Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2021
«Витязь» против «Оскара»

«Витязь» против «Оскара»

Триумфально завершилась программа XI Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
Нина Катаева
10.12.2020
«Витязь» против «Оскара»

В Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялось торжественное закрытие годовой программы XI Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь».

Пандемия не помешала «Золотому Витязю»: с 6 по 15 сентября, наверстывая время, упущенное из-за карантина, в Севастополе провели XXIX Международный кинофорум и XI Славянский форум изобразительного искусства. В Москве 15–16 октября состоялся XI Литературный, а с 14 октября по 29 ноября в столице и городах России проходил XVIII Международный театральный форум.

Зрители увидели спектакли 25-ти театров Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга, Белгорода, Брянска, Владивостока, Владимира, Иваново, Костромы, Самары, Луганска, Бреста. Три спектакля были показаны онлайн в Учебном театре ГИТИСа. Театральный форум «Золотого Витязя», демонстрируя лучшее из того, что есть в сценическом искусстве стран славянского мира, стал одним из крупнейших в России. Приятно было видеть, что, несмотря на ограничения, зрители приходили на спектакли. В рамках театрального форума совместно с Медиа-проектом «АRTИСТ» в честь 55-летия пьесы Александра Вампилова «Старший сын» провели международный онлайн-фестиваль одной пьесы. Более десяти тысяч зрителей увидели 26 версий этого спектакля, поставленного в разные годы на сценах России, Беларуси, Казахстана и Франции.


Такие настали времена…

Зрителей огромного Зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь», член Патриаршего Совета и Госсовета России по культуре, народный артист России Николай Бурляев по традиции приветствовал стихотворением Тютчева «Славянам». «Опально-мировое племя,\ Когда же будешь ты народ?» – именно в нем со всей глубиной выражена суть девиза, под которым вот уже три десятилетия «Золотой Витязь» борется за объединение славян.

В исполнении Российского симфонического оркестра кинематографии под руководством худрука и главного дирижёра, народного артиста России С.И. Скрипки звучит мелодия Георгия Свиридова. Сергей Иванович на этом вечере один из главных персонажей, потому что одна из высших наград – Золотая медаль имени Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру» – присуждена ему.

Рассказывая о сотнях мероприятий – кинопоказах, спектаклях, выставках, гала-концертах и творческих встречах годовой программы, которую пришлось втиснуть в три месяца, – Бурляев не забывает, что он публицист. И, благодаря за финансовую поддержку министра культуры Ольгу Любимову, за информационную – телевизионщиков с ВГТРК и телеканалов «Культура» и «Спас», цитирует Тютчева: «И слово Царь-освободитель \За русский выступит предел…», взывая ко всем, кто ответственен, выступить за этот «предел».

Бурляев объявляет, что в будущем году, к своему 30-летнему юбилею, «Золотой Витязь» намерен учредить Национальную премию в области кино, театра, музыки, литературы и живописи. Он не скрывает, что делает это в пику «Оскару», который вводит немыслимые правила со следующего года: соблюдение гендерной политики при наборе съемочных групп, непременное наличие среди персонажей афроамериканцев, трансвеститов, лиц нетрадиционной ориентации и т.п.

Выступает президент «Золотого Витязя» и против насаждаемых в Минкульте правил, когда чиновников лишают возможности влиять на культурную политику, требуя от них лишь финансирования.

Приветствие от Ольги Любимовой, которая отметила «огромную социальную и творческую значимость «Золотого Витязя», который стремится объединить представителей разных направлений искусства и показать широкой аудитории наш вклад в мировую культуру», озвучивает ее заместитель Николай Овсиенко.

Золотой медалью имени С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» награждают режиссёра театра и кино, общественного и политического деятеля, лауреата Госпремии РСФСР им. братьев Васильевых, двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, народного артиста РСФСР Андрея Кончаловского. В видеообращении Андрей Сергеевич поделился с залом впечатлением, которое производил на него человек, чьим именем назвала премия. Будучи знаменитостью, Сергей Бондарчук никогда не переставал учиться, и был для него примером.

«А значимость “Золотого Витязя” в том, что фестиваль поддерживает человеческую память, – сказал режиссер. – Сегодня, когда цивилизация старается избавиться от памяти, это один из примеров того, как надо ее хранить и передавать молодым поколениям».

В исполнении оркестра звучит музыка Вячеслава Овчинникова к фильму Кончаловского «Дворянское гнездо», а также к эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», дирижирует ученик Скрипки, обладатель приза «Золотой Витязь» Антон Жуков.

