Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2024

Взлет запрещен

По количеству авиакатастроф на душу населения Россия занимает первое место в мире
14.09.2011
Взлет запрещен

Росавиацияподготовила документы, согласно которым будут аннулированы сертификаты эксплуатантов для трех авиакомпаний. Лицензии могут быть отозваны еще у 30 авиакомпаний, сообщил глава ведомства Александр Нерадько. При этом он не указал их названий. Ранее Дмитрий Медведев после катастрофы Як-42 под Ярославлем потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний в самые короткие сроки и ужесточить требования к безопасности полетов.

К 1 февраля 2012-го президент поручил субсидировать местные и региональные перевозки, а также лизинг гражданских воздушных судов, «соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства-производителя». Ответственным за выполнение распоряжений назначен глава кабинета министров Владимир Путин.

Российская авиация нуждается в модернизации, но не за счет покупки импортных самолетов - к такому выводу пришли эксперты, обсуждая поручения президента после авиакатастрофы. Как заявил заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, он понимает беспокойство Дмитрия Медведева, но считает, что «данные им распоряжения не решат проблем безопасности полетов». В частности, закупка техники за рубежом, по мнению О. Смирнова, скажется только на цене билетов, которые в России, как говорят эксперты, и так самые дорогие в мире. В Российском союзе туриндустрии считают, что если решение о сокращении числа авиакомпаний будет реализовано, то резко усложнится транспортная доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно. Также одним из возможных последствий может стать рост цен на авиабилеты из-за снижения конкуренции на рынке авиаперевозок.

«Под импортные самолеты нужно будет адаптировать и большинство аэропортов страны», - говорит летчик испытатель 1-го класса Александр Акименков. Это значит, что необходимо будет привести в порядок взлетно-посадочные полосы, поставить новое инженерное оборудование и обучить персонал. «При этом в России сегодня нет ни единых стандартов, ни государственной программы перехода на импортную технику, а без контроля проводить модернизацию просто опасно», - уверен он.

К тому же, по оценкам экспертов, для массовой закупки самолетов иностранного производства необходимо будет не менее трех миллиардов долларов. «Правительство пока не объяснило, где оно собирается брать такие деньги», - подчеркнул О. Смирнов. Таким образом, оценка ситуации, которая должна была предшествовать указанию президента, проведена не была, отмечает эксперт. «Если этой оценки нет, все эти указания не имеют смысла и напоминают популизм», - заявил он. Между тем, напомнил летчик, процесс обновления авиапарка воздушными судами иностранного производства в России идет давно и без вмешательства со стороны главы государства. «На сегодняшний день 90 процентов самолетов всех авиакомпаний - это импортные машины, - отметил О. Смирнов. - Они летают и иногда падают точно так же, как и детища отечественного авиапрома».

«Кто-то дал неверную информацию президенту, чтобы отвести от себя ответственность, - говорит заслуженный пилот СССР. - Ан-24, Ту-134 – отличные самолеты. Но кто-то посоветовал президенту прекратить их эксплуатацию. Предположение, что если сменить старый самолет на новый, безопасность улучшится, это блеф. Безопасность – это целый комплекс различных отраслей. В грозных выступлениях президента не хватает важной составляющей: должна быть оценка работы структур, которые допустили развал отрасли. Без этого его распоряжения не имеют смысла».

По мнению пилота гражданской авиации, специалиста по безопасности полетов Владимира Герасимова, неверно возлагать всю вину за авиакатастрофы на человеческий фактор, что нередко делается в России: «По крайней мере, пора прекратить ассоциировать человеческий фактор только с командой самолета. Он, несомненно, есть, но, в том числе, и в чиновничьих кабинетах». Заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности Геннадий Гудков считает ответственным за то, что происходит с российской авиацией, в первую очередь, министра транспорта Игоря Левитина. По словам депутата, то, что случилось под Ярославлем, можно назвать «системной катастрофой». «Мы пигмеи по объему перевозок, но рекордсмены по числу аварий», - заявил парламентарий. «Эффективные менеджеры» наводнили коридоры власти, - подчеркивает Г. Гудков. - Все, что они делают, – осваивают финансовые потоки и выводят капиталы за рубеж. Больше ничего делать они не умеют».

О. Смирнов согласен с тем, что ответственность за развал отрасли должен нести министр транспорта, но вину с ним должны разделить и первые лица страны. «Тонущие корабли, не взлетающие ракеты, падающие самолеты - это уже система», - подытожил он. Однако директор Института проблем глобализации Михаил Делягин скептически высказался о возможности отставки министра транспорта. По его мнению, «в правительстве нахождение человека на должности не связано с его профессиональными результатами, иначе многие члены кабинета были бы посажены».

По абсолютному показателю авиакатастроф Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США. Однако, учитывая объемы перевозок, это соотношение складывается не в пользу нашей страны.



Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.