Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

29 апреля 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Бесплатная медицина, воплощенная советская мечта, похоже, навсегда канула в Лету.
28.04

Как чиновники решают «государственные проблемы» за счет бедных.
25.04

Правительство утвердило новый прожиточный минимум, понизив его на 200 рублей.
18.04

Беседа с доктором филологических наук, профессором.
12.04

В Твери состоялся траурный митинг, посвященный памяти жертв теракта в Санкт-Петербурге.
11.04

Как телеведущий Владимир Познер занялся пропагандой наркотиков.
07.04

Передача соцуслуг частному сектору в регионах идет уже полным ходом.
05.04

Последствия террористической атаки могли быть еще более ужасными.
04.04

За что сегодня дают премию «Ника».
02.04

Как русская медицина отразила все противоречия нашего века.
02.04

Полноценного декрета о земле как не было, так и нет.
24.03

Идея принятия нового закона вызвала резкую критику.
22.03

Слово из Оптиной пустыни в Крестопоклонную неделю.
21.03

Беседа с академиком РАН, председателем Пермского научного центра Уральского отделения РАН, директором Института механики сплошных сред.
20.03

Заметки на полях одной необычной выставки.
17.03


Общество

Игорь Мосин: «Печатные СМИ впадают в кому…»

Беседа с генеральным директором журнала «Женское здоровье», известным медиа-экспертом
13.02.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Игорь Мосин: «Печатные СМИ впадают в кому…»

Нынче одним из важнейших элементов борьбы за умы становятся технологии. Не зря во всём мире озабочены их разработкой и совершенствованием. Понятно, что СМИ играют здесь не последнюю роль. Они формируют общественное мнение, они способствуют продвижению тех или иных лидеров, они провоцируют массы на «майданы». Не зря в свое время особое внимание прессе уделял вождь пролетариата В.И. Ленин. Уже в годы подполья, перед октябрьским переворотом 1917 года, он определил задачи новой печати как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора. Считал, что СМИ должны откликаться на все вопросы, выдвигаемые жизнью в разных областях.

Сегодня роль СМИ не стала меньше. Это понимают во всем мире, похоже, только не у нас. Газеты и журналы закрываются. Тиражи падают. Читатели остаются без полюбившихся им изданий. Что происходит?

Игорь Иванович, как-то не верится, что целая индустрия может вот так взять и «схлопнуться»…

– Именно это и случилось – натуральное исчезновение печатных СМИ. Про закрытие одних объявили, другие просто молча сошли с дистанции: «Русский репортёр», «Крестьянка», «Новые известия», «Московская правда», «Профиль», «Афиша»… А с этого года не будут выходить «Новое время», «Аллюр», «Тревеллер» и другие. Печатные СМИ на глазах впадают в кому...

Близки к закрытию известные еженедельники, научно-популярные и детские издания. Все участники рынка, за которыми не стоит государство или иностранный капитал, судя по всему, в 2017 году уйдут в небытие. Сотрудники компаний останутся без работы, а многочисленные подписчики – без привычного чтения.

Как же такое могло произойти в нашей, «самой читающей стране мира»?

– Дело в том, что после развала страны в издательской отрасли начала складываться абсолютно стихийная система отношений между издателями, дистрибьюторами и сетями распространения. Пока рынок рос, на жизнь хватало всем. В определенный момент развития дистрибьюторы стали выкручивать руки средним и особенно мелким издателям. Требовать несусветных денег за вход в сети, присутствие в них, продвижение изданий. Тех, кто пытался искать правду – просто выкидывали из сети. Достаточно вспомнить историю с «ТВ-парком». Издание закрылось именно из-за конфликта с дистрибьютором. Таких историй десятки. А сколько раз дистрибьюторы «кидали» издателей? И что самое поразительное – действенных рычагов давления на них нет.

Вот свежий пример. Издательские деньги дистрибьюторы внесли в качестве залога за участие в московских конкурсах за право торговать в киосках – без согласия издателей, на деньги издателей стали развивать свой собственный бизнес. Лично я не знаю ни одной отрасли, ни у нас в стране, ни в мире, где сложилась бы такая дикая система взаимоотношений между производителями товара и распространителями.

Невидимая рука рынка привела к тому, что хвост начал вилять головой. И сейчас хвост изо всех сил пытается выжить за счет головы.

В отрасли печатных СМИ, к сожалению, так и не сложился цивилизованный механизм взаимоотношений между всеми участниками рынка. Со стандартами работы, правилами поведения, нормами взаимоотношений.