Приветствуют на церемонии, в связи с 75-летием, и младшего брата Кончаловского – Никиту Михалкова, режиссера, актера, общественного деятеля, коллегу и друга Бурляева. В его честь солист Гамбургской и Лейпцигской оперы, лауреат международных конкурсов Владимир Байков исполняет романс Овчинникова на стихи Аполлона Майкова, дирижирует Сергей Скрипка. Сергей Иванович руководит оркестром на протяжении многих лет, сохранил коллектив в нелегкие постперестроечные годы, и, говорят, не просто сохранил, а подарил новое звучание: оркестр зазвучал еще более мощно, чем в прежние годы.

Сергей Скрипка – кандидат в Книгу рекордов Гиннесса: им записана музыка более чем к тысяче фильмов. Получая награду, дирижер сказал, что «Витязь» проповедует важную идею о том, что «сегодня надо защищать все лучшее, что было и есть в нашей стране, такие настали времена».

Мастера приветствовал его ученик Антон Жуков: для зрителей прозвучала музыка Эдуарда Артемьева к фильму Михалкова «Сибирский цирюльник».

Золотыми медалями имени Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» наградили: ведущего актёра Малого театра, педагога, профессора, лауреата Госпремий РФ, народного артиста России Василия Бочкарёва, режиссера-хореографа, лауреата премий «Золотая маска» и Мориса Бежара, российских и международных конкурсов Елену Богданович и впервые – директора. Директора Театра им. Евгения Вахтангова, театрального и общественного деятеля, заслуженного работника культуры России Кирилла Крока. Бочкареву и Богданович награды вручат позднее, Елена Викентьевна получила еще и Гран-при «Золотого Витязя» за спектакль «Бемби». Награды получают и ее актеры: Инга Шатова – приз «За лучшую женскую роль» и Арсений Тарасенко – диплом «За трепетное воплощение образа оленёнка Бемби».

Прежде чем пригласить на сцену лучшего театрального директора России Кирилла Крока, Бурляев рассказывает, как 60 лет назад ему посчастливилось работать в Театре имени Моссовета у Юрия Завадского, где он наблюдал за деятельностью легендарного Льва Лосева. Перед гастролями директор заранее выезжал в город, где ждали театр, изучал обстановку, интересы потенциальных зрителей, и, в зависимости от этого, составлялась гастрольная афиша. «К сожалению, в начале перестройки в Союзе сделали ставку на “эффективных менеджеров”, – говорит Бурляев, – директорами театров стали назначать людей, не сведущих в театральном деле, и от них зависели судьбы худруков. Следует немедленно вернуть худрукам и главным режиссерам приоритетное право управления театральными организмами. В театре они идеологи, нет их – нет театра».

В Вахтанговском, которым руководит Римас Туминас, это правило свято чтут, поэтому процветает этот «театр-холдинг», с несколькими сценами, успешными гастролями, высокой зарплатой у артистов. «Считаю, что театр это, прежде всего, художественная идея, – подтвердил Крок, – а помогает худруку и артистам осуществить ее тот, кто за кулисами, театральный менеджер, директор…». И далее отмечает:

«Воспринимаю Золотую медаль как награду нашему театру; уверен, что мы и впредь, как все закончится, будем самым гастролирующим театром. Будем ездить по России и по миру и везде говорить, что русский репертуарный театр – это чудо, которым нужно гордиться».


Будить в человеке человека

В рамках театрального форума состоялся дискуссионный клуб «Современный театр – вчера, сегодня, завтра». Поднимая тему института «эффективных менеджеров», Бурляев привел ярчайший пример того, как вопреки мнению президента страны, был уничтожен Государственный академический Русский концертный оркестр «Боян» под руководством народного артиста СССР Анатолия Полетаева. Он отметил, что понятие «идеология» многих пугает, но государство не может существовать без идеи, оно рассыплется. И вновь акцентировал внимание всех на том, что заложено в Указе президента «Об основах государственной культурной политики». Там прописано, что мы должны опираться на традиционные духовно-нравственные ценности и аккумулировать все лучшее грядущим поколениям. Воспитывать молодых людей нужно на нашей культуре, которая «мудра, прекрасна и светоносна». Неслучайно «Золотой Витязь» задумал учредить Национальную премию, которую будут присуждать за достижения в области разных искусств.

Театральный аналитик Ольга Сенаторова рассуждала о том, почему так важно рассматривать театр как социально-культурный институт; главный редактор «Московского образовательного телеканала», создатель «Медиа-проекта ARTИCT» Марина Меркулова рассказала об онлайн-фестивале «Старший сын-55», посвященном пьесе Вампилова; критик Валерий Бегунов поделился мыслями о героической тематике в современной драматургии и особенностях зрелищных искусств в онлайн.

