Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2024
Литература как зеркало русского капитализма

Литература как зеркало русского капитализма

Школьникам навязывают "клиповое" сознание
Андрей Терентьев
31.08.2007

На традиционных августовских педагогических конференциях во многих регионах России вновь громко звучат слова протеста против бездумного уничтожения традиций классической русской школы. Особое место в этом хоре протеста заняла защита школьного курса отечественной литературы.

Новым знаком этого протеста российского учительства стало письмо известного педагога, учителя литературы московской школы № 57 Сергея Волкова директору Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Исааку Калине.

#comm#В этом письме учитель с возмущением говорит о системных попытках уничтожить в российской школе изучение отечественной литературы – нравственного метронома в воспитании будущих поколений граждан Отечества, и о последствиях отмены традиционного выпускного экзамена по литературе, сведя все дело к… тестам ЕГЭ по русскому языку.#/comm#

Озабоченность учителя не напрасна: Минобрнауки вознамерилось окончательно ликвидировать в школе выпускной экзамен по литературе - мол, доколе русская литература с ее нравственными и этическими традициями гуманизма и сострадания к "маленькому человеку" будет мешать строить капитализм в России?!

Не так давно при большом стечении учительского люда господин Калина, один из активных проводников курса на либерализацию российской школы, отвечал на вопросы о развитии Единого госэкзамена. Особенно подробно он остановился на ЕГЭ по русскому языку и сочинении – как альтернативе тестовой системе. Задания ЕГЭ по русскому языку несовершенны, признался господин Калина, и, безусловно, требуют доработки. Но и технология сочинения, как считает этот "большой организатор образования", тоже неприемлема для массовой школы: "Все мы знаем, что далеко не каждый ученик может написать за шесть часов хорошее и грамотное сочинение… Я убежден: ничто не развращает так сильно, как такая технология сдачи экзамена".

Послушаем его оппонентов. Учитель Волков в своем письме Калине написал: "Если из школы уходит обязательный выпускной экзамен по литературе (заменяясь на обязательный ЕГЭ по русскому языку), то мотивация для изучения литературы в школе падает настолько, что о систематическом курсе, особенно в старших классах, можно будет забыть. Даже при интересе к книге старшеклассник должен будет уделять первостепенное внимание предметам, которые предстоит сдавать на выходе из школы. Легко представить, что вслед за этим прежде всего у самих учителей исчезает стимул заниматься речевым и литературным развитием школьников, формированием двух базовых умений, за которые отвечает сегодня литература: умения понимать созданный текст и стоящего за ним человека и умения порождать свой текст. Это сегодня худо-бедно делают только словесники…"

#comm#Короче говоря, речь идет о "закрытии" работы школьного учителя по воспитанию речевой культуры ребенка, без чего невозможно развитие мышления! Но, возможно, человек, лишенный развитого мышления, и есть, по мнению либералов, наилучший рабочий материал для построения капитализма в России?#/comm#

Об этом, правда, господин Калина благоразумно молчит. Между тем С. Волков в своем письме к нему заметил: "ЕГЭ в нынешнем его виде не может устраивать не только учителей, но и государство (заказчика в образовании), потому что ЕГЭ по литературе выхолащивает и извращает предмет, который перестает соответствовать своим целям и задачам… Движения к улучшению не видно; вряд ли оно вообще возможно в рамках той идеологии, которая воплощается на практике".

Что касается идеологии, то тут московский учитель зашел слишком далеко! Не секрет, что нынешние реформаторы российского образования как черт ладана боятся всяких разговоров о том, что за идеология стоит за их нововведениями. Между тем патриотически ориентированные исследователи давно говорят именно об идеологической нацеленности проводимых преобразований в школе.

#comm#Согласно данным социологов, сегодняшние воротилы российского капитализма и представители западного бизнеса, работающие в России, ценят в выпускниках школ и вузов вовсе не набор знаний и умений, сформированную общую культуру и высокие нравственные принципы, а лишь такие качества, как корпоративность, исполнительность, узкопрофессиональную креативность.#/comm#

- Западным компаниям не нужны мыслящие специалисты, - полагает профессор Сергей Комков. - Им нужны только грамотные, быстрые, толковые исполнители, и не более того. Но если мы пойдем по пути подготовки именно таких "болванчиков", в скором времени страна лишится экономической базы. Развивать собственные производство и экономические структуры без думающих специалистов невозможно. Понятно, что никакому западному менеджеру развитие производства в России не нужно.

Есть и другая сторона дела. О ней замечательно точно говорит известный русский литературовед, член-корреспондент РАН Николай Скатов:

- Что такое русская литература в сути своей? Это литература антибуржуазная. И она вступает в острое противоречие с этим утверждающимся (или частично утвердившимся) строем жизни. И она ему вредна, она подрывает основы. Что назовем основой дикого капитализма? Культ денег. Культ личности (ничего, конечно, не имеющий общего с культом личности в нашем традиционном понимании). Культ индивидуализма, который скрыт в борьбе за так называемые права человека. А русская литература отрицает, если угодно, эти самые права человека в смысле гипертрофированного культа личности (Достоевский), отрицает культ денег - это Островский, Достоевский, Толстой. Отрицает культ силы (убивай, лишь бы тебе хорошо было). Но всмотритесь в репертуар телевидения, в содержание сериалов - всё это тоже вступает в острейшее противоречие с традициями русской литературы…

Вот в чем глубочайшее противоречие! И вот почему идеологам современной жизни России такая литература не нужна и ее начинают всяческими способами из школы изгонять.

#comm#Начинает утверждаться другая литература, которая будет поддерживать строй дикого капитализма, - романтизирующая бандитизм, поэтизирующая убийства и жизнь криминалитета.#/comm#

- Весь строй, утверждающийся у нас, - замечает Н.Н. Скатов, - требует выдавить из духовного пространства великую русскую литературу. И ее, как и наиболее гуманистические произведения мировой литературы, выдавливают и из школьной программы, и с телеэкранов.

Нам неизвестно, прочитал ли господин Калина письмо московского учителя. Но известно другое: августовские педагогические конференции 2007 года явственно проявили наличие серьезного профессионального и гражданского протеста среди российского учительства против попыток "задавить" русскую литературу в школе.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.