А раз нет механизма, который обеспечивает всем игрокам рынка равные права и обязанности, то нет и путей решения, как системы, общих отраслевых проблем. Сколько бы мы ни собирались, к чему бы друг друга ни призывали, весь пар уходит в свисток.

Об этом механизме мы пишем, говорим не один год. Толку ноль.

Все равно не верится, что такая отрасль может исчезнуть. Ведь это вопрос уже политический. Даже в более трудные времена – вспомните постреволюционные или предвоенные годы – государство запускало всё новые и новые издания. Те же научно-популярные, детские. Пыталось как-то сохранить информационное пространство… Что же делать?

– Прежде всего каждый издатель и дистрибьютор должен понять, что старая, исторически сложившаяся после революции модель наших взаимоотношений умерла. Сегодня игроки, по большому счету, ничем не связаны, ничего друг другу не должны и каждый тянет одеяло на себя. Кризис лишь углубил эти явления. Теперь надо переходить на новую модель развития. Она, кстати, заложена в Законе о саморегулируемых организациях (СРО) в СМИ. Его подготовила «Единая Россия» ещё в 2013 году. Но в 2015 его отклонили. Было много замечаний.

Думается, с учетом нынешней катастрофической ситуации необходимо снова вернуться к этому закону. Доработать его так, чтобы он превратился в реально действующий механизм саморегулирования отрасли. С правилами, стандартами, нормами для всех участников рынка. Мелких. Средних. Крупных. Для всех без исключения. Суть проста: вышел на рынок СМИ – работай по утвержденным правилам. Нарушаешь правила – вон с рынка.

Помнится в советское время, если, скажем, областная газета запаздывала к читателю, это было предметом серьезного разбирательства у первых лиц области. Сегодня о помощи взывают целые категории изданий – литературные, научно-популярные, молодежные, детские, экономические, специализированные. Газетные киоски по десятку в день исчезают. Книжных магазинов становится меньше, чем в дореволюционной России. Где невидимая рука рынка, которая, как нам обещали, должна все привести в норму? Где политика государства в отношении СМИ?

– «Невидимая рука» рынка приводит к тому, что сильнейшие выживают, а все остальные погибают. На нашем рынке идут точно такие же процессы, как и в остальных секторах экономики. Налицо типичный системный экономический кризис, характерный для эпохи раннего становления капитализма. Кто из издательских домов останется на рынке к концу 2017 года? Любой издатель ответит – «Бурда» – 70 изданий, «Бауэр» – 100 изданий, «Шкулев-Херст» – 11 изданий. Именно они и будут «просвещать», развивать, информировать и воспитывать российских читателей.

Как так получилось, что иностранный капитал занял лидерские позиции в вашей отрасли?

– В 1991 году страна из одной политико-экономической формации начала переходить в другую, переходить на капиталистические рельсы развития. Кто, что тогда из нас понимал в рекламе, технологиях продвижения, механизмах создания издательского продукта? Никто понятия не имел о рынке. Советские издания под это не были заточены.

Как только рынок СМИ открыли, первой подсуетилась «Бурда». Потом пришли и «Бауэр» с «Херстом». С деньгами. Рекламными брендами. Отработанными информационными концепциями изданий. Знанием рыночных технологий их создания и продвижения.

Пока мы только осваивали рыночные технологии, учились уворачиваться от кризисов и финансовых пирамид, они уверенно занимали наш рынок. С самого начала это была недобросовестная конкуренция. Игра называлась – профессионалы против любителей. Результат сегодня налицо. Другим он и не мог быть. Государство просто сдало свой рынок СМИ. Кто-то подобрал. К кому претензии?

А вот в деградации рынка СМИ, уверен, виноваты именно крупные издательские дома. Только крупные игроки могут навести порядок на рынке. Но сколько на моей памяти ни взывали и ни обращались к этим господам построить дистрибьюторов через право поставки изданий они так палец о палец и не ударили. И не ударят. Чем больше конкурентов умрет, тем для них лучше. Эпоха дикого капитализма продолжается.

Старательно делают вид, что «чужие» проблемы их не касаются. Призывают всех становиться как они – большими, рекламными, эгоистичными. Абсурд. Еж не может стать львом. В природе должна быть гармония. Все нужны.

Интересна роль государства: за налоги спрашивает все строже, а вот от наведения элементарного порядка на рынке СМИ полностью самоустранилось...

– Кстати, ирония истории: в следующем году будет 100 лет, как большевики приняли декрет о ликвидации безграмотности. Толчком послужило понимание того, что никакая индустриализация страны невозможна с безграмотным населением. Основная роль опять-таки тут отводилась периодической печати. И о чем приходится нам говорить спустя 100 лет? Стыд и позор.

