Что за семена сеет наша школа?
Стало уже притчей во языцех говорить о том, что все реформы 1990-х годов, осуществлялись по указке и под пристальным контролем спецслужб США. Не удивляет уже и установка – «вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатом творчества других», – озвученная Андреем Фурсенко, который восемь лет руководил в нашей стране Министерством образования.
Доктор политических наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ Николай Асонов говорил мне в интервью лет десять назад, что главная цель этих реформ сводилась к «максимальному подрыву системы подготовки кадров и внедрению в сознание молодежи идей космополитизма, путём подавления любви к национальным традициям». И Гитлер, и авторы разработанного аппаратом ООН документа «Повестка дня 2030», где значится, что «избыточное образование представляет угрозу для устойчивости, … более образованные люди с более высокими доходами потребляют больше ресурсов», отлично понимали, что жизнеспособность России в первую очередь зависит от нравственности её граждан. Да кто же слушал вузовских профессоров-консерваторов! Эфир занимало «Эхо Москвы» со своей повесткой: «Надо выбить русских из традиции».
Русская (советская, российская) школа стала стратегически важным объектом для младореформаторов, именно школу они стали деформировать с особой изощрённостью.
А ведь основана наша школа была на принципах К.Д. Ушинского, который утверждал: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников».
О так называемом реформировании школы с высоты своего полувекового преподавательского опыта и с научной выверенностью говорил профессор ИМЛИ В.Ю. Троицкий: «Разрушение происходит посредством: 1) минимизации и стандартизации знаний; 2) разрушения их системности, научной мотивированности; 3) сужения и примитивизации целей образования, злонамеренного сужения его образовательной и воспитательной роли. Это влечет за собой разрушение культуры значительной части молодежи, что происходит: 1) вследствие сознательного принижения национального духовного потенциала коренной русской культуры и просвещения и систематического искажения подлинного их характера, содержания и смысла. Подмены традиционных культурных ценностей фальшивыми поделками масскультуры, путем её глобального навязывания; 2) разного рода систематическими воздействиями на сознание с целью разрушения (в представлении человека) освящённой духовным опытом поколений иерархии ценностей; 3) путем активной работы по денационализации культуры, т. е. её уничтожения, ибо у народа может быть или своя культура или никакой, ведь чужая культура ему не принадлежит».
Выступало по этой теме и руководство Союза писателей России. В одной из своих статей современный писатель Василий Дворцов отмечал результаты реформ: «…Мировоззренческие установки и ориентиры молодёжь вынуждена искать на свой страх и риск через массированно навязываемое ей СМИ патологическое отрицание всего советского, пренебрежение всем отечественным, страх перед всем русским, уже у второго поколения создаётся устойчивый образ страшной, глупой, злобной Родины – немытой России, рабская история которой переполнена грозными упырями-царями и шизофрениками-тиранами… И, естественно, что в таком контексте полными неудачниками и ничтожествами воспринимаются отцы и деды, подражание которым для молодых означает программирование себя на неуспешность».
Но и вчера, и сегодня, когда мы говорим об отечественном образовании, вне истории страны, вне политики свободного, а не колониального государства, вне национальной традиции и национального характера разговор вести не получится.
В противном случае, говоря о школе, нам придётся говорить о чём угодно, но только не о школе. За примерами далеко ходить не нужно.
18 августа на сайте РБК появилась информация о том, что Минюст расширил список иноагентов, в который теперь входит и писательница Линор Горалик (Юлия Борисовна Горалик, 1975 г.р., имеющая двойное гражданство Израиля и Российской Федерации), о деструктивной деятельности которой писало, в том числе и «Столетие».
А в ноябре 2021 года патриотическое литературное сообщество, многие школьные учителя и вузовские преподаватели были просто потрясены, узнав, что текст Линор Горалик включили в школьную олимпиаду по литературе Московской области.
О маргинальном литературном сообществе мы слышали и прежде, но чтобы их опусы госчиновники продвигали в школьную олимпиаду, это уже серьёзный повод задуматься: что-то не в порядке в «Датском королевстве». Кто-то, видимо, уже списал со счетов русскую культурную христоцентричную традицию, в ограде которой сохранились и обрели голос малые народы, величие которой признано во всём мире. А Томас Манн называл русскую литературу святой.
То, что тогда, в ноябре 2021 года, литературная общественность сплотилась, ощутив угрозу полного разрушения этой традиции, национальных культурных основ, уже не вычеркнуть из русской истории.
