Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Территория скульптуры

Территория скульптуры

В Выставочном зале Обьединения московских скульпторов открылась выставка Евгении Дубровиной
Николай Головкин
06.12.2023
Территория скульптуры

Её творчество неоднократно отмечено дипломами и наградами. Её работы хранятся в частных коллекциях не только нашей страны, но также Болгарии и Китая. Она преподает в авторской студии скульптуры Oldich.Art. А над своими скульптурами работает в Мастерских Владыкино. Евгения Дубровина член Московского союза художников. Награждена Золотой медалью РАХ (2011).


На выставке представлены и хорошо известные зрителям произведения, и новые. Работы Евгении Дубровиной – поэтичны. Многие из них, по её собственному признанию, навеяны строками Александра Сергеевича Пушкина, любимого ею с детства, 225-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в следующем, 2024 году – Году великого поэта России.

***

Характерными чертами своего творчества Евгения Дубровина называет экспрессию и порывистость.

А вот как оценивает её творчество коллега: «Искренность как стержень личности – в этом вся Евгения, – отмечает председатель Объединения московских скульпторов (ОМС) Георгий Смирнов. – Искренность в манере общения, в образе мыслей и, особенно, в работах. Каждая её скульптура является, ни больше ни меньше, авторским переживанием. Нахождение образа, наиболее полно раскрывающего смысл работы, максимально открывающего зрителя для сопереживания, эмпатии – одна из важных сторон её творчества. Получив прекрасное базовое образование, Евгения не останавливается на достигнутом. Она продолжает работать с натурой, делает массу набросков. Ей подвластны многие жанры – и портрет, и анималистика, станковые композиции, монументальные работы».

***

На многих выставках Евгении Дубровиной приковывает внимание проект памятника святой блаженной Ксении Петербургской (2016).

Широко почитаемая в нашей стране святая, Небесная Покровительница северной столицы России изображена в строго иконописном стиле. Она стоит в своей обычной одежде на ветру, на небольшом участке земли или камушке, за которым простираются бурлящие потоки Невы и видны силуэты храмов Санкт-Петербурга.

Сзади, по Александро-Невской лавре, прогуливаются люди, в том числе исторические личности, связанные с великим городом – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие.

В лавре мы видим храмы, деревья. Вид святой обители напоминает литографию.

В этой скульптуре автор повторяет смысл иконы: в том, что не мы смотрим на изображаемых святых, а они оттуда смотрят на нас. Поэтому фигура святой Ксении больше остальных фигур – как тот мир больше и ближе, чем это может казаться.

Голубь рядом с блаженной Ксенией может иметь несколько смыслов. В Ветхом завете, как известно, Ной выпускал голубя из ковчега. В Новом завете образ голубя становится образом святого духа.

В то же время голубь – это городская птица, а святая Ксения была городской нищей, и, как многие думали, блаженной.

Этот голубь, в каком- то смысле, соединяет наш мир и мир иконы.

Как и святые, блаженные, мученики, имея человеческую природу, являются нашими заступниками перед Богом.

***

Образ преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой вот уже столетие вдохновляет поэтов, художников, людей верующих. Ею восхищаются, ею любуются, её примеру хотят следовать.

Каждый творец может рассказать о «своей» святой Елисавете, запечатлевая те черты, которые ему особенно близки и дороги.

Вот и Евгения Дубровина давно задумалась о создании такой скульптуры.

«Преподобномученица Елисавета, – говорит Евгения Дубровина, – великая святая и удивительная женщина. Любого художника, да и просто человека, привлекает красота. А её красота удивительна – даже не строгая классическая, а какая-то хрустальная, неземная. Она как будто уже здесь, на земле, стала похожа на ангела. На некоторых фотографиях у Елисаветы Феодоровны такое лицо, будто она предчувствовала все грядущие страшные события в России. Пророческим для судьбы Елисаветы Феодоровны стало стихотворение К.Р. – великого князя Константина Романова:

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же красивая душа!..
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

«Для меня образ святой Елисаветы, – подчёркивает Евгения Дубровина, – это образ абсолютной красоты. Быть может, я выразилась неправильно, ведь абсолютная красота может быть только у Бога, но всё же…

Немецкая принцесса, прекрасная, как в сказке, стала частью, живой тканью русской жизни. Удивительной и вдохновляющей является история её любви и замужества.

