Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2017
Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле – вокруг нас руины…»

Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле – вокруг нас руины…»

Беседа с лауреатом Патриаршей премии по литературе
20.06.2017
Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле – вокруг нас руины…»

Отец Ярослав – удивительный человек. Писатель, ставший известным еще в конце 1970-х, работавший в журнале «Наш современник» и в издательстве «Современник», страстный охотник, он в середине восьмидесятых вдруг круто изменил свою жизнь. По просьбе жителей глухого вологодского села, где ранее купил старенькую избу, он был рукоположен в священники. На десять лет забросив перо, служил, восстанавливал храмы, мотался по бездорожью и непогоде в дальние деревни на требы. Но через несколько лет был вынужден по болезни вернуться в столицу. Начав вновь писать и издаваться, он заслужил искреннюю любовь и почитание своего таланта рассказчика уже воцерковленными, православными читателями. Недавно ему присудили Патриаршую премию по литературе за 2016 год. На уютной московской кухне лауреата говорим о литературе, вере и жизни. 

Мой вопрос о значении для него Патриаршей премии батюшка Ярослав вежливо, но решительно прерывает.

 – «Премиальная» тема наш разговор никуда не приведет. Да и потом, знаете: на том свете премии не принимают – я узнавал... Разумеется, я  благодарен Святейшему Патриарху, издательскому совету, жюри за то, что мой чрезвычайно скромный труд был замечен. Особую радость доставила мне встреча в храме Христа Спасителя с замечательным прозаиком Виктором Лихоносовым, удостоенным такой же премии: мы не виделись тридцать лет… Ну и хватит, пожалуй, об этом…

– Свободны ли вы в своем  творчестве как писатель и  священник в одном лице?

– Нам всем, не только  писателям, предоставлена свобода  выбора: то и дело приходится  выбирать между единственно правильным  шагом и неправильными, сказать правду или солгать, помолчать или болтать пустое, осудить человека или помолиться о нем. 

– Есть старая формула, которую  афористично выразил иеромонах  Роман: «Лучшая поэзия – молчание, лучшее  молчание — моление». Применима  ли, на ваш взгляд, такая максима к литературе?

– Это очень строгая  формула, и она, скорее, относится  именно к монашеской жизни. В  литературе лучшая поэзия —  это Пушкин, по-моему. Я, кстати, имел  отношение к выпуску первой  книжки иеромонаха Романа, когда  работал в издательстве «Современник».

– То есть не надо пытаться  закончить  искусство на молчании, на белом листе бумаги?

– Не стоит. Ведь Бог  благословил это занятие. Я в  свое время спросил у опытных  монахов в Троице-Сергиевой лавре: «Искусство нужно людям или  нет?». Они ответили определенно: «Нужно». «А зачем?» – «А затем, что человеку сразу постичь Евангелие тяжело, а хорошее искусство приоткрывает окошки в душе для его восприятия, подготавливает. Поэтому Бог и благословляет настоящее искусство». Этот путь называется: через душевное к духовному.

– Сегодня с каждым новым поколением, похоже,  происходит не только моральная, но и культурная, смысловая, семантическая  деградация. Что говорить про  понимание аллюзий, художественных  метафор, когда у людей стремительно  нищает обычный словарный запас! Должна ли литература прилаживаться к новой реальности — говорить проще, короче?

– Литература ни в  коем случае не должна опускаться  до уровня «массовки». Нужно, чтобы  к ней поднимались. А сегодня все  делается с точностью до наоборот. Поэтому мы и видим во всем непрофессионализм. А также тотальную подмену. Когда «музыкой» называется не музыка, «литературой» –  не литература, «спортом» –  не спорт…

– Вам не кажется, что в последнее время, причем по нарастающей, жизнь словно линяет: из нее вытекают смыслы, сбиваются ноты, смазываются краски? Вот и погода разладилась… Как будто сама материя, мать-земля устала от того, что мы с ней делаем…

– Так и должно быть. Человеческая история имеет начало и конец: Священное Писание предупреждает об этом… Но Господь и о другом нам заповедал: в силах людей – отодвинуть, задержать предсказанный финал. А мы, как будто специально, его, наоборот, приближаем…

– В одном из интервью талантливого сценариста Юрия Арабова, который себя позиционирует как христианин, он высказал такую мысль: мол, апостасия, постмодернистское моральное разложение человечества, катится на нас, как асфальтовый каток. Его не остановить, выйдешь ли ты упираться против него, или отпрыгнешь в сторону. В этом мне послышалось какая-то капитуляция перед злом… Должен ли человек художественного слова, подобно служителю Бога – все-таки «упираться», противостоять этой дьявольской машине?

