Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
ЕГЭ: зона смертельного риска

ЕГЭ: зона смертельного риска

О новом бестселлере - «Единый государственный экзамен. Белая книга»
Андрей Борисов
25.05.2009
ЕГЭ: зона смертельного риска

По своему общественному протестному резонансу с ЕГЭ может поспорить разве что зурабовская «монетизация льгот». Но та затея осталась в истории без своей так называемой «Белой книги». А вот у единого госэкзамена такая особая книга недавно появилась и сразу стала бестселлером.

В издании, вышедшем недавно в издательстве МГУ, - «Единый государственный экзамен. Белая книга» собраны статьи и тексты публичных выступлений огромной армии уважаемых в стране людей, пытавшихся остановить «продвижение в массы» бездумной затеи, на которую было угрохано не только немало бюджетных средств, но и средств из займов, сделанных в международных банках.  

В предисловии составители (профессора МГУ В.Я. Линков и В.А. Недзвецкий, старший преподаватель факультета журналистики МГУ И.В. Петровицкая) написали: «Эта книга могла быть раз в десять толще. Ведь откликов на введение Единого государственного экзамена в средних школах России и Болонской системы – в ее вузах, только за последние годы опубликованных в наших печатных СМИ и на соответствующем сайте Интернета, оказалось столько, что их компьютерная перепечатка заняла почти восемьсот страниц.  

Перед нами возник вопрос: а станут ли читать столь объемную книгу? В особенности весьма занятые руководители страны, которым она в первую очередь адресована?  

К тому же абсолютное большинство школьных и университетских преподавателей, российских академиков и политиков, писателей и публицистов, самих учащихся и их родителей, публично высказавшихся о последствиях внедрения ЕГЭ и Болонской системы в российское образование, по существу единодушно признавало их не просто непродуманными, двойственными и т. п., но – уже сегодня и тем более в будущем разрушительными».  

Перелистывая страницы книги, поражаешься, как можно было высоким чинам в правительстве не прислушаться к голосу критиков ЕГЭ: кажется, их несокрушимая логика совершенно понятна и «убойна» для егэшной затеи. Тем не менее, этого не произошло. ЕГЭ – шагает по стране!  

В российских школах уже отзвенели последние звонки, и через несколько дней выпускники отправятся повсеместно сдавать единый госэкзамен.  

Между тем, «Белая книга ЕГЭ» приводит текст открытого письма, подписанного огромной армией ученых и педагогов (среди подписавшихся только академиков и членов-корреспондентов Российской Академии наук – 41 человек), к президенту страны еще в мае 2004 года.

А там писалось о том, что совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны. Говорилось, что ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ. Подчеркивалось, что достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием.  

Кроме того, в «письме» подчеркивалось, что технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации. А все разговоры «энтузиастов ЕГЭ» о том, что его появление «уменьшит коррупционный налог» - блеф. В результате введения ЕГЭ просто произойдет «перераспределение его со вступительных экзаменов на школу. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи».  

Ярким подтверждением последнего тезиса о коррупции стало прозвучавшее на днях сообщение Следственного комитета при Прокуратуре РФ об обвинениях в адрес одной из ключевых фигур в «проталкивании» ЕГЭ, бывшего руководителя Федерального центра тестирования (ФЦТ) Владимира Хлебникова, обвиненного в растрате 60 миллионов рублей, выделенных на проведение ЕГЭ. Интересно, что за время следствия сумма претензий увеличилась почти в 2 раза – на момент открытия дела она составляла 33 миллиона.  

Остается только догадываться, как это могли, извините, под носом у министерства и Рособрнадзора, незаметно исчезнуть 60 миллионов? Понятно, что это и есть пример одного из страшных проявлений «коррупции в результате введения ЕГЭ», о которой говорят академики в «Белой книги ЕГЭ».  

А ведь руководители Минобрнауки и Рособрнадзора уверяли и уверяют, что стоит только ввести ЕГЭ – и будет покончено с коррупцией в системе образования.  

Но вот ввели этот экзамен, и речь пошла уже о коррупции в десятки миллионов на одном чиновничьем месте под главным лозунгом Минфина и Минобрнауки «оптимизации бюджетных расходов в сфере образования»!

Оптимизации – в смысле сокращения расходов. Помнится, бывший глава Рособрнадзора В. Болотов еще в 2004 году хвастался, что в государственный бюджет 2005 года на сдачу ЕГЭ уже заложено 465 миллионов рублей. Потом – закладывали еще больше. Кто скажет, сколько из них растащили в столице и в провинции? Ответ может дать только ведомство С. Степашина, но пока, увы, Счетная палата РФ до этого дела не добралась.  

А тем временем страна, кажется, все больше и больше попадает в «тупики модернизации образования».  

О них, этих тупиках и идет речь в «Белой книге ЕГЭ». Причем ряд статей на эту тему был опубликован в печати еще несколько лет назад. Так, шесть лет назад бывший директор одной из лучших школ столицы, которую все так и называли – «школа Мильграма», заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Москвы Леонид Мильграм предупреждал: «Образование, не нацеленное на развитие, является зеркальным отражением происходящих в обществе процессов», и никаких реформ в условиях «оптимизации бюджетных расходов» проводить нельзя.  

