н.Н. Скатов, - требует выдавить из духовного пространства великую русскую литературу. И ее, как и наиболее гуманистические произведения мировой литературы, выдавливают и из школьной программы, и с телеэкранов.
Нам неизвестно, прочитал ли господин Калина письмо московского учителя. Но известно другое: августовские педагогические конференции 2007 года явственно проявили наличие серьезного профессионального и гражданского протеста среди российского учительства против попыток "задавить" русскую литературу в школе.