– Должен. У меня некогда  возникло похожее сравнение: человечество – как телега, которая катится с горы. Остановить ее невозможно, но замедлить ее движение – в наших силах, и потому бросаться под колеса все равно надобно. И писателю, шире –  художнику, и священнику. Судьба нашей страны (она же и судьба человечества) решается  в храмах и монастырях – в молитве. Пока слова молений –  молчаливых ли, поэтических, но главное, из глубины души – возносятся к небесам – телега до пропасти не доедет, жизнь на Земле продолжится. Доколе не будет взят «удерживающий». Никакого другого «удерживающего», кроме Русской православной церкви и ,соответственно, России, пусть даже в ее нынешнем безрадостном виде, сегодня нигде не сыскать. В духовном смысле – вокруг нас руины…

– Вы близко наблюдали жизнь самой что ни на есть глубинной – вологодской – деревни с конца 1970-х до середины 1990-х, жили этой жизнью. Русская деревня  действительно умерла совсем?

– Почти. Она в хосписе.

– Что значит «почти»?

– В деревне, где служил  четверть века назад, было сорок пять жителей. Теперь – двенадцать. Вокруг нет практически никакой работы. Люди вымирают, уезжают… Молодежи нет, не рождаются дети. При мне распадались колхозы и совхозы. Люди и раньше там пили достаточно основательно, а когда хозяйства стали рушиться – запили вмертвую. Потому что утратился смысл жизни. Раньше детей взращивали, чтобы дочку отдать в медицинское или педагогическое училище, сына – в механизаторы, теперь же – работы нет, и дети стали не нужны никому. А сколько деревень, где последние жители умерли! Травой-быльем избы зарастают, а бывшие поля давно превратились в рощи…

– Иные еще надеются, что однажды  горожане побегут обратно в  родовые вотчины, да и просто  в деревни, к крестьянству  захотят вернуться….

–Трудно мне это сегодня представить. Во-первых, крестьянская жизнь требует специфических навыков, которых у городских жителей нет – это не шесть соток с клубникой. Как-то одна моя прихожанка загорелась желанием уехать с мужем в деревню и завести корову. Я рассказал ей, сколько кормов съедает корова за год, каких усилий требует сенокос, и горение поугасло. Спросила она еще по поводу козы или поросеночка, но и тут я ее, похоже,  не порадовал. Сошлись на котике – тот хоть сам себя может прокормить. А кроме того, нужно как-то зарабатывать деньги, чтобы оплачивать и коммунальные расходы, и бензин, если у вас есть машина, и детский сад, если у вас есть дети – все, как в городе, только вот работы нет. Так что, если не придумают наши власти, как людей на  селе трудоустроить, никто туда не вернется. Разве что по грибы,  по ягоды…

– А вы сами, почему уехали из своего  вологодского Верхне-Спасского Погоста?

– Ноги стали отказывать – застудил, ревматизм заработал. Если бы не это – остался бы, мне там хорошо было. Притом, что деньги отсутствовали вообще – на дорогу до Вологды всем приходом копили. Надо было на епархиальное собрание ехать – всего четыреста километров и без особого шика, в общем вагоне – накопили только в один конец. На обратную дорогу батюшки скинулись.

– Отец Ярослав, как вам кажется: почему в атеистической  стране СССР отношения между  людьми были чище, да и в целом  жизнь – нравственней, чем сегодня, когда возводятся сотни храмов; выходят православные издания, вещают  телеканалы?

