Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
У Василия Сурикова

У Василия Сурикова

К 175-летию со дня рождения великого художника
Станислав Минаков
23.01.2024
У Василия Сурикова

Художника Василия Ивановича Сурикова миру подарил зимний сибирский город, Красноярск, где в семье служащего, имевшего казацкие корни, будущий мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств родился 24 (12 по ст. ст.) января 1848 года.


Суриковская усадьба расположена в самом центре Красноярска, ведут в нее огромные деревянные ворота, войдя в которые будто попадаешь в другую эпоху, в XIX век, сразу оказавшись у построенного в начале 1830-х годов двухэтажного лиственничного дома, в котором и родился художник. У крыльца теперь растет рябинка и стоит бронзовый памятник. 

Отсюда двадцатилетний Суриков отбыл в Санкт-Петербург, а в родном доме остались его мать и брат Александр. Прасковья Федоровна до своей кончины в 1895 году без помощи прислуги содержала этот большой дом, где на первом этаже они располагались с младшим сыном, а второй — сдавали квартирантам. Тут сохранена подлинная обстановка, включая мебель, посуду, одежду, предметы быта. 

В 1930-х годах дочери художника Ольга Кончаловская и Елена Сурикова передали дом в дар городу.

К слову, женившийся на Ольге Суриковой художник Петр Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии (ныне Донецкой народной республики). Пара подарит отечественной культуре дочь, писательницу Наталью Кончаловскую, советской детворе более всего известную своей поэмой о Москве «Наша древняя столица». В свою очередь, в браке с автором гимна СССР, «Дяди Степы» Сергеем Михалковым Наталья Петровна подарит миру прекрасных сыновей, всемирно известных кинорежиссеров Андрона Кончаловского и Никиту Михалкова, которые, в свою очередь, подарят нам в лице своих детей ярких киноартистов.

Вот как художник П. Кончаловский вспоминал о своем первом посещении Сурикова: «Василий Иванович произвел сильное впечатление своей внешностью: вот какой настоящий художник. Грива черных, иссиня, волос, бледное лицо, черные подстриженные усы и бородка; вся осанка крепко сколоченной, среднего роста фигуры и совсем оригинальный говор. И какая-то замкнутость во всей атмосфере. В дверь выглянули черные глаза девочки, посмотрели они недружелюбно, даже неприязненно. Это были глаза (кто бы мог подумать) моей будущей жены!».

Дом-музей главного новатора передвижников был открыт в Красноярске в год столетнего юбилея В.И. Сурикова. Здесь сохранилось, а потом и дополнилось много предметов художника и его семьи: фотографии, личные вещи, работы Сурикова, которые он дарил матери и брату или переданные семьей мецената П. И. Кузнецова.

Здесь можно заглянуть в зеркало той эпохи, в которое смотрел художник, а то и украдкой потрогать его шляпу, лежащую на полочке.

В музее нас встретили радушно и рассказали, что главным источником поступлений стали наследники художника. Семья Кончаловских (дочь Сурикова Ольга Васильевна, зять Петр Петрович и внуки Наталья и Михаил) до последних дней своей жизни заботилась о родном доме Василия Сурикова. Благодаря именно их дарам музей стал обладателем третьей по величине в мире коллекции произведений мастера.

Сохранился в усадьбе уютный флигель, построенный в начале 1900-х на средства художника и сдававшийся квартирантам. Реконструированы баня и завозня (конюшня с двумя амбарами), то есть ныне всё это в совокупности и составляет музей-усадьбу. 

Своим потрясением от внезапно открывшегося ей мира, при первом посещении суриковской усадьбы три с половиной десятилетия назад, поделилась моя спутница, Валентина Васильевна Чайкина, доцент кафедры истории музыки Красноярского государственного института искусств: «Впечатление было ошеломляющим: я словно попала в другой мир, где ничего не напоминало о шумной городской суете, которая осталась там, за калиткой! Я довольно долго стояла, пребывая в каком-то зачарованном состоянии, совершенно забыв, зачем я сюда пришла… Видимо, в своём деловито-озабоченном настрое я так торопилась, что даже не прочла вывеску на воротах дома, потому что совершенно не была готова к тому, что попаду на территорию дома-музея Сурикова. Я села на лавочку возле дома и слушала тишину… Меня поразило, что звуки городского шума совершенно не проникали сюда! И хотелось остаться в этом мире и никуда не уходить…».

Мы идем по комнатам второго этажа. Самая большая здесь — была мастерской Сурикова. Теперь на этаже размещена экспозиция его работ, включая самые ранние из сохранившихся работ: акварель «Плоты на Енисее» (1862 г.), портреты дяди, Марка Сурикова, и атамана Александра Сурикова (1860-е гг.).

Представлен и период учения в Академии — эскизы к картинам «Нерукотворный образ» и «Изгнание торгующих из храма», рисунок статуи Венеры, петербургские зарисовки и цикл акварелей «Минусинский альбом».

Важная часть коллекции суриковских работ — изображения его родных: сестры, жены, дочерей, внучки. Портрет брата кого-то удивительно напоминает! Ба! Да это же наш Никита Сергеевич Михалков, одно лицо!

На акварели «Комнаты в красноярском доме Суриковых» можно видеть фрагменты интерьера суриковского дома и мать художника за самоваром.

Интересны предметы, связанные с матерью мастера: ее рукоделие, одежда, кухонная утварь. Имеется даже шелковый шугай с золотым шитьем XVIII в. из приданого Прасковьи Федоровны! Он изображен художником на портрете Л.Т. Маториной — «Казачка, 1892».

