Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 февраля 2019
В защиту русского слова

В защиту русского слова

Учёных-филологов и преподавателей тревожит состояние отечественного образования
Ирина Ушакова
02.12.2015
В защиту русского слова

В Институте мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН прошла XXV Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа» на тему «Россия в русской литературе: сказка и быль (проблемы изучения и преподавания)».

Приветствие участникам конференции прислал первый заместитель Комитета по образованию Государственной Думы, доктор философских наук, член-корреспондент РАО О.Н. Смолин. От имени почётных гостей конференции выступил сопредседатель Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор МГУ С.В. Перевезенцев.

Направление конференции задал в своём докладе главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор В.Ю. Троицкий. «Современная школа, – сказал он, – по содержанию и уровню образования, по результатам воспитания (в целом!) не обеспечивает должных базовых системных знаний, культурных навыков и требуемого уровня образования, необходимых гражданам независимой державы… За четверть века квалифицированного и системного разрушения, осуществляемого через командные образовательные учреждения, мы потеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных «реформами» условиях почти невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир произведения».

Говоря о современных так называемых реформах, В.Ю. Троицкий процитировал слова академика РАО Ю.Г. Круглова из его работы, опубликованной во 2-м выпуске Трудов «Филология и школа» (2008 г.): «…Всяческими способами (и прежде всего – финансами) поддерживаемые инновации, активно внедряемые в учебный процесс, уничтожают существующую уже два столетия плодотворную традицию в школе... Суть же этих «экспериментов» в российских условиях (может быть, о ней не догадываются сами экспериментаторы) – вытеснить из литературного образования основополагающую для школы классическую русскую литературу».

Профессор Троицкий объяснил, почему идёт война против русской классической литературы: «В русской классике отражается характер народа: волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убеждённость – в окончательной победе правды и добра. Классика – наследует национальные идеалы и традиции, она всегда “связана с почвой” и потому – плодотворна. Классика служит истине и красоте, утверждает прекрасное, высокопочитаемое, что освящено созидательной любовью и служением добру (для жизни всех и каждого), человеку, Богу».

Участники конференции, разделяя позицию многочисленного педагогического сообщества, отстаивают необходимость полноценного преподавания литературы в школах и вузах.

Учёные-филологи, преподаватели средней школы и вузов озабочены нынешними реформами образования, вследствие которых уровень знаний и нравственное состояние молодого поколения несравнимо снизились по отношению к выпускникам царской и советской школ.

«Мы должны учить читать с разумением и восхищением истины. Этому должно научиться, чтобы остаться Человеком в условиях расчеловечивающей цивилизации и всплесках откровенного поношения и издёвок над нашим родным и святым…», – заключил В.Ю. Троицкий.

На конференции прозвучали доклады протоиерея Павла Карташова о том, как воспринимали революцию 1917 года Иван Шмелёв и Максимилиан Волошин; профессора, проректора Литературного института им. А.М. Горького А.Н. Ужанкова об осмыслении русской земли в русской литературе XI–XVII веков; профессора МГУ В.А. Воропаева о духовном смысле патриотизма Н.В. Гоголя; профессора Московской консерватории В.В. Медушевского о православной цивилизации России в музыке, профессора И.П. Щеблыкина о правде и вымысле в историческом романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский»; учителя русского языка и литературы ГБОУ № 1034 Н.А. Жеклаевой об изучении в школе романа-эпопеи Михаила Шолохова; профессора МГОУ Т.А. Алпатовой о суждениях Ивана Ильина о русском в русской сказке; преподавателя ИМЛИ РАН И.А. Виноградова о духе и смысле художественных «деталей», рассеянных в повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; учителя литературы гимназии №1516 А.В. Фёдорова о действительном и сказочном в художественном мире Алексея Константиновича Толстого, и другие доклады.

