Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2021
Болонского козла пустили в огород…

Болонского козла пустили в огород…

Полемические заметки о современном образовании
Елена Пустовойтова
12.04.2016
Болонского козла пустили в огород…

Пожив на Западе время, достаточное для того, чтобы на своей шкуре прочувствовать прелести и достоинства тамошнего образа жизни, могу с полной уверенностью заявить, что настоящее, то есть глубокое, заложенное на прочных основах, знание там получить может только тот, кто способен выложить за каждый учебный семестр от 5 до 35 тысяч долларов. Уже одно это делает образование привилегией богатых семей.

Остальным достается суррогат вроде австралийского ТАFE, где тебя за 2-3 года научат, к примеру, класть кирпичи и дадут сертификат, который позволит тебе купить лицензию каменщика.

Чтобы не быть голословной, уточню: сегодня будущий австралийский каменщик должен платить за обучение в ТАFЕ по 6,150 долларов за каждый семестр, а их всего четыре, плюс по 650 долларов за использование ресурсов учебного заведения и по 110 долларов за материалы, которые он будет во время обучения использовать. Скажем, за кирпич. Австралия тут – не более чем точка на карте. Ее система образования отличается лишь в мелочах от британской, штатовской или германской. Принцип платного образования в том и состоит, что деньги определяют, останешься ли ты неучем или получишь диплом. Это – разные философии жизни, не только образования. Это – иная табель о рангах, в которой приоритет таланта и способностей обнулился, а образование стало платной услугой, которую ты можешь купить. Так чего же мы хотим от нашей школы (в том числе и высшей), год за годом настойчиво переводя ее на «новый» - для нас, но не для Европы, - принцип обучения? Чтобы она по-прежнему давала нам «быстрых разумом Невтонов»?

Мы интеллигентно помалкиваем о том, что кризис нашего образования, очевидный сегодня всем, спровоцировало слепое подражание западным образцам там, где мы были впереди планеты всей.

Без шуток и кривых ухмылок. Советская система образования, как бы это ни коробило сегодня наших «экспериментаторов» из ливановского Минобрнауки, создало интеллектуальные возможности для гигантского рывка производительных сил Советского Союза и России в прошлом столетии. Во всех сферах деятельности без исключения. Можно сколько угодно злословить по поводу трагедии СССР - это никак не отменяет того простого обстоятельства, что мы и сегодня живем, проще сказать, паразитируем, на советском наследии в науке.

Казалось бы, сам Бог велел это наследие развивать, а не затаптывать. Но пришло время пиарщиков западных ценностей. И они быстро вскопытили ниву образования страны так, что, кроме чертополоха, на ней теперь мало что видно. А в сентябре 2003 году мы присоединились к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Для чего? Чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада.

Ломать – не строить. Преуспеть в первом гораздо легче, чем во втором. И за «оболониевание» образования в стране взялись чиновники. Есть у них и свой научный «штаб», призванный «содействовать мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения», для чего необходимо «введение в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому». Штаб этот - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Федеральное государственное высшее учебное заведение, созданное в 1992 году. Мы еще к нему вернемся…

А специальное приложение к диплому было у каждого выпускника вуза советской поры. Из него было видно, в каких знаниях он наиболее силен, куда ему, в соответствии со способностями, следует идти трудиться. Так что не в приложении, видимо, было дело, а в том, что слом системы образования открывал «дополнительные возможности» для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Мы все помним, как в девяностых ринулись за рубеж – конечно, «за знаниями», - наши ученые, педагоги и студенты. И никто тогда не удивился тому, что наши «недоучки» на Западе оказались на голову выше местных «высоколобых» - было даже неловко.

Помню встречу в Батхерсте с третьекурсницей Московского медицинского, выскочившей замуж за австралийца: в местном университете ей заявили, что ничем не могут помочь, так как уровень ее знаний выше, чем у выпускников. Правда, диплом выдать отказались – не прошла полного курса обучения.

Таких историй не сотни и не тысячи. Но в нервной дрожи «перестройки» нам слишком хотелось «как у них», чтобы это не казалось мелочью. Эту «немелочь» мы пожинаем теперь.

Глобальный рейтинг, составленный ОЭСР (Организаация экономического сотрудничества и развития ) ровно год назад, неожиданно выявил преимущества азиатской системы школьного обучения. Первое место в нем занял Сингапур, второе – Гонконг. Далее Южная Корея, Япония и Тайвань. И только потом первая европейская страна - Финляндия. Россия в середине толпы из 76 участников. При этом в азиатских странах нет моды «на болонью», там по-прежнему педагог – организатор реальной, активной, творческой работы на уроке. Причем, как правило, работает учитель в малых группах. Но главное - он соучастник образовательного процесса, а не сторонний наблюдатель.