Со знакомства с великим князем Сергеем Александровичем начался её путь к Православию, с его трагической смерти – путь к святости и мученическому венцу. В её жизни не было случайностей, она была очень цельной натурой. Период светской жизни стал прологом монашеского подвига.

После убийства супруга Елисавета Феодоровна без колебаний оставила своё высокое положение, посвятив себя служению Богу и людям, основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Она много помогала больным, раненым и обездоленным. И не только материально, но и молитвами, заступничеством. Собственными руками перевязывала телесные раны, своим искренним участием врачевала душевные.

Принцесса Гессен-Дармштадтская, получившая прекрасное образование и воспитание, великая княгиня Российского императорского дома, занимавшая некогда блестящее положение в обществе, посещала трущобы Хитровки. Она приносила туда и помощь, и утешение.

За всё это благое, доброе после революции она была сброшена в шахту, похоронена заживо.

Не перекликается ли её мученическая кончина со словами из Страстной службы Великого четверга: "Люди мои, что я сделал вам?.."».

На выставке мы видим проекты памятников преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне в светском и монашеском одеянии

***

Широко почитается у нас в России великомученица Екатерина. Её иконы есть во многих храмах и монастырях Отечества. Это имя нередко дают девочкам при крещении.

…Святая Екатерина родилась в Александрии, происходила из царского рода и получила прекрасное образование. При императоре Максимилиане она была казнена за христианскую веру колесованием.

…Святая Екатерина изображена Евгенией Дубровиной с колесом за спиной. Колесо можно трактовать в этой скульптуре не только как орудие пытки и смерти, но и как лучи света, исходящие от святой. Великомученица Екатерина держит в руке пальмовую ветвь. Таким образом, в скульптурном изображении сохранены иконографические детали.

***

В 2019-м для музейного комплекса «Двор Кирилицы» (Болгария, Плиска) Евгения Дубровина создала скульптурную композицию, посвященную Кириллице.

«Один из моих творческих заказов, где мне было предоставлено много свободы, – рассказывает Евгения, – был посвящён Кириллице. Эта работа была выполнена по заказу Карена Алексаняна – основателя уникального музейного комплекса "Двор Кирилицы" для болгарского города Плиска, где в IX веке зарождалась эта азбука.

За основу к этой работе мною был взят иконографический образ Бога Саваофа, потому что, как мне кажется, эта азбука дана, прежде всего, Богом через его святых.

Язык – это то, чем человек отличается от животных и им нас наделил Создатель.

Понятие же «кириллица» представляется много большим, чем сама азбука – это основа языка, на котором говорят многие народы, национальности, люди разных конфессий и вероисповеданий.

По преданию, первыми словами, написанными на кириллице, были:

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. И СЛОВО БЫЛО У БОГА. И СЛОВО БЫЛО БОГ» – Евангелие от Иоанна.

Поэтому эти слова расположены на фасадной части композиции, а также здесь четыре образа, символизирующие собой евангелистов.

Это – ангел или человек, символ евангелиста Матфея; лев, относящийся к евангелисту Марку, так как его Евангелие считается наиболее царственным; телец – евангелист Лука и орёл – образ евангелиста Иоанна как символ высоты его учения.

На задней части композиции надпись: «Посвящается Кириллице».

Скульптура выполнена в шамоте, в любимой мною иконографической манере. Она расписана в сдержанных пастельных тонах».

***

Когда я поинтересовался у Евгении Дубровиной её творческими планами, она сказала:

«Ещё на святой Руси было широко распространено почитание Николая Чудотворца, количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Я, прихожанка старинного московского храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах, тоже очень почитаю святого Николая, молюсь постоянно ему.

Под моим руководством ученики в студии скульптуры Oldich.Art лепили на одном из занятий святого Николая – их работы очень меня порадовали.

К следующей персональной выставке мечтаю завершить работу над рельефной иконой в бронзе святителя Николая».


Выставка работает с 6 по 23 декабря 2023 года.


Фото из архива Евгении Дубровиной


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.