– Тогда в государстве и обществе сохранялась система традиционных ценностей. Официальную  идеологию (по крайней мере, с войны начиная, а может, и ранее) можно определить, как «безрелигиозное христианство». Потому народ ее и принял, переварив чуждый марксизм. Надо быть честным, добрым, беречь свою семью, выручать товарища, любить Родину. Литература и искусство старались утверждать и пропагандировать именно такое мировоззрение.  А рухнуло все потому, что стены эти  не опирались на религиозный фундамент –  стояли не на вере в Бога как краеугольном камне, а на вере в человека. Священное Писание не зря предупреждает: если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится.

СССР был несомненно крепче, мощнее, чем сегодняшняя Россия, но тоже далек от всеобщего благополучия. Ведь откуда государству взять энергию для созидания, мощи? Только из людей вычерпать. Так было и при рывке Петра I и при советской индустриализации. Это закон сохранения энергии…

Любой строй содержит в себе и плюсы, и минусы. Были таковые и при советском социализме, есть таковые и сегодня. Поэтому глупо мечтать о возвращении куда либо назад – в Советский ли Союз, в императорскую или допетровскую Россию. У Бога нет дороги назад – только вперед. Он Сам идет, и нас ведет… По-житейски нам, конечно, не хватает той стабильности, которая была в 70-х, когда можно было как-то планировать на годы вперед, устраивать судьбу детей. Для христианина ведь очень важно иметь  мир в душе. А сегодня у людей сплошная нервотрепка и полная неопределенность насчет даже ближайшего будущего. Да и у бывших братских народов не лучше. Смотрите, что происходит  сегодня на Украине! Торжество клинического  идиотизма, да и только.

Мы на каждой  литургии читаем молитву о восстановлении мира там. Но, думается, к сожалению, смута на Украине надолго, и крови еще немало прольется…

 А ведь такие  события кардинально меняют жизнь целых поколений, даже если люди не  сразу осознают это. Как крематории в нацистских лагерях. Как расстрел нашего «Белого дома» из танков в 1993-м. Когда я увидел это своими глазами, сразу понял – жизнь теперь станет принципиально иной, люди станут другими... Интересно, что я тогда приехал из Вологодской области в Москву на два дня за нательными крестиками – крестить много приходилось. Господь привел меня увидеть бедствие.

– Давайте вернемся к литературе. Возможно ли возродить ту литературоцентричность, которая была в нашей стране? Когда хорошие книги были нарасхват, в школе серьезно изучали и знали классику, огромными тиражами выходили толстые журналы, литературные критики отслеживали процесс?

– В нынешних экономических реалиях, в нынешнем состоянии общества и властей мне это трудно представить. Интернет все это не заменяет. Когда я еще только начинал писательскую деятельность, обзорная статья литературного критика в газете «Правда»  сразу определила, кому я следую в прозе, в какой «лагерь» меня зачислить. Писатель был существенной смыслообразующей фигурой  – и для общества, и для власти. Сегодня же он, в любом случае, нечто необязательное, досуговое. Если его вообще замечают.

– Уместен ли императив «литература  должна», а дальше то-то и то-то?

– По-моему, нет. Это примерно,  как «Церковь должна». Да ничего  они не должны! А  вот каждый из нас: священник ли, писатель – должны жить по-людски. Критериев, по-моему, только два. Первый – кому служишь: Богу или рогатому,  а второй – профессионал ты, или нет. Вот и все, больше ничего не требуется. Если человек хочет приносить добро, но делает это либо из тщеславия, либо непрофессионально и при этом очень активен, то от него вреда бывает куда больше, чем пользы.

– На каких писателях вы, что  называется, «росли»? Изменился ли  со временем этот пантеон?

– Каким был – таким  и остался: Пушкин, Гоголь, «Записки охотника» Тургенева, Лесков, Бунин, Чехов, Паустовский, Нагибин, Казаков. Я назвал тех, кто мне особенно близок как прозаику. Разумеется, я ценю величие Толстого и Достоевского, считаю выдающимися мастерами Шмелева и Булгакова, Шолохова и Распутина. Но они на меня не так повлияли как те, которых я перечислил ранее.

– А современные писатели?