Расплачиваясь за моду 90-х годов, мы вынуждены сегодня признать, что аккумулировать знания из разных предметных областей, решать задачи, требующие рассуждения и понимания, применять полученные знания на практике оказывается не под силу нашим ученикам. Так считают эксперты. А родители – те просто приходят в ужас от степени деградации образования, снижения его качества, отсутствия творческой мотивации педагогов, падения их социального статуса, низкого уровня оплаты труда, безудержно дикой, доведенной до абсурда бюрократизацией учебного процесса. И все это под непрерывную вот уже 20 лет мантру о модернизации, инновации, информатизации и прочее.

О коррупции в сфере образования говорить можно – вот только сделать ничего нельзя: коммерциализация берет свое, чего же вы хотите? Имущественное расслоение в классе еще очевидней, чем на улице. А о падении нравов и вовсе заикаться смешно – учитель у нас уже давно не педагог, а… Кто?

Трясущийся за лишние часы, боящийся поднять голос за себя, коллегу или право на нравственное воспитание ребенка чиновник. Вот почему они – учитель и Минобраз – уживаются вместе. Один – помалкивает, другой – ставит очередной эксперимент.

С 2010 года школы начали переводить на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), хотя эти стандарты «уже на берегу» вызывали множество споров. С 1 января прошлого года по приказу Минобраза № 1559 все школьные учебники в России должны иметь электронную версию – без этого наука педагогика, видимо, мертва. С 1 сентября прошлого года введено обязательное изучение второго иностранного языка (английского, китайского…) за счет русского, конечно.

Перечень инициатив чиновников будет бесконечен.

Думаете, в США дела в образовании идут лучше? Очнитесь.

«Фактически баллы эффективности стали мерой достатка семей студентов, поступающих в школу, - пишет Диана Равич (DianeRavitch.net April 3, 2016). – Худшим последствием этого романса со стандартизованным экзаменом (читай наш ЕГЭ – авт.) стало то, что дети ранжируются, сортируются и оцениваются на основе баллов, которые не имеют научного или объективного содержания. Дети вследствие этого становятся инструментом, объектом, а не уникальными личностями, каждый со своим собственным потенциалом».

К слову сказать, статья этого автора так и называется: «Кризис в образовании в том, что оно становится системой корпоративного обучения для богатых».

По поводу «болонской моды» наболело не только у меня: «Представим, что по медицинским показаниям некоторому больному нужно перелить кровь другого организма, - пишет в интернет-проекте «DAT» №2 от 14 января сего года доктор философских наук, профессор Азимбай Асаров. - И если, не дай бог, произойдет ошибка и нуждающемуся будет перелита кровь другого больного, уже зараженного опасной болезнью, то, очевидно, что результат будет печальным. Вне всякого сомнения, люди, ответственные за эту процедуру, понесли бы весьма суровое наказание. Вопрос: а кто судья, который вынесет приговор обществу, государству, сознательно «перелившему больную кровь» в организм важнейшей социальной системы – в систему образования? Думаю, есть такой судья – это Будущее страны».


