Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Экономика «большой ямы»

Экономика «большой ямы»

Куда закапывают наши денежки
Борис Кагарлицкий
04.03.2009
Экономика «большой ямы»

Растущее количество ям и долгостроев почему-то никак не сказывается на ускорении развития столичного региона. Но зато, несомненно, ускоряет денежные потоки в «нужном» направлении.

В свое время Джон Кейнс, объясняя, как лучше всего бороться с кризисом, посоветовал выкопать очень большую яму, зарыть в неё бутылки, набитые стофунтовыми банкнотами, а потом предложить частному бизнесу на основе тендера эту яму раскапывать. Действие совершенно бессмысленное, но в народном хозяйстве произойдет оживление: рабочих наймут, строительную технику закупят, прорабам, опять же, заплатят.  

Английский экономист, конечно, шутил. Но, по всей видимости, столичные власти восприняли его идеи совершенно буквально. Еще в 1990-е годы, когда дела в стране шли крайне плохо, в центре Москвы, на Манежной площади выкопали грандиозных размеров яму, ну, точь-в-точь по книге Кейнса. Потом эту яму лет пять закапывали. Правда, бутылок с банкнотами там зарыто не было, но, понятно, что компании, занимавшиеся работами, в накладе не остались.  

В конечном итоге на месте ямы возвели огромный торговый центр. Подземный. Над ним соорудили впечатляющих размеров стеклянный купол с аляповатой статуей. Ну, и еще вокруг других таких же статуй понаставили. Говорили, что первоначально эти объекты планировались для украшения детской площадки где-то на окраине города, но потом решили их отлить в бронзе и выставить возле Кремля. Стены Кремля подкоп выдержали – не впервой. А жители города, повздыхав и погоревав о старой Манежной площади, постепенно привыкли к новому ее диснейлендовскому облику. Казалось бы, инцидент был исчерпан. Но, увы, жизнь в столице полна неожиданностей. Закопав одну яму, городские власти задумали выкопать множество новых…  

Создается впечатление, что по количеству ям, вырытых на основных магистралях города, можно судить о глубине экономического кризиса. В первой половине 2000-х годов, когда положение дел в экономике улучшалось, копали значительно меньше. Но тут кто-то имел неосторожность пожаловаться, что в Москве возникли пробки, и движение автомобилей замедлилось. И вправду, проехать по основным улицам стало трудно. Даром, что в Москве, в отличие, скажем, от Лондона, улицы широкие - еще в тоталитарные времена Лазарь Каганович постарался, снеся, в подражание парижскому барону Осману, половину старого города. В Лондоне «красный мэр» Кен Ливингстон умудрился проблему пробок решить, переставив дорожные знаки, ограничив въезд транспорта в центр города и создав объездные магистрали.  

В Москве эти меры показались совершенно непригодными. А потому все трассы, где может проехать транспорт, просто разрыли. Ну, разумеется, с мыслью о том, чтобы позднее на этом месте что-то соорудить. Мосты, например, развязки, туннели. Много еще всяких идей имеется. Причем идеи в буквальном смысле слова золотые.  

Например, подсчитано, что метр Лефортовского туннеля обошелся дороже, чем метр знаменитого андронного коллайдера на границе Франции и Швейцарии.

Тот коллайдер пробивали, кстати, в скале, на большой глубине, для каких-то особенно важных научных исследований. А туннель прорыли в обычной московской почве, не слишком глубоко. Однако прорыли, видимо, как-то не так. Водители этого туннеля избегают. По количеству дорожно-транспортных происшествий на погонный метр в условную единицу времени этот туннель тоже одно из ведущих мест в мире занимает. Неординарное сооружение, вобщем. Только для транспортных нужд не совсем оптимальное.  

Живя возле Ленинградского проспекта, я могу ежедневно наблюдать все новые и новые строительные инициативы, сопровождающиеся почему-то не менее впечатляющими разрушениями. Деревья на проспекте давно все повырубили, трамвайные рельсы убрали. Подземные переходы зачем-то зарывают, а вместо них строят уродливые пешеходные мосты, которые тоже периодически ломают, а потом возводят на новом месте. В десятке метров от первоначального. Такие передвижные мосты стали уже своего рода приметой Ленинградки. Жаль только, что после очередного перемещения на старом месте тоже остаются следы в виде разбитых лестничных ступеней, арматуры и прочих следов уничтоженной постройки.  