Разве переход на новые технологии, укрепление конкурентоспособности экономики уже в наши дни возможно с населением, которое читает все меньше и меньше? Интернет – это средство общения. Там не читают, а смотрят. Он не созидает, а больше дебилизирует. С уменьшением периодики у нас исчезает и культура чтения.

Пока же участники нашего рынка мне напоминают реальных самоубийц. Если кто-то из издателей думает, что его минует печальная чаша, думаю, он ошибается. Доктор-кризис доберется до всех. До кого-то, возможно, чуть позже, но доберется. Тенденции таковы. И изменений к лучшему пока не видно.

Думаю, в Гильдии печати периодических изданий (ГИППе) надо создать рабочую группу по переходу на СРО. Связаться с «Единой Россией» и дотянуть, в конце концов, этот закон. Попытаться с помощью профильных ведомств как можно быстрее его принять в интересах всей отрасли СМИ.

А самим себе надо честно признаться: наша отрасль не способна самостоятельно перейти к саморегулированию. Мы снова утопим всё в говорильне, конфликтах, амбициях. Нужна помощь «сверху», от государства.

Налоги же мы исправно платим. Рабочие места создаем. Удовлетворяем информационные запросы и читателей, и того же государства. Пусть государство своей властью и поможет навести порядок в отрасли. Требуются ведь чисто организационные усилия. Кстати, мы не первая отрасль, которая переходит на рельсы СРО. Проблемы у всех одинаковые.

Есть же над нами чиновники, министры, депутаты. Хорошо бы сейчас объединить все усилия для решения одной задачи – спасти отрасль печатных СМИ. А ГИПП должна стать мотором этих преобразований.

Другого пути просто нет. Или дальнейший развал, или возрождение на базе государственного закона о саморегулируемой организации в СМИ.

Беседу вёл Евгений Иванов


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии


ИльяС
18.03.2017 6:53

Невидимая рука рынка.... вот она невидимо и руководит. Понадеялись на то, что все само собой устроится. Как бы не так! Естественно, что западный капитал плевал на санкции, если есть возможность заработать. Пусть будут последовательны - введут санкции на российские СМИ и уйдут  с нашего рынка в знак протеста. Бурда, Херст,Бауэр" - до свидания! Или нет?

Владислав Аникеев .Тула.
19.02.2017 12:52

Я 60 лет в печати.20 лет был собкром "Советской России" по автономным респуликам Поволжья,Дальнему Востоку,не-чернозхемье и 10 лет собкором "Строительной газеты","Трибуны","Гудка.Член СП России.Сейчас выпучкаю семейную шеополитическу газету "Куликовский набат" с девизом "Лишь тот лдостоин жизни и свободы,кто наждый день за них идет на бой".Грозят.Судятся.Но ,сдава Богу не закрыли.поскольку тем,кому на меня жалуются,интрерсно смотреть за на мое гладиаторство.Это я к тому,что мое мнрение-выстраданное.Нужен ЗАКОН об обязательном реагировании власти на объективные и доказательные выступления  печати.Тогда народ будет за нас.

ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
17.02.2017 12:34

Надеюсь,  "Козломолка" тоже пропадёт!

Г
14.02.2017 19:47

Сдох Максим, но и фиг с ним! Инет оказался сильнее, вот и сказочке конец. Сколько можно шельмовать читателей? Отказываются они шелупонь всякую потреблять, в Инете можно найти все, что душе угодно, вот и уходит читатель.

ТТС
14.02.2017 7:22

Одна из причин упадка СМИ это их теперешнее содержание, яркий пример "Комсомольская правда".  От прежней газеты в ней остались разделы политики, ну еще публицистика, зато накатил вал бульварных, желтых материалов - всяких сплетен о похождениях "попс-богемы", т.е. идет неприкрытый процесс зарабатывания бабла на "желтизне", руководителей и владельцев газеты не волнует, что они позорят название газеты и т.д. Ну и кто пойдет покупать эту писанину, когда можно прочитать в Инете. Подобные издания должны иметь господдержку, но и жесткий контроль за содержанием публикаций.

Костя
14.02.2017 0:59

Ну, за что издатели/писатели боролись - за свободу - на то и напоролись: теперь они полностью свободны - от работы, от типографий, от читателей. Что ж не радуются свободе?!