Вирши Горалик можно найти на разных сайтах, информация о её романе «Нет» также доступна и сегодня: «Винрарный роман про недалекое будущее, полностью состоит из стёба над сексом всех мыслимых видов, этой страной, небыдлом… также присутствуют любовь, геи-полицейские…». Как могли не знать об этом чиновники из Минобр Московской области, отбиравшие авторов в школьную олимпиаду?
Педагоги обратились с открытыми письмами к министру просвещения РФ С.С. Кравцову, к министру образования Московской области И.М. Бронштейну, наконец, к губернатору Московской области А.Ю. Воробьёву.
Начальник управления общего образования Е.М. Жданкина и Председатель региональной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе М.А. Мищерина, к которым были переадресованы наши письма, ответили, что стихотворение «Как в норе лежали они с волчком…», включенное в школьную олимпиаду, «изящное, многоплановое и очень доброе».
О чём же, если не о полной дезорганизации российского гуманитарного образования говорят эти факты?!. Но опасность ещё и в том, что мы имеем дело с внедрением в наш образовательный процесс деструктивных элементов, финансируемых из-за рубежа.
Литератор, журналист Сергей Борисович Скороходов обратился в Роскомнадзор, указывая, что «разрушение нравственности, которое несут в себе такие тексты, влечет за собой духовную смерть человека и должно пресекаться немедленно и жёстко, как терроризм, поскольку это и есть терроризм, ничуть не менее опасный, и даже более разрушительный именно потому, что духовный терроризм всегда прячется за вывеску либерализма, права на свободу высказывания, ложный “авангардизм”».
В полученном им ответе из Главного управления МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области значилось: «В результате проверки сведений о возможном нарушении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области не получено».
Решительно ничего не дало и обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации Игорю Викторовичу Краснову.
И только с началом СВО стало смывать налезшую в нашу культуру грязь, и многое обнажилось в общественной и духовной жизни. Так, Линор Горалик создала не просто антивоенный, но антирусский сайт, о чём мы с преподавателем Николо-Угрешской семинарии, историком А.Ю. Соловьёвым писали на интернет-сайте «Русская народная линия» в мае 2022 года. В частности, констатируя, что в статьях определённых авторов этого сайта выносятся призывы к физическому, ритуальному (что было изображено в красках) устранению президента России.
Такая вот школьная олимпиада с добрыми зайчиками. С криминальным подтекстом.
Хочется спросить: должно было пройти полтора года войны, чтобы в Минюсте поняли, что враги не где-то там, а в собственном государстве у нас управляют умами молодёжи через ложный, лживый литературный процесс?!!
Защищены ли мы и наши дети от новых гораликов, которых так рьяно, при поддержке государственных чиновников, взращивали?
В преддверии учебного года хочется говорить о школе, о святом служении учителя, о созидании, но без представления реальной картины культурной политики (в единой связке с образованием), это невозможно. И всё же такое обсуждение – мост к конструктивным решениям.
В начале нынешнего года – Года педагога и наставника – коллектив литераторов и педагогов провёл несколько мероприятий, посвящённых этой теме. На одном из них, прошедшем в Московском доме национальностей, обсуждались вопросы: какая нам сегодня нужна школа и каков потенциал воссоздания этой необходимой для существования независимого государства школы.
Прибывший из Калининграда на заседание нашего Круглого стола действительный член Академии геополитических проблем, доктор исторических наук Владимир Николаевич Шульгин начал с утверждения, что Россия давно столкнулась с «феноменом самосдерживания из-за некритического восприятия западных безбожных идеологем, направлявших народное дерзновение в сторону самоубийственного самоедства в диапазоне от либерализма до марксизма», недаром Пушкин в своей аналитической записке об образовании, истребованной царём в 1826 г., высказывался против «чужеземного идеологизма».
Приводя различные примеры современной русофобии в русской культуре и науке, В.Н. Шульгин напомнил о выставках в Третьяковке, порочащих русскую историю, об археологических экспедициях при Эрмитаже, организаторы которых ограничивают свою работу изучением «крымско-татарских древностей» и называют «Золотую орду» – «цивилизацией», хотя изначально ясно, что она была грабительским образованием, просуществовавшим всего около двухсот лет.
Напомнил Владимир Николаевич и выпады академика Пивоварова, который говорит, что нет никакого русского народного характера, называет Александра Невского бандитом, сопротивлявшимся славным западным цивилизаторам, которых надо было хлебом-солью встречать; В. Кантора, пишущего в том смысле, что народная русская Россия – это исчадье ада (см. его «Русский европеец…» и т.п.); А. Чубайса, который виртуально сжигает книги Достоевского; А. Чубарьяна, поддержавшего сепаратистские «идеи» ангажированных Западом учёных в Калининграде, придумавших несуществовавшую «Балтийскую цивилизацию» (польский вариант: «Polska od morza do morza»). (Отметим, что Кантор и Чубарьян – авторы учебников).