С чисто экономической точки зрения, заканчивать строительство невыгодно. Объекты стоят дорого, финансирование, судя по всему, ведется постоянно, без перебоев. Причем на первых этапах, при рытье котлованов и прочих работах нулевого цикла капиталовложения осваиваются всегда в самом большом объеме. Напротив, работы завершающего этапа менее дорогие. Потому выгодно начинать, но не выгодно заканчивать. И, если очередному строительному подрядчику нужны деньги, лучший рецепт – вырыть новую яму еще до того, как закопали старую. А если, к тому же, был взят кредит, по которому подошли сроки погашения, или другие какие обязательства имеются, то из средств, выделенных на новый проект, легче всего закрыть долги по предыдущему. Тот же принцип пирамиды, только растут они не вверх, а вниз. Ну, и вширь, разумеется.  

До тех пор, пока в столице есть деньги, можно закапывать их в большие ямы, зарывать на строительных площадках и инвестировать во всевозможные масштабные сооружения. В условиях кризиса у столичных властей появилась новая забота: не допустить снижения цен на недвижимость. Казалось бы, идея несколько странная: жители города уже много лет стонут от этих цен, влезают в долговую кабалу, пытаясь купить квартиру, а мелкий и средний бизнес не может позволить себе занять хоть сколько-нибудь удобный офис. Цены на недвижимость сказываются и на аренде торговых площадей, что, в свою очередь, оборачивается дороговизной любых товаров, приобретаемых в столице - вплоть до хлеба, спичек и молока.  

Однако это - взгляд обывательский. С точки зрения большой государственной мудрости становится ясно, что благополучие предприятий строительного сектора, согласовывающих свои планы с городской властью, зависит от поддержания сверхвысоких цен на рынке недвижимости. Такие цены оправдывают любые затраты и любые проекты, даже откровенно абсурдные. К тому же все эти здания, пусть и не завершенные, представляют собой не просто строительные объекты, но и обеспечение для банковских кредитов. Упадут цены - проблемы возникнут и у банков. Это, несомненно, усугубит финансовый кризис, который и без того бушует на просторах нашей Родины.  

Выход один: скупать новые здания, нужные и ненужные, лишь бы цены на жилье и офисы не падали.

Кто будет в этих зданиях жить и работать, остается полной загадкой даже для городских чиновников. людям объясняют, что недостроенные дома надо обязательно перевести в собственность города, чтобы они не уродовали столицу своим жутким видом – не то еще стройка, не то уже руины. Не совсем понятно, почему городские власти верят, что здания как-то сами собой достроятся, если сменят хозяина. Но, предположим, у города средств хватит – и здания по завышенной цене выкупить и на свои деньги достроить. Только не забывайте, что тут вступает в силу правило насчет «начинать выгоднее, чем заканчивать». И, все же, поверим на слово. Достроят. Завершат. Доделают. Только откуда уверенность, что в завершенном виде эти сооружения будут выглядеть менее отвратительно?  

Человек, что-то помнящий из школьного курса базовой арифметики, не может не заподозрить, что денег на все сразу в городе не хватит, тем более, что сами же чиновники признаются: поступления в бюджет уменьшаются. А траты, как назло норовят увеличиться. Можно, естественно, сэкономить на социальных расходах, пенсионных доплатах и прочих ненужных статьях. Можно в очередной раз поднять цену на общественный транспорт. Однако это проблему финансового дефицита не решает.  

Разрытые ямы так и останутся зиять развороченным асфальтом на улицах города, за заборами будут стоять все такие же пустыри. И, по мере сокращения городского бюджета, будет расти число заброшенных городских строек. Есть, правда, небольшая надежда, что проблему транспортных пробок кризис решит сам, стихийно. А именно: автовладельцы разорятся, не смогут купить себе бензин и поставят свои машины на прикол. Хотя вероятнее обратный сценарий: уволенные менеджеры и выброшенные из закрывших контор представители «офисного планктона» примутся зарабатывать извозом. Таксистов на дорогих иномарках станет множество, а дорожные пробки как были, так и останутся. Кризис это одно, пробки – совсем другое.  

Рано или поздно с нашими ямами и руинами придется разбираться какой-то другой администрации. Ямы закопают, недостроенные и обветшалые небоскребы снесут, а то, что само упало, уберут - как строительный мусор. Посадят кое-где деревья. И помянут недобрым словом английского экономиста Джона Кейнса.  

Это ведь он, проклятый, придумал выкапывать ямы.  

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.