Зять Сурикова профессионал-живописец П. Кончаловский неслучайно заметил: «Какая любовь к вещам была у Сурикова, как видел он их и с какой нежностью писал! Константин Маковский писал, например, те же самые вещи, а выходила просто гадость, бутафория…».

И еще: «Как сильна была, например, формальная сторона у Сурикова, а уж он ли не одухотворенный, насыщенный психологическим содержанием мастер? Одновременно формальная сторона, умение видеть и схватывать форму невероятно были сильны у него. В высших своих проявлениях он прямо колоссален как мастер. И происходит эта колоссальность также от овладения формой, от глубочайшего ее знания. Суриков страшно любил то живописное естество в искусстве, которое у старых мастеров, у Рафаэля например, особенно сильно выражено, достигает громадной изысканности, временами доходит прямо до любования формой. У него не найдешь признаков однообразия, как, например, у Рубенса. Рубенс не так уж зорко видел, не везде мог высмотреть то, что истинно...».

Рубенс не мог, а Суриков мог. Рубенса увлекало телесное, плотское, внешнее. Суриков же, будучи русским художником, стремился передать внутреннюю жизнь своих героев. Причем глубоко погружая зрителя в исторический контекст сюжета, а нередко и в нравственные переживания персонажей.

Порой задумываюсь о поразительной глубине самой, на мой взгляд, необычной картины Сурикова «Меншиков в Берёзове», написанной в 1883 г. Художник запечатлел один из вечеров повседневной ссыльной жизни на Тобольщине семьи Александра Даниловича Меншикова, главного «птенца гнезда Петрова». Медленный ход времени, невыносимый своей бесконечностью и убийственный своей бессмысленностью.

«Меншиков, — писал еще один наш гений, Михаил Нестеров, — из всех суриковских картин — наиболее “шекспировская” по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры, их трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, её ужас, безнадежность и глубокая, волнующая трогательность — всё, всё нас восхищало тогда, а меня, уже старика, волнует и сейчас».

Кроме подлинных писем и фотографий художника и его родных в красноярском родовом доме хранится большое количество вещей самого Сурикова: часы, зонт, гитара, шляпа, жилет, рубашка, паспортная книжка, диплом академика Императорской Академии художеств, аттестат его дочери Ольги…

В книжном собрании имеются «Сонаты» Бетховена, испещренные суриковскими пометками (малоизвестный факт: художник перекладывал Бетховена для гитары!) и «Полная школа для семиструнной гитары», на страницах которой оставлены карандашный автопортрет и эскизы к «Боярыне Морозовой».

Видим здесь и этюдник, краски, кисти, карандаши, складной нож, круглый камушек, привезенный Василием Ивановичем из Крыма. Выставлены также памятная медаль в честь освящения храма Христа Спасителя (напомним, что Суриков написал для храма четыре картины «Вселенские соборы») и именная медаль за картину «Взятие снежного городка», полученная на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Обращает на себя внимание суровый автопортрет Сурикова в красном казакине — одно из самых известных изображений художника. Василий Иванович очень гордился своим казачьим происхождением.

Конечно, привлекают посетителей этюды к знаменитым масштабным полотнам «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря», «Благовещение».

Эффект присутствия всегда удивителен: смотришь в окошко на ворота усадьбы и думаешь — неужели и Суриков глядел в это окно мальчишкой!


Фото автора

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ольга
01.02.2024 5:49
С большим удовольствием читала статью. Очень люблю смотреть репродукции картин. И самое главное, всё естественно, то что было на самом деле. Так устали от пиара.
Павел Субботин
25.01.2024 14:48
был там в детстве. ступени, комнаты, половики и занавески помню до сих пор. там было хорошо. мне, ребёнку, там понравилось. и да - спокойно, тихо.
Царь
24.01.2024 18:40
Люблю Сурикова. Он для меня с малолетства, с моих первых марок с его картинами, с цветных репродукций в каких-то альбомах - как окошко в старину, в незнаемую историю. В него, в окошко это, видно было вроде и немного, а разглядывать хотелось без конца, интрига там всегда была, заговор и дух живой, особый, а я вроде к нему причастен. Спасибо за экскурсию!   
Евгений Николаевич Лаук
24.01.2024 18:15
Большое спасибо за прекрасную статью! ❣
ИХ
24.01.2024 0:03
Замечательный рассказ! Очень интересно!
Ирина
23.01.2024 14:38
Великая династия! Спасибо автору за рассказ о музее.
Валентина
23.01.2024 13:49
Люблю бывать в этом доме. Там особенная атмосфера, бережно сохраняемая сотрудниками дома-музея великого русского художника. Всех гостей, которые приезжают ко мне в Красноярск, обязательно веду в этот дом.
Конев
23.01.2024 13:39
любимый всеми русскими людьми
Станислав Минаков
23.01.2024 12:07
У серебряновековца Михаила Кузмина есть такие замечательные лирико-философические строки 1920 года:

…Но если ангел скорбно склонится,
заплакав: «Это навсегда»,
пусть упадет, как беззаконница,
меня водившая звезда.

Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,
о, бедная моя любовь.
Лучами нежными, не пылкими,
родная согревает кровь,

окрашивает губы розовым,
не холоден минутный дом.
И мы, как Меншиков в Берёзове,
читаем Библию и ждём.

Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.