Еще один автор «Белой книги ЕГЭ» доктор педагогических наук, профессор Вадим Аванесов замечал: «В существующем виде ЕГЭ движется в тупик, что объясняется политическими и методологическими ошибками анонимных авторов этого анонимного проекта… Достойный способ выйти из методологического тупика – это скорее закрыть абсолютно бездарный ЕГЭ и сделать новый профессиональный проект». Но – куда там!  

Машина дележки денег на ЕГЭ уже запущена вовсю. Никто от нее отказываться, понятное дело, не собирается.

Да и вал взяток, как и предсказывали эксперты, переместился географически. Депутат Госдумы И. Мельников замечает на страницах «Белой книги»: «Те, кто раньше говорил про взятки при вступительных экзаменах, уже прекрасно видят, что взятки не просто переместились, но и куда сильнее распространились в системе ЕГЭ. Данные по регионам со всей очевидностью говорят, что количество детей, охваченных репетиторством, не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Появились целые нелегальные конторы, которые только тем и занимаются, что готовят к ЕГЭ».  

Правоту депутата подтверждают и многочисленные рекламные объявления в региональных и муниципальных СМИ: «Подготовка к сдаче ЕГЭ. Недорого. С гарантией». Если вал этих объявлений растет – значит, есть спрос на затею «анонимных авторов» единого госэкзамена. «Бизнес на ЕГЭ» завертелся.  

В статье Александра Архангельского в «Известиях» «Метла ЕГЭ» речь идет о другой проблеме, порождаемой единым экзаменом. «Российская высшая школа, - пишет Архангельский, - всегда была по своему типу лидерской, она создавала благоприятные условия для наиболее одаренных и не слишком считалась с середняками. В этом был ее недостаток; самовоспроизводство цивилизации предполагает опору на большинство, на повышение среднего уровня – до усредненно высокого. Но в этом было и ее достоинство; она поставляла кадры для прорыва». Ныне, замечает известный журналист и филолог, дело ведется к усреднению общества, к усреднению образования: «К победе массового над личностным, пассивного над активным. Как будто какой-то незримый командир отдал приказ по армии: равняйсь, смирно, равнение на середину! И армия охотно повиновалась; все построены, головы направо, животы втянуты, хорошо просматривается грудь рядового, четвертого от тебя в неподвижном ряду».  

Традицию советского образования – давать больший шанс талантливым и ориентированным на приобретение знания - ЕГЭ перекрывает по полной программе.  

Между тем, через несколько дней вся страна встанет по стойке смирно и отправит детей сдавать ЕГЭ, теперь уже – в обязательном порядке.

Вот только если Минобрнауки не научится «нанотехнологиям образовательной политики», думается, егэшную модернизацию образования придется сворачивать. Стоит задуматься только об одном: по подсчетам экспертов Всероссийского фонда образования 100-балльный результат ЕГЭ в российском регионе может стоить 2 тысячи долларов, а в столице – до пяти и более. Президент фонда профессор Сергей Комков собрал и передал в Генпрокуратуру «многочисленные факты злоупотреблений», и в том числе при сдаче ЕГЭ по автоматизированной технологии. Проверка этих данных ведется. А тем временем встрепанные учителя и не менее их встрепанные дети идут в «пункты приема ЕГЭ» (не в школы, а в эти самые «пункты»!) сдавать единый экзамен, окончательно погрязший в скандалах и критике огромной армии граждан России. И сегодня остается только молиться за то, чтобы «стрессоустойчивость» российских детей оказалась повыше.  

А в это время российские физиологи провели эксперимент и пришли к выводу, что единый госэкзамен, оказывается, портит нервы выпускников много сильнее, чем традиционные экзамены. Начиная работу, ученые предполагали, что, может быть, с ЕГЭ будет полегче: ведь это – «всего лишь тесты». Однако выяснилось, что уровень стресса у тестируемых выпускников выше, чем у тех, кто сдавал экзамены по старинке. У каждого из выпускников – участников эксперимента до и после экзаменов физиологи измерили параметры сердечного ритма, частоту дыхания, потребление кислорода, выделение углекислого газа и дыхательный коэффициент. Так вот, оказалось, что за день до единого госэкзамена индекс напряжения (условная величина, показывающая состояние сердечного ритма) возрастает на треть, а во время самой работы – на все 70%! Даже когда варианты с ответами были сданы, и больше не надо было думать в режиме цейтнота, человек оставался на взводе. После сдачи ЕГЭ повышенное потребление кислорода и выделение углекислого газа сохранялись еще в течение трех дней. Традиционные экзамены такой реакции не вызывали. Выходит, ЕГЭ, призванный упростить жизнь выпускников, оборачивается для них еще большим напряжением, чем экзамен в обычной форме. Чему тут удивляться, что ребенок, идя на ЕГЭ, по дороге умирает «от сердца»? 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.