Предлагая конструктивные решения, В.Н. Шульгин посоветовал брать пример с наших великих деятелей, в первую очередь А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева, защитников национальных интересов, и быть в этом смелее.
Говоря о традиционной русской школе на разных витках отечественной истории, главный научный сотрудник ИЭА РАН Олег Викторович Кириченко напоминает, что именно в советское время наша школа получила очень важный импульс – она стала школой мобилизационной и централизованной, и благодаря этому смогла подняться на более высокую ступень, чем школа дореволюционная, которая так или иначе шла к этому в имперский период.
Говоря об учебниках истории 1930-х годов, О.В. Кириченко отметил: «В них закладывалось представление о русской традиции, но в то же время такое представление, которое бы не мешало советской власти утверждать её принципы.
Именно благодаря традиционности советская школа “заработала”, перестала быть партийной, схематичной, школой безжизненной, какой она была в 1920-е годы. Советская школа начала давать сбои после войны, когда злоба дня перестала быть актуальной, русский компонент постарались уравновесить большой долей внедрения партийных норм, которые постепенно вытесняли русское. К концу советской эпохи мы уже почти не видели живой русской основы. И, потеряв эту основу, мы воспринимали трагедию 90-х годов – как будто уходит глыба, но уходила школа, из которой были изъяты здоровые начала, она была оскоплена. Эта школа стала уже служителем при дворе у падишаха, выполняя определённые функции».
Только в таком философском осмыслении отечественного образования становится возможным любой разговор о задачах современной школы, о корнях её проблем и пути выхода из нелёгкого положения.
Разговор о школе по глубинной своей сути это – разговор о национальном самосознании, дающем иммунитет для выживания и самосохранения. Не может быть школы интернациональной, как не может быть интернациональной музыки, поэзии…
Гоголь писал, что «образование черпается из самого же народа, что просвещение наносное должно быть в такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий».
История, особенно предвоенный период 1930-х годов, показывает, что школа наша достигала успеха, когда опиралась на предшествующие плодотворные, оправдавшие себя культурные традиции.
Ирина Владимировна Ушакова – журналист, публицист. Лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, Член Союза писателей России и Союза журналистов России. Член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2013).
Mist 02.09.2023 13:33 и С.М.01.09.2023 14:21
У проникнутого идеологией образы всегда заканчиваются психологическими проблемами.
Сколько разнообразных мнений — ниша писать научную работу. Особенно многозначительно мнение с «проницательностью» Россиянина, которому не понравилась веская формулировка о мононациональном государстве. Сняли дискомфортные собственные ощущения? Скорей всего вы срастили себя с собственными проблемами. Как говорится, образование — «умение правильно действовать в любых житейских ситуациях». Зачем же неаргументированно и без веских с ведений показывать безграмотность? Вот что значит совковая озлобленность.
____________
Правильно, традиции надо соблюдать.
Одна из них возсоздание легендарного СМЕРШа, для очищения нашей страны, но вначале наказания власть имущих чиновников, допустивших этот беспредел, вплоть до расстрела. Они совершили деяние против народа Р.Ф. И соответственно против безопасности государства. Статья 281. Диверсия.
Но это мы увидим в будущем сезоне сериала "Российская Федерация".
"Снова здорово" и "Опять двадцать пять".
А у нас и так «скреп» — раз-два и обчелся. Хотя, для того чтобы побеждать на фронтах, требуется — помимо личного состава и вооружения — идея, за которую не жалко умереть. Однако, если в головах нет образа победы и будущего, какой будет страна, когда мы одолеем противника, как мы можем поднять моральный дух?"
И всё. Имитация."
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым слава вечная.
За отчий дом, за русский край,
Вставайте люди русские
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
На Руси родной, на Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Врагам на Русь не хаживать,
Полков на Русь не важивать,
Путей на Русь не видывать,
Полей Руси не таптывать.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
По большому счету началась отечественная война...\
... и немного зерновая сделка.
____________
"Наше общество живет как будто на другой планете. Посмотрите расстояние на карте от Ростова до зоны боевых действий. Это три-четыре часа на машине. До Москвы всего лишь 400 километров по прямой от харьковской зоны — можно за два-три дня прорвать, и все это у нас будет здесь, на Волге. Не понимаю, почему общество расслабленное. Видимо, настолько люди не понимают, что реальная война идет. Посмотрите, что происходит! Это же не шутки. Весь Запад воюет, вся та же самая Европа воюет сейчас под видом украинских флагов. По большому счету началась отечественная война."