Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
«Двадцатка» намерена спасти Европу

«Двадцатка» намерена спасти Европу

Единства мнений среди участников саммита нет
19.06.2012
«Двадцатка» намерена спасти Европу

Основные положения заключительного коммюнике саммита в Лос-Кабосе касаются ситуации в Европе и опасности европейского финансового кризиса для всего мира. Руководители государств, собравшиеся на встречу, подтверждают свое намерение принять все необходимые меры для разрешения кризиса. Освещая работу саммита, обозреватели продолжают оценивать и анализировать состоявшуюся встречу Владимира Путина и Барака Обамы.

Особого единения в рядах «двадцатки» не наблюдается. «Откровенно говоря, мы приехали сюда не для того, чтобы выслушивать уроки основ демократии и организации экономического процесса», – резко ответил журналисту председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, когда его спросили, способна ли Европа преодолеть финансовый кризис. Он добавил, что «кризис зародился в Северной Америке».

Проблемы еврозоны были темой обсуждения Барака Обамы и Ангелы Меркель, лидера крупнейшей экономики Европы, которую Вашингтон считает ключевым игроком в деле разрешения кризиса. Белый дом призывает европейцев и, главным образом, Германию предпринять меры для стимулирования экономического роста. Озабоченность Барака Обамы, напоминают эксперты, легко понять: кризис в еврозоне грозит экономике США большими неприятностями, в том числе — ростом курса доллара к евро. Однако канцлер после встречи с президентом США дала понять, что Германия не готова отступить от своего главного требования к партнерам по еврозоне: необходимости сокращения расходов и уменьшения долгов. «Обещания, данные Грецией, не могут быть изменены из-за результатов парламентских выборов, – заявила она. – Мы не пойдем на компромиссы в отношении реформ, соглашение о проведении которых было достигнуто».

Россия выделит 10 миллиардов долларов для Международного валютного фонда, эти деньги будут направлены на расширение средств организации. Аналогичную сумму также намерены выплатить Индия и Бразилия, Китай заявил о готовности предоставить 43 миллиарда, а ЮАР – 2 миллиарда долларов. «Руководители стран БРИКС также рассчитывают, что, выделяя деньги, они будут иметь возможность влиять на то, как они будут тратиться», - сообщил пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков.

Главным итогом беседы президентов России и США предложено считать отказ от резких высказываний по итогам переговоров - несмотря на отсутствие компромиссного решения по каждому из вопросов, обозначенных в принятом ими совместном заявлении. По словам В. Путина, на встрече с Б. Обамой было достигнуто взаимопонимание по множеству вопросов. «Мы поговорили о международных проблемах, включая сирийскую, и нашли много точек соприкосновения», – сказал президент России.

При этом, по мнению журналистки американской «Нью-Йорк таймс», пресс-конференция после встречи представляла собой «мрачную картину, которая, казалось, выражала разочарование обеих сторон». «Охранники потратили несколько минут на то, чтобы спровадить журналистов из комнаты после того, как прозвучали заранее подготовленные заявления лидеров, - пишет она. - Все это время оба президента оставались сидеть бок о бок, глядя прямо перед собой - никаких светских разговоров, никакого общения, вопреки обычному поведению глав государств перед телекамерами». «Так уж он себя ведет, такой уж у него вид», - сказал посол США в Москве Майкл Макфол, подразумевая Владимира Путина.

Президент США уклонился от какой-либо критики и завуалированных угроз, а вопрос о принятии так называемого «закона Магнитского» остался в стороне. Владимир Путин, по словам его пресс-секретаря, «весьма доходчиво повторил последовательную и давно известную позицию Российской Федерации» о размещении американской системы ПРО в Европе.

Заместитель советника по национальной безопасности Белого дома Бен Родс пояснил, что президенты «договорились продолжить обсуждение вопросов противоракетной обороны на техническом уровне с целью, когда мы разрешим сомнения обеих сторон по техническим вопросам, перейти к более широкому политическому разговору». При этом М. Макфол, в свою очередь, отметил, что разногласия между США и Россией по вопросу ПРО сохраняются, но выразил уверенность в том, что две страны «смогут решить данный вопрос».

Что же касается ситуации в Сирии, то заявления американской стороны некоторые обозреватели назвали «дружелюбными», поскольку два президента сошлись во мнении, что народ страны имеет право самостоятельно выбирать путь своего дальнейшего развития. Правда, после завершения переговоров Бен Родс дал понять, что на уступки в данном вопросе США идти не готовы. Так, он сказал, что американская сторона «пристально следит» за информацией о российских кораблях, которые готовятся к отправке к берегам Сирии. Между тем, итальянская газета «Иль соле 24 оре», сообщая, что к берегам Сирии направляются большие десантные корабли российских ВМФ «Николай Фильченков» и «Цезарь Куников», высказывает мнение, что «русские не исключают возможности падения режима Асада и готовятся эвакуировать соотечественников и секретную военную технику из Тартуса». «Отправку российских кораблей в Тартус можно считать первым серьезным сигналом ослабления режима Асада, или же свидетельством того, что ситуация в Сирии может еще больше ухудшиться», - говорится в статье.

«Совместное заявление президентов по итогам встречи весьма бесцветное, хотя в нем и затронут весь спектр проблем американо-российских отношений, - сказал, комментируя встречу двух лидеров, политолог из университета Джорджа Мэйсона штата Вирджиния Марк Катц. - Совершенно ясно, что Обама и Путин не сделали заметных шагов навстречу друг другу. Лидеры, похоже, ни о чем толком не договорились. Они рассуждали только о необходимости сотрудничества, но не предложили никакого решения по ключевым проблемам. Пожалуй, самой горячей из обсужденных президентами проблем была Сирия, однако Обама и Путин так и не смогли выйти за рамки деклараций. Оба лидера согласны, что необходимо покончить с насилием, но у каждого свой подход. Россия хочет, чтобы режим Асада выжил. Обама и Запад настаивают на необходимости политических преобразований в Сирии. И достичь согласия по этой проблеме Обаме и Путину не удалось». «Если уж Путин рассматривает американскую помощь демократическим организациям как попытку ущемить Россию, - пишет обозреватель газеты «Крисчен сайенс монитор», - то можно себе представить, что он думает об обсуждающемся в конгрессе США законопроекте с санкциями против российских нарушителей прав человека и продажных чиновников».

С другой стороны, как говорит эксперт вашингтонского Института изучения Европы, России и Евразии Кори Вельт, можно даже представить себе «кошмарный вариант», когда конгресс примет этот закон, но не предоставит России нормального статуса в торговле с США, то есть не отменит поправку Джексона-Вэника. По его словам, американцам надо будет «трижды подумать перед тем, как отталкивать от себя Россию в тот момент, когда США ищут ее содействия по столь широкому кругу международных проблем».

Претендент на Белый дом, республиканец Митт Ромни заявил во время встречи Барака Обамы и Владимира Путина, что «проводимая президентом политика «перезагрузки» потерпела полный провал». «Президент не продемонстрировал миру силу и решительность, - сказал он. – Мы должны дать России ясно понять, что ее поведение в Сирии являет собой серьезную угрозу для национальных интересов Америки и для свободных народов всего мира».

Позицию Москвы максимально упрощенно сформулировал один из членов российской делегации: НАТО должно дать юридические гарантии, что ПРО не будет использоваться против России, замена поправки Джексона—Вэника на «закон Магнитского» приведет к эскалации напряжения между двумя странами, а ситуацию с Сирией можно разрешить лишь давлением на обе стороны конфликта, которые должны получить гарантии безопасности.

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.