Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Налоговый скандал превратился в политический

Налоговый скандал превратился в политический

В России кипят страсти вокруг закона о повышении транспортного налога
19.11.2009
Налоговый скандал превратился в политический

Депутаты Госдумы 20 ноября вновь вернутся к вопросу о размерах налога на владельцев транспортных средств. Неделю назад они одобрили в третьем чтении правительственный законопроект, вдвое увеличивающий базовую ставку этого налога. Законодательная инициатива была принята голосами депутатов фракции «Единая Россия», три оппозиционные фракции – КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР – голосовали против принятия закона, назвав его антинародным.

В ходе обсуждения законопроекта на него бурно реагировали общественные организации автомобилистов. Члены Федерации автовладельцев России провели акции в ряде регионов, а межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов даже попытался перекрыть Московскую кольцевую автодорогу в день рассмотрения законопроекта.

Одобренный депутатами законопроект предусматривал также право региональных властей повышать налог максимум в пять раз и понижать в 10 раз. Минфин просчитал, что новый порядок может дать региональным бюджетам до 7,5 миллиардов рублей уже в следующем году. Изменения должны были вступить в силу с 1 января 2010-го. Одобрившие новые поправки в Налоговый кодекс о повышении ставки налога депутаты фракции «Единая Россия» уверяли, что это увеличит самостоятельность региональной власти.

Но, хотя при принятии законопроекта зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заявил, что повышение согласовано практически со всеми субъектами РФ и почти все они его поддержали, руководство многих регионов тут же открестилось от этого. Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород вообще не будут повышать налог, еще несколько регионов, запланировавших увеличение налога на 2010-й, в итоге отказались от этой инициативы, несмотря на удвоение базовой ставки, одобренное Госдумой. Например, депутаты Красноярского края отложили решение из-за роста социальной напряженности в регионе. Один из депутатов Самарской губернской думы откровенно признал: повышение налога не прибавит популярности региональной власти и может привести к росту оппозиционных настроений накануне выборов 2010-го.

16 ноября руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что «российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения». С учетом этого обстоятельства и поручения президента в понедельник в администрации было проведено совещание и рекомендовано законодателям пересмотреть решение. Члены Совета Федерации, на рассмотрение которых поступил законопроект, поступили соответственно: отклонили его и предложили Госдуме создать согласительную комиссию. Комиссия должна завершить работу уже сегодня, 19 ноября, на следующий день депутаты Госдумы будут принимать новую редакцию закона по транспортному налогу, а Совет Федерации, в свою очередь, планирует утвердить его 25 ноября.

Налоговый скандал, заметили эксперты, превратился в большой скандал политический. 18 ноября, в ходе заседания нижней палаты парламента, депутат от КПРФ Нина Останина предложила рассмотреть вопрос о несоответствии занимаемой должности председателей трех думских комитетов - тех, которые были ответственны за рассмотрение закона об удвоении транспортного налога. Речь шла о главе думского комитета по бюджету и налогам Юрии Васильеве, комитета по экономической политике и предпринимательству Евгении Федорове, а также по транспорту — Сергее Шишкареве. В свою очередь, ее коллега по фракции Николай Харитонов призвал депутата от «Единой России» Андрея Макарова извиниться перед тремя оппозиционными фракциями. Поскольку, по словам Н. Харитонова, в ходе обсуждения 13 ноября в Госдуме законопроекта об удвоении транспортного налога, А. Макаров позволил себе «обвинить оппозицию в незнании вопроса и обмане населения». «Пусть выйдет на трибуну и извинится!» — потребовал Н. Харитонов. Его поддержали депутаты от Либерально-демократической партии России, в частности, ее лидер Владимир Жириновский, назвал «неэтичным» поведение парламентского большинства и также потребовал «не унижать оппозицию, иначе она ответит по-другому». «Пересмотр этого закона может послужить для нас еще одним поводом для требований об отставке Алексея Кудрина», — заявил депутат от КПРФ Сергей Обухов.

Итак, 20 ноября, как стало предварительно известно, депутаты внесут поправки, сохраняющие налог на уровне 2002-го, зато регионам позволят повышать его не в пять, а в десять раз. Сегодня Сергей Канаев, глава московского отделения Федерации автовладельцев России, говорит о победе: «Не думаю, что кто-то из региональных властей решится поднять ставку. Это будет политическим самоубийством в контексте происходящего в стране». По его словам, ФАР планирует обратиться в Верховный суд с иском о противоречии Налогового кодекса в части взимания с граждан транспортного налога Конституции.

По материалам РИА Новости, РБК, «Ведомостей», «Независимой газеты»


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.