– Я, честно говоря, немногих  из них читал. Лучше не  буду об этом говорить… Я уже  полвека в литературе, и мне  необязательно съесть все яйцо, чтобы понять, что оно несвежее. Больше всего мне не нравится привкус шоу, сопровождающий иных модных писателей. Вроде того, что еще книжку не начинал писать, а ее уже рекламируют и по ней уже начинают кино снимать…

– И как сегодня писателю выживать?

– Понятия не имею. Я лично выживаю с трудом. Как священник служить в полную меру, увы, уже не могу: очень плохо вижу. Отец дьякон, дай Бог ему здоровья, возит меня  на службу  в храмы Патриаршего подворья  в Зарядье. По субботам-воскресеньям и на большие праздники. В основном – исповедаю… 

– Благодарю вас, батюшка! Дай Бог вам здоровья, а нам новых ваших книг!

 

Беседу вел Андрей Самохин

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Горб
26.06.2017 20:28
ДИАГНОЗ ПОСТАВЛЕН НЕ ТОЛЬКО НАМ НО ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ - если век 20-й стал веком научно-технического прогресса то 21-й век рискует явиться как век морально-нравственного регресса. Далее уже ничего не будет.
Лесник
26.06.2017 13:33
     Глубочайшая мысль отца Ярослава - не религиозное христианство! Именно это обеспечило нашу ПОБЕДУ и успехи СССР. Ну а когда к полно власти пришли нехристи со свечами в храмах, и даже в рясах, то начался наблюдаемый нами прискорбный упадок. Сколько ни кричи, что Россия поднимается(халва, халва), деструкция бьёт в глаза. Прежде всего духовная. Сплотимся братья во Христе!
Петр
26.06.2017 13:06
Все верно уразумел, оценил и сказал нам отец Ярослав по вере православной христианской. А что делать в нынешнем состоянии общества государства России сегодня при всех разногласиях внутри, вследствие нашествия более из вне богоборческого духа дьявола и сатаны через МСИстребления (боговдохновенных от рождения душ человеческих)?
Сегодня этот дух зла, злобы и неправды "сильными мира сего" ("престол" их в США) через свои СМИстребления пытается покорить мир под своего "бога" мамону.
Для этого им надо устранить из мировых сообществ их религии, веры традиционные тысячелетние в истинного Бога Творца Вседержителя и Спасителя ВЕЧНЫХ ДУШ человеческих. Истинный Бог для верующего - это всеобщая любовь, добро, милосердие, правда и справедливость.
Последние два десятилетия неверные со своим "богом" мамоной (долларом) ведут кровавые войны против народов, обретших, исповедующих и хранящих религию и веру исламскую и  христианскую (Югославия, Ливия, Египет, Сирия и уже, вероятно, Украина). В ЕС, запуская насилием в его государства озлобленных исламистов из разоренных Ближнего Востока и Северной Африки, задумано столкнуть их с остатками христианства, особенно сохранившегося в православных странах - Греции, Болгарии, Румынии и католических в Польше и Италии, чтобы погубить обе веры, исповедующие веру в Бога Творца и Вседержителя.

Наступили апокалиптические времена кровавого насилия и искоренения, верующих в Истинного Бога, народов и их государств (кроме иудейства и Израиля, это отдельно), чтобы покорить (глобализовать?) весь мир под "семиглавого зверя" ( сегодня это семерка G7) и "одноглавого зверя" (Китай, его древний символ змей-дракон), которые объединятся, чтобы никто, ни один человек, "не мог ни купить, ни продать, не приняв имя зверя на чело или правую десницу, или число имени его, которое ... 666" (читай апокалиптическое "Откровение" Святого Апостола Иоанна Богослова). Для этого нам уже давно присвоили вечные ИНН (вместо вечной души?) и в дальнейшем всем нарождающимся поколениям будут присваиваться,  которые (ИНН) будут скоро, если отрекаемся от Истинного Бога!, вживляться как чипы на "чело или на правую десницу".

Что делать? Обретать каждому веру христианскую православную спасительную  для спасения вечной души, ущемляя, покоряя волею, жертвуя бренным (70-80 лет) телом, ради спасения вечной души в Боге, в Царствии Божьем, и государства православного Руси-России
и ее Русской православной церкви с  и/и под Богом для спасения последующих поколений и государства с Ним.