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.
Мария
27.04.2016 18:09
Про точку невозврата. Я считаю,как ни странно, что это не Брежнев, а ранние 90-е. Технологически система образования осталась советская, вплоть до учебником математики, русского языка, физики. Да учебники по Истории устарели в раз, наша учительница стала нас учить по А.О. Ишимовой (кто не знает пересказ Карамзина для детей, Пушкин на этот труд ещё отозвался)и конечно Литература, но то же хорошие учителя подбирали классные вещи для чтения по XX веку, да и кое-что из русской религиозной литературы стало можно читать на уроках.
А вот что появилось - это академическая свобода! И Ямбург, и Ильин, и Карковский это плоды ранних 90-х. А вот потом,когда я сама пришла работать в школу и систему профобразования (15 лет стажа, ушла в прошлом году) систему начали уничтожать, и первый гвоздь в крышку гроба система концентров, а потом и ЕГЭ!
Правда возникла надо отметить, что перед образованием и не только русским возникла проблема, это вопрос о необходимом базовом минимуме знаний, в современном мире знать всё не реально и расширением программы вопрос не решить. А именно так и стали поступать в конце 90-х, тут ещё болонская, плюс проблема коррупции в высших учебных заведениях. По мне так система взяток и репетиторства была следствием Чеченской войны и системы всеобщего призыва ( МАЛЬЧИШЕК СТАЛИ ОТ АРМИИ В ВУЗЫ ПРЯТАТЬ). Так что действительную, при этом общемировую проблему, с тем что и как надо учить в школе не решили, а образование угробили. Да советская школьная модель действительно толкала к расширению до абсурда программ по предметам и увеличение списка предметов пропорционально увеличению необходимых человеку знаний, да была проблема с навыком самостоятельного получения знания и его поиска, но все эти проблемы были решаемы без тотального слома системы.  Тут конечно выходом виделась  англо-саксонская система с её ориентированостью на самостоятельную работу ученика и учителя как консультанта, но это изначально дорогая система. Кстати, азиаты в основном на неё ориентируются, но берут лучшие и из нашей "прусской" системы, они люди мудрые. Вот мы и пошли по пути наименьшего сопротивления, да ещё погнались за призраком объективной оценки знаний - результат полная потеря системы образования. А учителя остались крайними, сначала нас предали родители - им всем хотелось в Московский вуз, поэтому против ЕГЭ молчали, потом сообщество раскололось мы сами предали преподавателей из высшей школы, а теперь выжили лишь чиновники, учителей в России
практически нет, я сама не смогла стать хорошим педагогом, слишком много надо было писать отчётов, бумаг и форм. А вообщем выживать терпя унижения и боясь потерять профессию, пока болезнь не вынудила уйти с этой работы.
ФАГЕЛОВ
18.04.2016 20:37
Все в образовании решают чиновники. Бюрократическая удавка в виде "отчетов" отнимает драгоценное время у переутомленных учителей, которые с горькой иронией шутят: дети мешают работать.Если по уму,то надо бы собрать учителей, директоров школ Ильина, Караковского, Ямбурга,Щититнина, Амонашвили и др.У них действительно наработаны прогрессивные методики,есть реальные успехи,ученическое признание. Пусть сядут за стол, пусть создадут действительно прогрессивную модель школы, определят зачем учить, чему учить, как учить. Бюрократия же должна заняться   материально техническим обеспечением школ. Рособрнадзор тоже- еще ТА контора....
   Складывается впечатление, что современная законодательная система не для человека, но для удобства чиновничьей бюрократии. Попробуйте прочесть разъяснения по поводу внедрения ФГОС, побробуйте продряться сквозь колючую словесную дерезу, "объясняющую" как применять ФГОС, боюсь, что после этого учителям надо посетить психиатора или  рюмками пить валерьянку...
Понимаю, что надо что то делать, но ... иду писать очередной отчет.
21 век
17.04.2016 17:10
Что бы понять логику почему болонского козла пустили в российский огород можно найти в передовой статьи опубликованной на сайте Oko-planet.su -  Ответ на паникерство патриотов: повторение очевидного. Символично, что статья опубликована на фоне американского флага. Уже первое предложение раскрывает суть действий власти - "Западнизация России - это часть западнизации мира".
Поэтому болонский козел пущен не только на поле образования, а разгуливает по просторам России. Одни слова для народа, а другие для Запада и не только слова, а 20 летние действия по утвержденному тогда еще плану. Ну что же, скоро будет понятно всем чего хочет власть.
amiant
14.04.2016 21:10
Согласитесь , уважаемые читающие ( и пишущие), что в наше стране нужны две системы: одна для богатых, а другая для бедных. Для богатых любой каприз за их же деньги: хотят булонь,  так пусть учатся за деньги по булони. И далее пусть валят  белыми лебедями на свой обожаемый Запад. ( Хотя и так все богатенькие учатся там) Для бедных - бюджет, на основе отечественной системы  образования,  и  обязательное распределение на отечественные предприятия и учреждения. У нас ведь рынок образования ,правда?
Владимир
14.04.2016 18:50
Интересна тактика Технаря в обсуждении проблем образования в РФ- свести общую проблему к ценам на профессиональное образование!Разрушение образования это одно из направлений уничтожения страны! Эти направления: пропаганда дебилизма на всех каналах ТВ, работа" Эхо Иосквы", ТВ " Дождь", в Интернете- сайты СЛОН, СНОБ и др., в кинематографии , извращение истории, в театральном искусстве ( Тангейзер, Онегин и др.). В медицине преобразования состоят в отделении мед.факультетов от больниц. Медиков будут учить как , например, философов, математиков- по учебникам без практики! Как удивятся больные, попавшие в руки таких "теоретиков"!Вот уж поистине- перед разрушителями остается лечь, расслабиться, чтобы было не так больно умирать!
Автор - Технарю
14.04.2016 13:15
Уважаемый Технарь!
Рада, что моя статья задела вас за живое, и вы, как и я, болеете душой за образование в России. Всего образования – от школы до вуза. Но поскольку вы посвятили свой отклик, в основном, теме стоимости образования в Австралии, хочу вас предупредить, что изучать этот вопрос с помощью интернета очень небезопасно. И вот почему.
Австралийский TAFE, разумеется, не The University of Sydney. Но даже там стоимость обучения профессионального каменщика равна, как я и пишу, 6500 долларов в семестр – проверьте на сайте http://www.training.nsw.gov.au/forms_documents/smartandskilled/prices_fees/2016_prices_fees_subsidies.pdf, чтобы убедиться в том, что стоимость обучения на самые рабочие профессии в TAFE, в данном случае в NSW, варьируется от 3 до 8 тысяч в семестр. А учиться вам придется минимум два семестра (2 года). И это – только лекции. Прибавьте к ним еще стоимость учебников, оборудования и материалов, которыми вы будете пользоваться, и проживание, если вы иногородний.
Понятно, что можно получить certificate и за 200 долларов. Но это если вас устраивает «справка о посещении», каковой, по сути дела, такой certificate является. За 800 долларов там можно получить даже «справку» о том, что вы журналист. То есть, прослушали курс о том, что это значит. А вот чтобы получить в TAFE диплом, за курс, скажем, бухгалтерии там надо заплатить 18 400 долларов. И еще несколько цифр, к которым вы пристрастны: в сиднейском университете местным студентам (иностранным в разы дороже) надо платить 8 917 долларов за курс математики, инженерных наук, медицины. 10 440 долларов – за курс юриспруденции, бухгалтерии, права. Чтобы стать экономистом, платите 29 500 в семестр (год). Врачом общей практики – 27 500 долларов. А еще и есть курсы маникюршиц стоимостью в 24 000 долларов, по окончании которых там выдают «мастерам по ногтям» международный сертификат, с которым, якобы, можно открыть бизнес в любой другой стране. И желающие его получить находятся. В основном, в среде иммигрантов.
Собственно, мне это известно давно и недоумения не вызывает. Но вам может быть действительно полезно. Ведь в Америке в день не вешают по тысяче негров…
С уважением,
Елена Пустовойтова.
юрий
13.04.2016 18:32
Страшновато братцы. Такое ощущение, что кругом одни враги. Медициной правят вредители, образованием враги народа, экономикой "эффективные менеджеры". Что характерно,все работают не в интересах своей страны. Или смотря какую страну иметь в виду?
21 век
13.04.2016 16:36
А чему вы удивляетесь. Никто не отменял план разрушения всего того что хоть как-то связано с СССР. Все планы власти направлены на создание единой с Западом (скорее с США) системы власти и управления. Все что мы видим (Украина, Сирия и т.д.) и что нам навязывает пропаганда являются лишь дымовой завесой реальных планов. Как грабили народ так и грабят, как разрушали все государственное и связанное с СССР (промышленность, наука, образование, медицина, социальное обеспечение и т.д.) так и продолжают разрушать. Власть оживила для своих целей армию, но сама страшно ее боится, ведь армия ее защищать не будет. Только благодаря Жукову убрали Сталина и привели к власти Хрущова. Однако испугавшись силы Жукова, Хрущов тут же убрал его, но и сам тут же оказался на задворках истории. Осознание опасности армии для коррумпированной и прозападной власти, привело к созданию американского образца национальной гвардии. Но служить там продолжают и будут не американцы, да и уголовники туда не стремятся. Исторически все это уже было 100 лет назад. Казаков и кавказцев привозили, но чем все это кончилось? Если в Украине смогли натравить друг на друга украинцев и русских, то в России кого собрались? Иллюзии народа чья жизнь продолжает ухудшаться, скоро закончатся. Колесо истории нельзя остановить и либералы, будь то западного типа или доморощеные, скоро организуют очереди за билетами.
Технарь
13.04.2016 10:39
Хотел бы внести ясность. Австралийская система TAFE - это не высшее образование. Это - колледж, сиречь - техникум.
Что касается стоимости обучения и условий, то легко найти в интернете, процитирую новости из "страны кенгуру":
"TAFE не дает высшего образования - это своего рода техникум, здесь вы можете получить сертификаты 1,2,3,4, далее идет diploma, и для некоторых специальностей advanced diploma.
Стоимость такого обучения весьма умеренная и зависит от того, что вы хотите получить в итоге, если это сертификаты, то в год это в среднем $500 -1100, если дипломы, то $1400-1700 за такой же промежуток времени.
Действуют всевозможные скидки для безработных, инвалидов, ветеранов и аборигенов, точнее вышеперечисленные за обучение не платят. Необходимо просто предоставить документы, что вы являетесь таковым.
Также, если вы учитесь full-time, вы сможете получить студенческую скидку на проезд, а это половина стоимости билета. Имея студенческий билет, вы можете получать всевозможные скидки в парки, музеи, выставки, аквариум и т.д.
Если вы молодая мама, и вам некуда деть ваше чадо на время вашего обучения, то на этот случай при TAFE действуют детские садики, куда вы сможете забросить своего ребенка и спокойно приступить к занятиям, навещая его, если потребуется, в перерывах между лекциями и семинарами. Кстати, если вы учитесь, а ваша вторая половина работает, то вы можете рассчитывать, что государство вам вернет половину стоимости детского сада".
http://www.mineaustralia.net/education/92-obuchenie-v-tafe-avstralii.html
Ну, думаю, врут наши бывшие «дорогие россияне», уехали туда и теперь заманывают. Решил проверить, нашел на сайте университета Виктория в Мельбурне:
VE/TAFE students SSAF fee amount
SSAF fees for VE/TAFE students are based on a rate that is calculated depending on your enrolment load (number of hours you are enrolled), with an overall maximum fee cap.
VE/TAFE student category    2016 annual maximum fee
Full-time government funded, no concession, studying 541 hours or more per year    $204
Part-time government funded, no concession, studying between 25 and 540 hours per year    $102
Students studying in off campus mode       $42
Students studying less than 25 hours are exempt                                        $0
Eligible concession card holders
*Concession rates are only applicable to students that are currently eligible for concession rates on their tuition fees    $84
The maximum charges for VE/TAFE students for the period:
•    1 January - 31 December 2016 is $204.

https://www.vu.edu.au/courses/fees-assistance/student-services-amenities-fee-ssaf
Ну, тут вообще «полный коммунизм», врут. Полез дальше, нашел:
TAFE NSW North Coast Institute Australia
Advanced Diploma $1,818 $909
Diploma $1,514 $757
Certificate IV $1,140 $570
Certificate III $838 $419
Certificate II $534 $267
Certificate I $534 $267
Statements / Short courses $534 $267
Apprentices and trainees $506 $253
Government benefit recipients $106 $106
Australian Aboriginal and Torres
Strait Islander students $0 $0
Students with a disability
(First course per year) $0 $0
Special access courses $0 $0
Цифры – за все время обучения, государство дает всякие скидки, видно из таблицы.За время своих розысков понял, что автор очень сильно передернул насчет платы за обучение на «каменщиков»-штукатуров.
Только вот зачем?
Перешлите автору приведенные мной данные, может, она захочет исправить в своих будущих материалах.
В Австралии есть частные техникумы системы TAFE, там плата может быть и больше. Однако основная часть – государственные.
Хочу добавить, что я - ярый противник "болонки", которая губит - или уже погубила - образование в нашей стране. И стоимость жизни в Австралии тоже немного представляю. Задаром там ничего нет, в мире иллюзий не живу.
Тем не менее, удивляюсь, зачем автор так грубо передергивает показатели стоимости обучения TAFE? Вы уж проясните цифры с автором, надо быть объективным, нельзя давать волю своим фантазиям даже лихо наскакивая в своем материале на существующие «тамошние» недостатки.
//Будущий австралийский каменщик должен платить за обучение в ТАFЕ по 6,150 долларов за каждый семестр//
Это абсолютный нонсенс на уровне утверждения о том, что в Америке каждый день по тысяче негров вешают... (Бывает, но не столько же...)



Сергей
13.04.2016 7:24
Изначально протестовали против введения болонской системы учителя, ученые, профессора и т.д. и родители тоже. И что? Вводили насильно, под звуки оркестра. Народ никак не хочет понять, что его кинули на понятия социалистического общежития, к которому он привык. Сейчас есть господа и рабы, крепостные. Встраивается сословность и всякие степени в обществе. Мир равенства, свободы и справедливости закончился. Все равны , но есть равнее, все свободны от совести, обязанности и права, и справедливо платит народ за благополучие немногих.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.

Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.