Главным открытием жюри и зрителей на фестивале было то, что современной драматургии нет, внимание постановщиков сосредоточено на классике и авторах 60-х. В моде Островский, Достоевский, Чехов, Вампилов, Распутин, Розов. Награды «Золотого Витязя» дают верные ориентиры.

Гран-при получил режиссер спектакля «Пять вечеров» Павел Сафонов (Московский областной ТЮЗ). Он признался, что счастлив был поработать с пьесой Александра Володина, в которой говорится о том, что если человек не предает в себе самых важных вещей, которые в юности звали его куда-то, то он остается сильным. И пригласил посмотреть свой «красивый, пронзительный, смешной спектакль» с замечательной музыкой Фаустуса Латенаса, получившего Специальный диплом жюри, к сожалению, посмертно. Приз за исполнение лучшей женской роли ушел к Нонне Гришаевой, которая первый поклон отдала, конечно, оркестру и дирижеру Сергею Скрипке, с которыми «так много спето». А также режиссеру Павлу Сафонову, своему однокурснику. «Без любви человек высыхает», – заветный слоган спектакля, которым Нонна поделилась со зрителями, говорит о многом.

Гран-при в малой форме за спектакль «Тополя» в «Мастерской П.Н. Фоменко» вручили режиссёрам – Юрию Буторину, Владимиру Топцову, Сергею Осипьяну. Приз «Серебряный Витязь» получил Петр Орлов за спектакль «Идиот» по Достоевскому (Владимирский областной театр драмы). Режиссер поведал о драматической коллизии, предшествовавшей постановке спектакля. В театре случился пожар, который спалил оборудование, и лишь благодаря воле директора Бориса Гунина этот огромный проект был все же осуществлен. Дипломами наградили: «За пластическое решение спектакля «Идиот» – Евгению Миляеву, «За лучшую женскую роль» – исполнительницу роли Настасьи Филипповны Наталью Демидову.

Приз «Золотой Витязь» в малой форме вручили Александру Нестерову за спектакль «Люся. Признание в любви» (Театр им. Евгения Вахтангова). Режиссер поблагодарил руководителей театра, свою «невероятную» жену Нонну Гришаеву, сыгравшую главную роль, и, конечно, Людмилу Гурченко, которая «откуда-то сверху помогала в создании спектакля». Призом «Серебряный Витязь» наградили Гульнару Галавинскую за спектакль «Отцы и дети» по Тургеневу (Московский Театр на Перовской). Диплом «За лучшую мужскую роль» получил Виктор Никитин, создавший образ Павла Петровича Кирсанова.

Артист напомнил всем, что его искусство сиюминутно, зрительный зал Театра на Перовской вмещает всего сто человек, но эта ситуация давным-давно оценена Федором Тютчевым: «Когда сочувственно на наше слово\Одна душа отозвалась – \Не нужно нам возмездия иного,\Довольно с нас, довольно с нас…». Звучит очень убедительно.

«Бронзовым Витязем» отметили спектакли «Иванов» Сергея Терещука (Международная Чеховская лаборатория) и «Затейник» Александра Коршунова (Театр «СФЕРА»). «Иванов» приурочен к 160-летию А.П. Чехова и посвящен памяти Виктора Гульченко, создателя Лаборатории. Вместе с режиссером на сцену вышел Олег Дуленин – исполнитель главной роли. Труппы, в привычном понимании этого слова, в лаборатории не существует: актеры из разных театров репетируют и играют здесь по велению души, бесплатно. Так что диплом «За лучшую работу художника по костюмам» стал общей наградой.

«Затейник» поставлен по пьесе Виктора Розова, дипломом за роль Сергея Сорокина награжден Александр Пацевич, который сказал, что в понятии «принципы русской психологической школы», которым следует их мастер Александр Коршунов, ему хотелось бы заменить слово «психологический» на «душевный». Он сказал, что в Театре «СФЕРА» занимаются «движениями души», думают о том, какими средствами можно их «спровоцировать», и размышляют над тем, возможно ли «дотронуться до души». Вопрос своевременный, потому что жизнь за окном заставляет усомниться в том, есть ли она вообще, душа, у многих наших сограждан.

Золотые медали имени А.А. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» получили: ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И.С. Глазунова, действительный член Российской академии художеств, профессор, народный художник России Иван Глазунов и заслуженный художник России, чл.-корр. Российской академии художеств, худрук Студии имени Грекова Михаил Полетаев.