Юрий Афанасьев-Широков
14.02.2017 0:48

Игорь Иванович! Спасибо!
Узнал для себя много полезной информации, подталкивающей к дальнейшим размышлениям.
Интервью заострено на локальной проблеме отсутствия цивилизованных отношений на рынке СМИ. Но есть и более масштабные НО... Данная "раковая опухоль" находится в культурно-цивилизационной системе, "обеспечивающей" функционирование всего "организма": там и профанация современного массового образования (интеллектуального уровня сегодняшнего читателя СМИ); растление умов ничем нравственно-неограниченным потребительством; восхищение стилем жизни, культивирующим агрессивно-хищное существование в окружающем социуме.
То, о чём ты говоришь с нескрываемой горечью, соответствует этой системе даже не столько экономически и политически, сколько ЭТИЧЕСКИ. Прозападные издательские монстры "обслуживают" прозападный российский "продвинутый" мидл-класс, не обращая внимание на "мелкую рыбёшку", продолжающую в силу воспитания бултыхаться в своей "духовке" (Ждут, когда поколение "рыбёшки" /мы!/ вымрет).  ... Не будет ли на практике гос.закон о саморегулируемой организации в СМИ похож на борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами?
Хотя я и поддерживаю тебя в этом - в твоём упрямстве: как говорил герой А.Фадеева, - "Надо жить и исполнять свои обязанности".  

Почтальон
13.02.2017 20:46

Еще одного монстра хотите посадить на шею издателям?

И.Якут
13.02.2017 19:31

1. Понятна озабоченность Игоря Мосина - все валится и мало кто выживет. А вот почему это происходит - из интервью не слишком понятно. Наверное для профи, кто крутится в этой сфере, сказано достаточно. Для неискушенного читателя - нужны разъяснения и, желательно, с примерами.
2. С финансовой точки зрения вроде как ясно - кризис, люди на всем экономят, покупают лишь самое необходимое, чтобы выжить. Очевидно, что печатные СМИ к "необходимой" категории не относятся.
3. "Интернет - средство общения". Вот здесь ошибка явная. Это мощное средство информации, наравне с ТВ и радио. В инете можно найти достаточно много качественной информации, причем быстро, сравнить различные точки зрения. И конечно же, инет забрал часть функций печатных СМИ.
4. Можно ли противодействовать инету? - Можно. В качестве примера приведу политику журнала "Эксперт". On-line страница у журнала имеется. Но чтобы прочитать публикацию полностью - плати денежку. Дешевле купить в киоске (в Питере - 60 р, в метро - 79 р). Тираж - 91 тыс., но складывается впечатление, что от силы выкупают половину. И есть ощущение, что скоро загнется, несмотря на явную популярность в деловых кругах.
5. После Егора Яковлева, который долгие годы возглавлял редакцию МН, газета пошла загибаться. Затем за нее взялся Виталий Третьяков и сделал из нее супериздание со звездным составом публицистов, на деньги израильского миллиардера "советского" происхождения.
Оказалось - невыгодно. Это - как пример того что звание лучшего еженедельника страны не спасает от небытия. И говорит о том, что государству придется озаботиться проблемой с печатными СМИ.

Резец
13.02.2017 14:02

Прекрасная идея все отдать на откуп рынку. В результате все активы перешли к зарубежным финансистам , которые и являются невидимой рукой рынка. С удивлением узнал, что нет ни одной крупной российской компании, которая бы принадлежала России. Все давно сосредочилось в невидимых руках зарубежных буратино. Что делать? Возвращать свое. Активы все национализировать, как это делают во всех цивилизованных странах. Прессу свою поддержать. На иностранных агентов наложить дополнительное налоговое бремя. И
пусть трудятся на благо рынка.

дядя фили
13.02.2017 13:42

Не схлопнутся,а прихлопнутся,вот и весь расклад! Как по кальке,переписывать новости из одной газеты и журнала! Смысл перепичатывать  новости!

Людмила
13.02.2017 13:42

Да, ситуация тревожная. Жаль, что исчезают хорошие издания. Очень нужен умный и содержательный глянец. Но сегодня культура чтения трансформируется. Те журналы, что останутся - только "филиалы рекламы", промывка мозгов, воспитание покорного потребителя. Отдали свой рынок - западному врагу. На этом фронте битву за умы и души проиграли...

Анатолий Поляков
13.02.2017 12:01

А когда уничтожалась российская промышленность, образование и медицина, где были печатные СМИ? Теперь наступил Ваш черед, и никакой закон, тем более от "Единой России", не поможет...  

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Харьковский срез

Как живет сегодня старинный русский город, некогда первая столица УССР.

Двенадцать

В Литературном музее проходит выставка «Русские писатели как зеркало революции 1917 года».

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Аналитический портал о Балтийском регионе Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта