Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2018
Храм – это корабль спасения

Храм – это корабль спасения

Проповедь из Оптиной пустыни в дни Рождественского поста
Игумен Тихон (Борисов)
06.12.2018
Храм – это корабль спасения

В мире много лестниц. И очень много людей и ангелов, восходящих и нисходящих по ним. Жизнь – это вообще ступени. Делает свои первые несмелые шаги младенец, открывая для себя неизведанный прекрасный мир. Совершает последние усталые шаги старик, открывая для себя Вечность. Каждая ступень – это познание чего-то нового, неожиданного, порою чудесного и таинственного. Но она может оказаться и ступенью испытания, жизненного кризиса, страшного волнующего вопроса. Как хорошо было бы, если бы наша жизнь стала лестницей в Небо!

В самом начале Рождественского поста, когда нам предстоит еще долгая дорога, мы таинственно и благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. И Святая Церковь уже сейчас предлагает нам начинать литургически переживать грядущее Рождество Христово в праздничных ирмосах: «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите!»

И сегодня мы молитвенно созерцаем, как рожденная по обетованию от святых своих родителей праведных Иоакима и Анны, юная трехлетняя Богоотроковица поднимается по таинственным ступеням храма во Святая Святых. «Ангелы и человецы, Девы вхождение почтим, яко со славою вниде во Святая Святых». Тут и радостные благочестивые родители. Здесь ее ровесницы и юные девы с цветами в руках. И первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, удивленный и, по внушению Духа Божия, введший маленькую Марию в самую внутреннюю часть храма, куда и он сам-то входил только один раз в год.

Прежде чем Пречистая Дева Мария стала Божией Матерью, Ей надлежало Промыслом Божиим быть введенной в Иерусалимский храм. Храм, молитва, богомыслие, слово Божие становятся Ее жизнью. Не частью жизни, не отдельным ее сегментом, а всей жизнью, всей полнотой.

Она погружается в пространство преданности воле Божией, в ту область, где кроме Божественных путей нет никаких других. Ее сердце приуготовляется к самой большой Тайне, имя которой – Христос.

Святитель Григорий Палама говорит: «Если древо познается на основании своего плода, и “древо доброе и плод добрый творит”, то Матерь Самого Добра и Родительница присносущной Прекрасности, ужели несравненно не превосходит Своей прекрасностью все прекрасное, сущее как в мире, так и премирное? И если описанная в Евангелии благоразумная женщина, услышав немного спасительных слов от Господа, воздала ублажением и благодарностью Его Матери, поднявши и возвысивши свой голос из среды народа и, обратившись ко Христу: “Блаженно чрево носившее Тя и сосца, яже еси ссал”, то мы, имеющие все слова жизни вечной записанными по порядку, и не только слова, но и чудеса и Страсти, и благодаря им Восстание из мертвых нашего естества и Вознесение от земли на небо, и в силу сего обетованную нам бессмертную жизнь и неизменное спасение, ужели не будем непрестанно прославлять и ублажать Матерь Начальника нашего спасения, Дарователя жизни, – празднуя Ее и зачатие, и рождество, и, теперь переселение во Святая Святых?!»

Пройдет время, и Она, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», на слова Архангела о рождении от Нее Спасителя вдохновенно ответит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она явится Той, семя Которой сотрет главу змия. В лице Божией Матери человечество вышло навстречу Богу, восхотевшему спасти род человеческий. Человечество принесло воплотившемуся Богу в дар от себя Матерь Деву. Об этом очень поэтически говорится в грядущих стихирах на Рождество Христово: «Что Тебе принесем, Христе, яко явшся ecu на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары; пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

Богоотроковица Мария прошла 15 ступеней, не поддерживаемая никем. Конечно же, поддерживаемая Богом! Она поднималась в высоту. Но, войдя в храм, она оказалась в самой глубине, во Святая Святых. Высота и глубина!

Это постепенное восхождение ввысь, прообразует то восхождение, которое совершает каждый человек, пришедший к вере. Это – его приобщение к соборности Церкви, его воцерковление.

Это – его личные ступени обретения веры. Но еще должно совершиться вхождение внутрь себя, внутрь своего сердца, во Святая Святых своей души. «Царствие Божие внутрь вас есть». Вхождение внутрь – это Преображение человеческой души благодатию Святаго Духа. У каждого из нас свои ступени движения к Богу. Свое стремление во Святая Святых. Свой путь ввысь и в глубину.

Митрополит Вениамин (Федченков) в дневниковых воспоминаниях писал о встрече со святым праведным Иоанном Кронштадтским. «Батюшка! – спросил я великого пастыря, – скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?» «Откуда вера? – задумался старец. – Я жил в Церкви!» «Что значит, жили в Церкви?» «Что это значит? Я служил Божественную Литургию и другие службы, молился в храме, любил читать каноны святым. Вот что значит жить в Церкви».

Храм для нас должен стать самым возлюбленным пространством. Храм – это корабль спасения, это училище благочестия, это духовная врачебница, куда мы приходим лечить наши немощи. Через храм проходит вся жизнь от люльки и до гроба, от крещения и до отпевания. В храме мы плачем на исповеди и радуемся, вкушая Тело и Кровь Христовы.

И пускай в наших храмах иногда бывает тесновато. Это хорошо! В тесноте, да не в обиде. Одно «Господи помилуй!» в храме, говорят святые отцы, выше тысяч молитв дома. И если человек говорит, что храм ему не нужен, что у него Бог в душе, то это просто вежливая форма атеизма.

И самое страшное, если для кого-то храмом становится стадион, ночной клуб, казино, фитнес. Страшно, если ты всю жизнь поднимался по лестнице, а она была приставлена не к той стене. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «если человек растратит душу свою в пороках и грехах, то он не сможет ее выкупить, хотя бы и стал хозяином всех солнечных систем!»

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16,26) Страшно не только потерять свободу, страшно полюбить клетку: свои пороки, свои страсти, греховные привычки, в которых порою уютно, комфортно, тепло, удобно. Человеку хочется, чтобы все было «включено». Это влечение ко всему телесному, материальному, вещественному Достоевский назвал «плотоядной жаждой».

Жизнь это не просто отрезок времени, который надо успеть провести весело и красиво. Жизнь – это поручение! Это поручение Бога человеку наполнить свою жизнь смыслом, Истиной, верой, Христом, Небом. И не важно, чем мы занимаемся в жизни: строим дома, учим детей, подметаем улицу, готовим обед, служим в армии, лечим больных, самое главное – чтобы во всем, к чему мы прикасаемся в жизни, осталась частица нашего сердца. Чтобы мы все делали с молитвой, во славу Божию, а не в свою. Чтобы в нашей душе не поселилось равнодушие, пустота, высокомерие, самодовольство.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – восклицает апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы! (1Кор.3,16-47) Наш внутренний сердечный храм мы призваны не разорить, а украсить! Украсить любовью, смирением, покаянием, верой, великодушием, молитвой, благодатию.

Есть еще один очень важный аспект, прообраз, указание в сегодняшнем празднике. Введение Богородицы во Храм началось с жертвы. Пречистая Дева была пожертвована Богу ее благочестивыми родителями! В начале этого пути была жертва! Наша с вами жизнь тоже в ее глубине должна быть жертвенным служением Богу и ближним. Не только в воскресенье или в большой праздник – каждый день! Это сложно, трудно, но другого пути ко спасению нет.

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Не всякий может быть царем или князем, не каждый может быть патриархом или игуменом, или начальником, но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно!»

Пусть наши жизненные ступени будут ступенями ко Христу, к ближнему, к Свету, к мудрости, к чистоте, а не ступенями лжи, безверия, подлости, зла и страха.

Лестницы ведут вверх и вниз. Но есть лестница, ведущая внутрь. Опускаясь по ней вглубь своего сердца, мы поднимаемся вверх к Богу!

У свт. Тарасия, патриарха Константинопольского, есть удивительные слова, целый гимн, посвященный Богородице. Давайте присоединим наши сердца к этой небесной молитве: «Мы же, народ Божий, «люди избранны» (Тит.2,14), сонм православных, чада благодати, празднуя введение Девы во храм, душами чистыми и нескверными устами почтим сие светлое торжество, радостное для ангелов и достохвальное для человеков, и «радуйся» – Гавриила со трепетом и радостию возопиим Всесвятой. Радуйся, благословение Отчее, чрез которое в концы земли явилось Богопознание! Радуйся, честное селение Сына! Радуйся, несказанное жилище Духа Святаго! Радуйся, святейшая Херувим и славнейшая Серафим! Радуйся, пророков преславная проповедь! Радуйся, апостолов всемирное оглашение! Радуйся, мучеников преславное исповедание! Радуйся, патриархов многохвальное славословие! Радуйся, святых высшее украшение! Радуйся, святителей величайшее служение! Радуйся, грешников нерушимое пристанище! Радуйся, плавающих преславный кормчий! Радуйся, болящих врач безмездный! Радуйся, умирающих воскресение надежное! Радуйся, матерей радость непорочная! Радуйся, старцев крепкий посох! Радуйся, юношей Божественная водительнице! Радуйся, младенцев светлое охранение! Радуйся, всех под небом ходатаице! Радуйся, неба и земли всеславное торжество! Радуйся, обрадованная! Господь с Тобою, сый прежде Тебя, из Тебя и с нами! Ему слава со Отцем и всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Александр
12.12.2018 13:31
Это просто невозможно читать. Как это глубоко и объемно. Можно растаскивать это все на части. И каждая частичка, при ближайшем рассмотрении оказывается морем бездонным. А чуть повернешь ее и видишь, как эта частичка является крохотной песчинкой, бездонного океана мира Божьего. Спасибо.
Русский паломник
11.12.2018 14:02
(1) На Святой горе такого кладбища, как мы представляем обычно, – большого и просторного, – нет. Кладбище на Афоне – совсем небольшой участок земли, куда погребают усопшего священнослужителя, либо монаха обители Афонской на три года. Все это время братия монастыря молятся каждый день о упокоении души новопреставленного раба Божия. Молятся, чтобы Господь его простил, помиловал и даровал ему спасение, привел его в Царство Божие. А после трех лет выкапывают тело. Если оно не истлело, то снова закапывают и еще три года за него молятся. И так бывает до трех раз. Девять лет могут молиться об усопшем. Если через девять лет тело не истлело, тогда считают, что этот человек так грешен, что Господь не принимает его в Свое Царство. А если после трех лет они видят, что кости желтоватого цвета и полностью тело истлело, то его выкапывают, очищают, пишут на черепе имя монаха и ставят главу на полочку. А остальные части тела тоже складывают в специальное помещение, где все эти косточки, каждая в отдельности, имеют свое место. Это специальное помещение называется "костница". В «костнице» постоянно дежурит монах. Один из них в начале XX века написал стихотворение-размышление - 1905 год, монах Виталий. Таким образом совершается чин погребения по отношению к усопшему монаху, подвизавшемуся на Афоне. Пребывая в монастыре, совершая подвиг монашеского жития, и после кончины инок монастыря не остается без попечения. После смерти о нем заботятся, о нем молятся, молятся очень усердно, чтобы Господь его помиловал. Если мощи белого цвета, то считается, что усопший помилован, а если желтого цвета, – значит, он спасен, то есть имеет совершенство духовное, достиг высокого совершенства и сподобился от Бога святости. Поэтому к такому усопшему относятся с большим благоговением и молятся с особым прилежанием.
Русский паломник
11.12.2018 13:56
(2) Монах Виталий (Св. гора Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь,1905 год)

Люблю бывать по временам, где скрыта тайна жизни нашей, где, может быть, сокроюсь сам, вслед за испитой смертной чашей. Здесь я минуты провожу, томим уныньем неисцельно. И здесь отраду нахожу, когда душа скорбит смертельно. Смолкает тут житейский шум – и вместо мыслей горделивых, приходит ряд суровых дум –судей нелестных справедливых. Передо мной убогий храм наполнен мертвыми костями. Они свидетельствуют нам, что мы такими ж будем сами. Немного лет тому назад (как жили те земные гости), и вот ушли они в свой град, оставив нам лишь эти кости. Не в силах были и они владеть собой в иную пору. И между ними, как людьми, бывали ссоры из-за сору. Теперь довольные судьбой, лежат, друг другу не мешая, они не спорят меж собой: своя ли полка иль чужая. Мы тоже гости на земле, и нам лежит туда дорога. Идем туда в какой-то мгле, не видя вечности порога. И святость любим, и грешим, гонясь за счастием – страдаем, куда-то всякий день спешим, и то, что важно, забываем. Боимся смерти и суда, желаем здесь пожить подольше, стараясь избегать труда, и чтоб скопить всего побольше. Не можем слова перенесть, иль чуть не ласкового взгляда, а скорбных испытаний крест для нас мучительнее ада. Других виним почти всегда, хоть сами Бога прогневляем, себя ж винить мы никогда и в самом малом не дерзаем. Для личной прихоти своей готовы потом обливаться, не спать подряд и пять ночей, во все опасности пускаться. Кривить душой на всякий час, безбожно совесть попирая. И все, что только тешит нас, к себе усердно загребая. За честь всегда стоим горой, ценим труды свои и знанья. И невниманье к ним порой приносит нам души терзанье. Таков есть страстный человек – хвастливый бог земного рая! Он суетится весь свой век, покоя день и ночь не зная. И всем безумно дорожит, пока здоровьем обладает. Когда ж болезнь его сразит, совсем другой тогда бывает.
Русский паломник
11.12.2018 13:52
(3) Ударит грозный смертный час – душа греховная смутится. И все, что дорого для нас, - со всем навек должны проститься. Безсильны нежности друзей, ничтожны ценности имений – они не могут жизни сей продлить хоть несколько мгновений. Напрасно с помощью спешат, и врач искусство изощряет: больному все трудней дышать – и он, конечно, умирает. Хладеет грудь и тускнет взор, все чувства рабски умолкают. И нас, как будто некий сор, поспешно в землю зарывают. Затем немного надо знать, что с нами здесь потом бывает: вот эти кости говорят… Им наша совесть доверяет. Один момент – и жизнь - мечта! Зачем же столько треволнений? Зачем вся эта суета и масса горьких наслаждений?
Мы забываем тот урок, Который смерть нам повторяет, что жизнь дана на краткий срок, и детство дважды не бывает. О смерть, кому ты не страшна? Кому ты только вожделенна?Блажен, кто ждет тебя, как сна, кто помнит, что душа безсмертна. И нет несчастнее того, кто вспомнить о тебе страшится: вся жизнь – мученье для него, и сей, однако, он лишится. А там – для праведных покой и радость вечно со святыми: для грешных – ад с кромешной тьмой, и участь их с бесами злыми. Теперь, быть может, что иной одежды всякий день меняет; умрет – положат лишь в одной, и той случайно не бывает. А тот, кто даром мудреца владеет, Бога же не знает, умрет – не более глупца, напрасно только жизнь теряет. Недалеко уж этот срок, и эта к вечности дорога, припомни, мудрый, тот урок: познай себя – познаешь Бога. Познай, откуда ты и кто, зачем пришел, куда идешь,
что ты велик и ты – ничто, что ты безсмертен и – умрешь.
Русский паломник
11.12.2018 13:03
Болезни, беды — путь означен,
Терпи, со всеми скорбь деля…
Мы все приходим с горьким плачем
В твою лечебницу, Земля.
Нас колют, режут, мы страдаем…
Увы, ничем не вразумить:
Свои палаты обживаем,
Не собираясь выходить.
Утихнет боль — блажим, как дети,
Забыв, что в Отчем Доме ждут.
Понять бы всем: на этом свете
Врачуются, а не живут.
(иеромонах Роман Матюшин
5-7 декабря 2018
скит Ветрово)
Русский паломник
10.12.2018 21:27
Иногда в начале комментария мы видим подпись с указанием сана - иерей, протоиерей и т.д. Сайт "Столетие"предоставил нам возможность оставлять свои сообщения в виде комментария без регистрации и под каким угодно именем. Назвать себя, здесь в комментариях, можно как угодно, хоть митрополитом.
Был здесь некто Быстров, так он благоразумно скрывал свой сан и видимо далеко не рядовой в РПЦ. А как только раскрыл себя, так сразу сам и ушёл.
---------------------------------------------------
Хочу объяснить почему я так резко реагирую - имеется опыт общения в православных и иных сайтах.