Иван Глазунов поблагодарил инициаторов за то, что они награждают всех, кто участвует в продвижении русской культуры, и никогда не связываются с разрушителями. И пожелал «Витязю» и дальше, говоря словами Федора Абрамова, «будить в человеке человека».

Среди музыкальных номеров оркестра для Николая Бурляева, снявшего в 1986 году фильм «Лермонтов», был особенно дорогой. Именно тогда с дирижером Сергеем Скрипкой они записали лермонтовскую балладу «Воля» на музыку Бориса Петрова. Этот композитор, продолжатель традиций Рахманинова, Свиридова и Овчинникова, к сожалению, уехал во Францию, и на родине не очень известен. Балладу исполнил Владимир Байков.


Один в поле воин

На XXIX кинофоруме «Золотой Витязь» в Севастополе высшую награду получил документальный фильм Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова «Отменивший войну» – о кровавых событиях октября 1993-го. «По чудовищному приказу тогдашнего главнокомандующего, – рассказал Бурляев, – по Белому дому, где сидели депутаты, должны были нанести ракетно-бомбовый удар, затем “обработать” его танками и “зачистить” отрядом “Альфа”. Но, видно, что-то пошло не по плану, может, Америка вмешалась, перед которой наше руководство отчитывалось, может, испугались, что американское посольство рядом, одним словом, удар отменили. Но оставили танки, начался расстрел, отряду “А” уже дали задание… И вот как один человек поменял ход событий: в планах была гражданская война, и то, что делается сейчас на Украине, показалось бы нам репетицией. Россия и сейчас утопала бы в крови...

Подполковник “Альфы”, посланный с отрядом к Белому дому, положил оружие у входа, обмотал колючую проволоку бинтом, и, подняв этот “белый флаг”, зашел с помощником в здание. Его проводили в зал, где сидели 400 депутатов с зажженными свечами, приготовившись к смерти. Этот человек, ведомый Промыслом Божиим, не знал, что будет им говорить, у него была другая задача. Но, выйдя на трибуну, сказал:

“Я подполковник группы “А”, имя Владимир, у меня нет приказа вступать с вами в переговоры, но группа “А” борется с преступниками, террористами и бандитами, вы – избранники народа, и я вас отсюда выведу. Мы подгоним автобусы, вы разъедетесь по домам, а политические вопросы будете решать потом. Самое главное, чтобы не было крови”.

Так один человек отменил войну, и я рад, что сегодня, находясь на службе в другом городе, он прилетел в Москву, и мы сможем вручить ему награду». Золотой диплом «За самоотверженную службу Господу и Отечеству» получил герой фильма «Отменивший войну» Владимир Келехсаев.

Он поблагодарил Бурляева за то, что артист нашел в себе силы «обозначить такую острую тематику» и создал документальный фильм. Рассказал, как они волей судьбы встретились в купе поезда через 10 лет после событий. Отметил, какую оценку дал этим событиям глава государства 4 октября 2019 года: «Страна была на грани гражданской войны». «Думаю, за то, что сейчас мы сидим в этом зале, благодарить нужно Всевышнего», – сказал альфовец. О себе сообщил, что он кадровый офицер-пограничник, служил на границе, но, оказавшись в подразделении группы «Альфа», можно сказать, «нашел себя». Ему оказались близки главные принципы «Альфы»: максимальное уважение к жизни тех, кого защищаешь; в первую очередь, сохранение жизни людей, убитых и раненых считаем потом; право выстрела является исключительным. «Поэтому парни, которые ждали меня, когда я вел переговоры, положили оружие. Стрельба началась, по съемке видно, поверх голов, со стороны гостиницы “Украина”».

Выступление Келехсаева не раз прерывалось овациями, в финале зал аплодировал стоя. Зовущая к счастью и обещающая его в обозримом будущем музыка Эдуарда Артемьева к фильму Кончаловского «Сибириада» стала убедительной точкой на этом вечере.


Фото с торжественной церемонии Александра Беланова

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рок
11.12.2020 19:57
И все же замалчивают Витязь и Бурляева. На тв что-то ничего не видно. Об Оскаре больше наши либероиды шумят. Ясно, что у кого в руках... Спасибо Бурляеву, что не сдается!
Светлана*
11.12.2020 2:27
«Опально-мировое племя,\ Когда же будешь ты народ?»

Нормандская теория не дает этой возможности, нам обрубили корни...

Эксклюзив
08.04.2021
Андрей Соколов
Запад грозит России, а внутри нее открыто ведется враждебная пропаганда.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.