Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 октября 2021
Бог слышит возносимые здесь молитвы

Бог слышит возносимые здесь молитвы

О поездке в Инкерманский Свято-Климентов монастырь в Севастополе
Матвей Славко
19.08.2021
Бог слышит возносимые здесь молитвы

Когда заходишь в Инкерманский Свято-Климентов монастырь, то слева среди цветов видишь белую статую священномученика Климента Римского, а справа, над лестницей, ведущей в обитель, белую арку с примечательной надписью «Азъ хощу Руси здъ быти». Слова эти были обнаружены на древних останках монастыря на вершине горы, в своде башни Каламит, развалины которой стоят на скале над пещерными храмами монастыря.

Даже в жаркий летний день сюда устремляются автобусы с паломниками и туристами, которые легко различимы по одеяниям. Для туристов на входе имеются головные платки и светло-салатовые юбки, которыми следует обернуть голые ноги.

Гостей у врат встречают три мозаики-иконы: Христос, Богородица и святой Климент, вырастающие в светящемся проеме туннельной арки.
Если повернуть налево, попадаешь на старое монастырское кладбище, среди дерев утопающее в скальном углублении. Поклонившись упокоенным, направляемся в сам монастырь, к пещерным храмам свв. Климента, Мартиниана и ап. Андрея, у входа в которые разбит прекрасный садик с бассейном, в котором плавают золотые рыбы и бело-розовые лотосы, привлекая внимание детворы.

Монастырь со вкусом украшен южными зелеными насаждениями,

Красиво и благодатно здесь в любое время года. Порой из пещер доносится монашеское пение. Бог слышит возносимые здесь молитвы даже сквозь шум проносящихся в пятнадцати метрах от обители поездов и сквозь страшный промышленный грохот Инкерманских каменоломен.

Положив букет белых лилий к двум новым могилам, о которых скажу в конце, входим в череду пещерных храмов, многовековая намоленность которых ощутима под черными закопченными сводами.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента — римского епископа с 92-го по 101-й год н.э., апостола из 70-ти, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса и претерпевшего здесь в 101 г. мученическую кончину. Свое крещение Климент принял в Кесарии от апостола Петра, разделив с ним впоследствии тяжесть совместного пути. Праведная жизнь и проповедническая деятельность позволили Клименту стать епископом города Рим — в этот сан он был рукоположен самим апостолом Петром. Популярность папы Климента среди народа способствовала все большей христианизации римлян. Это и послужило причиной ссылки епископа в каменоломни. Однако святой продолжал крестить людей — как каторжников, так и свободных. Благодаря ему в этих местах появились семь десятков храмов.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверными признано два Послания к коринфянам. Известно, что в ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы, в том числе два ближайших ученика — Фив и Корнелий.

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма, где братия стали устраивать богослужения.

Весть о развернутом в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до императора Траяна. По его тайному распоряжению владыку вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжелый морской якорь. Так он увенчался славой мученика.

Мощи св. Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины, находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте по месту обретения, доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне — остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание, руками ангелов была выстроена церковь.

Рядом с этой святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII–IX веках пещерный монастырь.

В 861 г. прибывшие в Херсонес святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий перевезли затем часть святых мощей в Рим, где они и хранятся по сегодняшний день в базилике святого Климента. До X в. мощи св. Климента оставались и в Херсонесе. После крещения князь Владимир, испросив себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей, перевез их в Киев.

Был сослан в Херсонес римлянами, уже в VII в., и святитель Мартин Исповедник, папа Римский, уроженец Тоскании, боровшийся с ересью императора Констанса и Константинопольского Патриарха Павла II. Папу Мартина по ложному доносу намеревались лишить сана и предать смертной казни.

Святитель был закован в цепи и брошен в темницу к разбойникам. Когда император послал в темницу допросчиков, святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там святитель и скончался 16 сентября 655 г., изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Позже мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Скажем и о крепости Каламита, возвышавшейся несколько веков над долиной каменоломен. Примерно в VIII–IX вв. здесь, под защитой крепости, и возник пещерный монастырь. Первым монахам пещеры служили и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивались в пещерах, а алтарь, престол и скамьи вырубались из камня. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами.

После завоевания Крыма турками в 1475 г. крепость Каламита была перестроена и получила название Инкерман, что означает «пещерная крепость». Христианский монастырь постепенно пришел в упадок. По одной из версий историков, местные монахи ушли на мыс Фиолент, основав там Георгиевский монастырь.

После присоединения Крыма к России древняя обитель стала возрождаться. Благодаря стараниям архиепископа Херсонского Иннокентия в 1850 г. была открыта Инкерманская киновия, а в дальнейшем удалось реконструировать три пещерных храма. В 1867 г. была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартину. В 1895 г. здесь появился новый храм, построенный в византийском стиле и освященный во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Алтарную часть храма вырубили в скале, остальная часть была наземная. В 1905 г. в монастыре появилось сразу несколько новых храмов. На верхнем плато был построен крестообразный в плане храм во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского.

Окончательный облик Инкерманского монастыря сложился к 1910 г. К этому времени были построены два жилых здания для братии, в одном из которых была освящена домовая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открылась церковно-приходская школа, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 г. в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

В годы безбожной власти все земли обители были национализированы, а в 1926 г. Инкерманский монастырь закрыт. В годы Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 г. благодаря заботам уроженца Севастополя архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого, 1955–1996). Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных храмовых святынь Крыма и много трудов положил на это. Художник-постановщик Севастопольского театра, он в 1989 г. был рукоположен во диакона, а после — во священника. От людей не укрылось: «не молился — он разговаривал с Господом». 22 августа 1994 г. принял монашеский постриг с именем Августин, а через восемь дней был отправлен в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь наместником. Под его руководством древний монастырь ожил. По проекту отца Августина был отреставрирован древний пещерный храм Рождества Христова. В 1995 г. архимандрит начал восстанавливать Спасо-Преображенский скит около села Терновка. В самом же селе был построен храм во имя святого мученика Евстратия Киево-Печерского. Как бы предчувствуя свой ранний уход, архимандрит Августин старался сделать как можно больше для восстановления разоренных Таврических монастырей и храмов. За семь лет своей деятельности он восстановил три обители и семь церквей.

Вместе с иеромонахом Агапитом (Маланичем), благочинным Свято-Климентовского монастыря, он отправился начать новое богоугодное дело, но 13 сентября 1996 г. под Белгородом их машина, по официальной версии следствия, врезалась в грузовик.

Однако существует неистребимое мнение, распространившееся в православной среде, что своим пастырским созидательным служением, огромной приязнью к нему православного русского народа архимандрит Августин, честный и бескомпромиссный человек, кое-кому (даже называют кому) сильно мешал, и потому был убит вместе со своим помощником (расстрелян из автомата).

Прихожане и священники были потрясены трагической гибелью архимандрита Августина и иеромонаха Агапита. Погребение состоялось 16 сентября, присутствовавший старец Кирилл (Павлов) сказал: «Души этих иноков созрели для Царства Божия». Тела погибших (убиенных?) покоятся на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, среди дерев у подножья скалы, к могилам не иссякает паломнический поток.
Новое время — дало основания для народного почитания новомучеников 1990-х.


Фото автора и Наталии Корнильевой. 5 августа 2021 г.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Юрий
20.08.2021 12:49
Могу лишь присоединиться к мнениям других комментаторов: прекрасный рассказ. И пожелать автору здоровья и новых благодатных впечатлений от новых путешествий.
Александр
19.08.2021 19:53
Прекрасный рассказ. Спасибо.
Ирина
19.08.2021 16:04
Хорошее путешествие
Наталья Подлужная
19.08.2021 12:14
Спасибо, что помогли прямо-таки побывать в святом месте. Спасибо за просвещение... и за слёзы, которых не избежать, когда читаешь, казалось бы, бесстрастный и идеально выстроенный текст, но за каждым словом ЧУВСТВУЕШЬ...
А может, текст и правда бесстрастный. Может, автор - один из немногих, научившихся... уже умеющих побороть страсти.
Валентина
19.08.2021 11:47
Когда я слышу словосочетание "Инкерманский монастырь",
теперь всегда вспоминаю это стихотворение Елены Буевич :

КЕРМЕК И НЕЗАБУДКИ

Где инкерманская гора
ровна, как в идеале,
и мы бродили не вчера,
и пастуха видали.

Он был монахом, и внизу,
среди кустов кермека,
ловил заблудшую козу,
как будто человека.

И долго мы стояли там,
а может, и поныне
стоим, дивясь открытой нам
евангельской картине.

Нам слышно море вдалеке,
и ты ещё со мною,
и поезд катит налегке
под белою скалою.

И тёплый ветер на убой
несёт его погудки…
А что забыли мы с тобой, —
то помнят незабудки.
О.
19.08.2021 11:14
Статья выше всяких похвал! Читала её с удовольствием! Для меня в новинку...
Ольга П.
19.08.2021 11:09
Спасибо за просвещение!!! Интересно и поучительно!
Olga Solnishko
19.08.2021 11:08
Спасибо, очень обширно и познавательно
Ольга
19.08.2021 10:59
спасибо, братец, такой полный обзор, очень познавательно, кое чего не знала даже
Игнат
19.08.2021 10:48
Чудесный рассказ и замечательные фото. Спасибо
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.