Пушкинскому творчеству были посвящены выступления профессора ИМЛИ РАН А.В. Гулина – о реальном и чудесном в «Капитанской дочке» и профессора МПГУ Л.И. Шевцовой – о приметах исторического времени в «Повестях Белкина».

Известный детский писатель Владислав Бахревский предложил участникам конференции создать Общество по защите русской сказки. «Наш народ испокон веку объединяла сказка. Русская сказка – это правда о народе, открытая самим народом всему белому свету, это место под солнцем, какое определили для себя наши пращуры, это покаяние и мечта. В нашей сказке суть русского «я». Русские никогда не замыкались в самоизоляции. Наше общество должно собирать в единую семью всех верящих в чудо, всех сказочников нашей земли. Тофаларов (коренной народ Восточной Сибири. Ред.) всего 400 человек, однако их сказки – великое богатство», – сказал В.А. Бахревский. Писатель уверен, что сегодня необходимо издавать истинно художественные сказки такими тиражами, чтобы они доходили до каждой семьи, поскольку это книги нашей народной сути, национального нашего достоинства, одно из условий доверия народа власти; нужно предоставить радиоэфир сказке и детской литературе, создать телепрограммы, восстановив престиж Слова, Книги, Писателя.

На конференции был представлен сборник одного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» на 45 языках мира, выпущенный к 200-летию поэта издательством «Историческая газета» (составитель Анатолий Парпара).

Конференции в ИМЛИ давно стали творческой, профессиональной площадкой для учителей и преподавателей. По итогам этой конференции был составлен Манифест в защиту русского слова. В нём, в частности, говорится о том, что достижения отечественного образования ныне утрачены нашей школой по причине очевидной некомпетентности, а также целенаправленной деструктивной деятельности иных «руководителей» в системе образования. Между тем время требует ответственного отношения к преподаванию словесности. Ибо цинизм и пошлость в СМИ разрастаются, а условия для противодействия этому в школе сокращаются. Имеется в виду не только уменьшение содержания гуманитарных предметов и в особенности – словесности, но и характер содержания новых программ, которые, как справедливо утверждает учёный-психолог Т.Л. Шишова, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение».

Первоочередной задачей для школьного образования участники конференции считают утверждение отечественного мировоззрения в современной школе России, а также возвращение в школу фундаментальных знаний в той мере, в какой они были присущи ей в период расцвета, в XX веке.

Всё это имеет целью «вернуть в школу консолидирующую русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней».

Сокращение особо необходимых в наших условиях школьных дисциплин «совпадает» с явно вредными, разрушительными «начинаниями». Так, в нынешнем году в России был запущен ещё один явно вредоносный международный проект Teach For All, задача которого – «менять систему школьного образования снизу, через молодых и инициативных учителей, продвигающих новые подходы к обучению». Учредителями этой программы стали три студентки из Санкт-Петербурга: Алёна Маркович – сотрудник питерской администрации по связям с Хельсинки и Американо-Российского делового совета, работавшая PR менеджером, обучавшаяся в Вашингтоне и Берлине; Елена Ярманова – эвент-менеджер, эвент-продюсер, в том числе в посольстве США, переводчик в Американо-Российском деловом совете, доброволец организации Big brothers Big sisters в Москве; и Настя Косникова – главный специалист Газпрома, менеджер по закупкам спортинвентаря, имеющая опыт в консалтинговой деятельности, консультант American Express, обучавшаяся в Babson College в США. Не кажется ли странной их заинтересованность в реформировании российской школы?..