Когда в начале комментария мы видим подпись с указанием сана (священство), мы невольно выставляем такому сообщению более высокую оценку, чем он того заслуживает. Указание сана как бы является гарантией доверия такому сообщению. Да и спорить мирянину с батюшкой как-то не принято, не в традиции Православия.
Я советую всем нам обращать внимание не на подпись, а на сам комментарий, что он в себе несёт - глупость или мудрую и полезную информацию, добро или зло.
Русский паломник
10.12.2018 21:24
(1) Старец Серафим (Романцев) (1885-1975)
Великий Глинский старец схиархимандрит Серафим, как и старец Андроник, прошел тот путь, которым было суждено пройти множеству русских монахов и священников — старец был арестован, выслан на строительство Беломорканала, проживал в Киргизии, после войны жил в Ташкенте, где был духовником при кафедральном соборе. 30 декабря 1947 года старец вернулся в Глинскую пустынь, а в следующем году был назначен духовником обители.
После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды, будучи духовником кафедрального собора. И сюда к нему стекалось множество богомольцев. Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при старце Серафиме.
ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ. КАК СПАСАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕТ СТАРЦЕВ.
«Все имеют скорби. Они заменяют старцев, скорби попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других».
«...Мы должны все переносить с детской покорностью — и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Умножились ли скорби и болезни, опять: «Слава Тебе, Господи». Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, и опять: «Слава Тебе, Господи». Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях святых. А потому, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи». Болезнями и скорбями Господь врачует греховные раны нашей души.
Русский паломник
10.12.2018 21:22
(2) Переноси все трудности с благодарением к Господу, Он никогда не дает человеку крест, который тот не смог бы понести, и Своей благодатью укрепляет нас к преодолению трудностей. А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя божественную помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, все более и более удаляемся от Бога.
«Великий старец преподобный Серафим так говорил: «Не имеющий скорбей не имеет спасения», — а поэтому нам надо взять свой крест скорбей и трудностей житейских и понести его безропотно, благодаря за все Господа. Господь не возлагает на нас Своего Великого Креста, но заповедует взять каждому свой собственный, то есть быть готовым перенести столько страстей, внешних и внутренних искушений, сколько на каждого наводит наказующее, очищающее и вместе с тем милующее Провидение Божие. Так и настройтесь, чтобы всегда говорить, всем существом своим чувствовать: «Все для меня делает Господь». Так и во всей жизни: при нападении страстей и при всяких искушениях вражиих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях — во всех трудностях жизни говорите: «Все для меня делает Господь, а я сам не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он — сила моя!»
Как начать исправляться? — «Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: «Господи, сподоби мя любити Тя...»
«Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела — «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь — скорее кайся, если что нарушишь — тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух,ни на что и ни на кого не возмущайся».
Русский паломник
10.12.2018 21:20
(3) Многие жаловались на болезни, на что старец говорил: «Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны».
Большим утешением в болезнях был бы навык непрестанной Иисусовой молитвы. Она «прививается» только при сокрушении о грехах и смирении. Старец говорил, что опытно знающие о том, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней.
Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но зло побеждается благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущим.
Духовное богатство приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — и помилует.
суржик
10.12.2018 15:23
Ирина: Себе то вы верите? И вообще нет нужды верить всем и во всё. А если намёк про церковь то вы зря. Народ не обманешь.Его уже на меките не проведёшь.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
09.12.2018
Игорь Друзь
О вредных иллюзиях некоторых российских публицистов и экспертов.
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».