Сегодня осталась у человека одна свобода выбора - обрести в церкви Бога в душе и жить для спасения вечной души в Царствии Божием, или жить без Бога (70-80 лет) по похотям пяти чувств телесных - зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния с духом дьяволаи сатаны от "бога" мамоны. Обратиться к Богу, обрести Его и ни при каких обстоятельствах и соблазнах мира сего не соблазниться и не отказаться от спасительной православной христианской веры в Единого Бога Творца Вседержителя.                  
Серёга Петрович
25.06.2017 11:15
Глава 2. Родовые особенности антисоветского (русофобского) мышления
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj8.htm#hdr_16
1.Иррационализм и тоталитаризм мышления.
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj8.htm#hdr_16

2. Некогерентность мышления
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj9.htm#hdr_18

3. Гипостазирование
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj11.htm#hdr_21

4. Пессимизм
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj14.htm#hdr_25

5. Принижение проблем.
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj15.htm#hdr_27

6. Евроцентризм.  
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj16.htm#hdr_28

7. Социал-дарвинизм.
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj17.htm#hdr_29

8. Моральный релятивизм.
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj18.htm#hdr_30

9. Психология гунна
http://www.situation.ru/app/rs/books/as_proj/as_proj19.htm#hdr_32

Европа против России. 9 мая Сталин Ленин Русский народ.
https://yadi.sk/i/wjhLaQA33KNPQw

Об опаснейшей для русских ГНУСНОСТИ - УКРАИНСТВЕ. общ https://yadi.sk/i/zj6fWTwgsoWtG
из Болгарии
23.06.2017 12:28
Многая и благая лета отцу Ярославу! Спасибо, батюшка, за мудрое пастырское слово и за прекрасные, с любовью написанные, рассказы.
валерий
22.06.2017 22:46
   Ужасная эпоха ,
   За храмом строим храм .
   Твердим , что верим в Бога ,
   Но Бог не верит нам .  

              Н. Зиновьев .
Татьяна
21.06.2017 21:29
Спаси Вас Господи, о. Ярослав. Спасибо за чудесные рассказы.
Панджшер
21.06.2017 11:24
Молодец, батя! Честно и умно.
Реалист. Украина
21.06.2017 9:37
И все будет идти к руинам духовной жизни до тех пор, пока веру русскую в Творца Всевышнего будет неуклонно подменять и заменять в промысел особо успешный дельцами, которые превращают , даже не скрываясь в коммерцию, обогащая свою мошну, причем с именем Христа на своих устах...
Петр Петрович
21.06.2017 2:34
\\Литература ни в  коем случае не должна опускаться  до уровня «массовки». Нужно, чтобы  к ней поднимались. А сегодня все  делается с точностью до наоборот.\\

Сравнивать "до" и "после", несомненно, полезно для понимания происходящего. Но особенно важно, с какими "до"? До революции народ в массе своей ничего не читал, ибо был безграмотен или малограмотен. О каком же "до" тоскует протоиерей Ярослав Шипов? Оказывается, о советском, когда в цех деятелей искусства советское государство халтурщиков старалось не брать и высокое искусство в те времена было нацелено на широкую аудиторию - всё население СССР. Сейчас тоже есть высокое искусство, но оно не для широкой публики и обречено пробивать себе дорогу, словно травинка сквозь асфальт, конкурируя в тяжелейших условиях с халтурой, единственная цель которой - собрать денежный урожай с миллионов граждан, не приученных с детства к высокому искусству. Попса и джинса стали "духовным" кормом для большинства населения страны. На этом суррогате искусства невозможно пройти путь "через душевное к духовному". Ну, разве что, для очень небольшого числа людей, которые всякую дрянь не употребляют. Теперь можно сравнить "до" революции и теперешнее "после" и поставить между ними знак равенства. Бежали из коммунизма за духовностью, а прибежали к дореволюционной бездуховности. Почему? Да потому что это советской власти был нужен человек духовный, а буржуазной власти нужен потребитель, и чем он тупее, тем легче на нём делать деньги, продавая ему суррогаты вместо шедевров.






Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.