Ирина Ушакова – член Союза писателей России, член правления Фонда им. М.Ю. Лермонтова

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Родонит
22.12.2015 9:23
Самые трепетные воспоминания ,первые уроки соприкосновения с возвышенными эмоциями,идеями и поступками,мы получали на уроках литературы.И как тонко проводилось познание этики ,через литературные произведения.Не ради развлечения были выдуманы мифы древней Греции,русские народные сказания ,былины.Без уроков нравственности и тонкой психологии-невозможно обойтись.Народ превращается в население.И все это понимают,что тут еще говорить...
Поэт и гражданин
17.12.2015 17:54
Решать вопрос - только кардинально: не читал "Войну и Мир" Л. Толстого - в резервацию, не знаешь азов родного языка - в тюрьму. Глядишь, через лет 5 - 10 что-то в данной сфере и изменится к лучшему. И ничего изобретать не нужно. Просто реанимировать программу царской гимназии.
москвичка
03.12.2015 16:50
Самое печальное, что Васька слушает да ест.Вроде все все понимают, бьют тревогу, а разрушение образования все укоряется.Учебники русского языка одни из самых скучных и неинтересных.В детском саду(!)детям забивают голову про всегда твердые или мягкие согласные, всякими наукообразными терминами вместо того, чтобы научить  слушать музыку  родной речи,грамотно выражать свои мысли.
Конев
03.12.2015 16:36
Татьяне П.
Подвижники всегда были на Руси, и пребудут. Но сколько ж можно им пробиваться сквозь препоны и противодействие, саботаж и диверсии! Откуда у педагогов, которые должны быть чутки к детским душам, возьмутся твердость ратников, чтобы рубиться с врагом?
Когда уже государство будет русским, а не   хрен знает каковсим?
var
03.12.2015 13:05
Федерал почему-то умолчал о количестве вакансий эффективно-управленцев на процеветающем западе.
Вот туда-то всех этих учоных юристо-экономистов и надо пристроить.
Лесник
03.12.2015 9:55
        Широким фронтом двинулись на Россию злобные силы, никак не устраивает злобный мир капитализма человеколюбивая, чтущая Бога Россия.
       Самый важный участок этого фронта - исступлённая атака на наш язык.
       Очень трудно держать здесь оборону, особенно когда атакующие внедрились в высшие эшелоны власти.
       Далеко не случайно добрые русские традиции народного образования заменены ЕГЭ-натаскиванием.
      В результате общество сваливается в пучину дебилизации и довольно быстро.
Татьяна П.
03.12.2015 9:33
То, что происходит в образовании, есть отражение настоящего времени, в котором мы живём. Это время стремительно, на глазах меняет язык, идеалы, героев.
Я знаю школы и прекрасных педагогов, которые почти на пустом месте, без всякой коммерции ведут своих учеников тропинками кропотливого краеведения, изучения исконного языка, народных традиций, воспитания любви к Родине.
СССР
03.12.2015 7:46
. Ибо цинизм и пошлость в СМИ разрастаются, а условия для противодействия этому в школе сокращаются"- ну,коль сие полностью подтвержает реализацию так называемого "плана Далесса" какой вывод?Вывод один,, и цинизм и пощлость ,одна из центральных состовляющих идеологиии партийно-комсмольской власти ревезионистов 1991 года.Авгут 1991 начало явного цинизма и пошлости  и пока нет ей предела.Народ достойное принимает, ибо сам стал частью пошлости и цинизма.
Костя
03.12.2015 1:02
Вспомним профурсе...
Вот цитата из его высказывания: "...недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других." Им нужен ЮЗЕР, не более. Отсюда - все эти школьные тесты-задачки для обезьян. Развалил школьное образование,теперь - советник президента. Его дело продолжает Ливанов. Сколько выступлений против ливанских реформ!
И всё - впустую.
Мораль: очевидно, оба выполняют задачу, поставленную СВЕРХУ.
Посему - прощай, русская грамотность, властям ты только мешаешь.
Федерал
02.12.2015 20:54
В РФ сплошные юристы и экономисты с 3-4 дипломами. Их уже пристроить некуда. Необразованных почти не осталось. Хватит наезжать на наше образование, лучшее в мире.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
19.02.2019
Александр Каюмов
Новости о судебном процессе над спецназовцами, противостоявшими «майдану».
Фоторепортаж
15.02.2019
Подготовила Мария Максимова
В Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) проходит выставка «Книги старого дома: мир детства XIX – начала XX века».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».