Теленеделя: "На свежую голову"
Что-то произошло, стали заметны свежие перемены в стилистике передач, да и просто в подборе слов: куда-то ушла оголтелость в оценке собственной истории и рассуждениях о месте России в мировой политике. Люди перестали стыдиться чего-то положительного в нашем прошлом, оказалось, что и фильмы у нас были неплохие, а уж актеры и вовсе замечательные, да и учили школьников вроде бы ничего. И прочнее, прочее...
Уверена: пять человек из ста, безусловно, назовут наше время "временем реакции" - флаг им в руки, я и сама боюсь, как бы чепчики в воздух бросать не стали излишне восторженные гражданки да поголовно квас вместо других напитков пить народ не начал, как рекомендует чуткая на новизну реклама. И все же молчаливое, а тем более - говорящее большинство склоняется к тому, чтобы как следует разобраться в себе, в давней и недавней истории страны, в сегодняшних шагах властей предержащих.
Передача Александра Архангельского (канал "Культура", понедельник) не случайно носит название "Тем временем". Все идет своим чередом, политики занимаются своими делами, обыватели своими, а философы пытаются тем временем осмыслить происходящее с точки зрения вечности. Так, по крайней мере, выглядела последняя передача о сложных отношениях культуры и цивилизации, в которой принимали участие три известных ученых и мыслителя: Валентин Непомнящий, Александр Пятигорский и Теодор Шанин. Одно удовольствие просто слушать их, наблюдать за тем, как в научном споре рождается, нет, не истина, что было бы слишком конечным и скучным, – но изящная и точная мысль. "Культура – это вещь, которая помогает человеку делать лучше себя, а цивилизация помогает человеку лучше делать себе" - ну разве не прав литературовед и писатель Валентин Непомнящий?
Необычайно заботливым и трудолюбивым хозяином телеэфира и зрительского внимания показывает себя Владимир Соловьев (НТВ). Не только передачу "К барьеру!", посвященную эстонским событиям, имею в виду, где дуэлянтами стали Дмитрий Кленский, активист "Ночного дозора" из Таллина, и Валерия Новодворская – здесь легко можно было предугадать исход поединка: в пять раз меньше голосов телезрителей получила слегка, увы, подуставшая в схватках Валерия Ильинична…
#comm#Съезд гостей под рубрикой "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" оказался куда занимательнее, потому что был спокойнее и совсем без криков. #/comm#
Иногда как-то успокаивает и воодушевляет даже не очень приятная правда о родной стране: если поставлен диагноз, можно принимать меры. Один из участников передачи, немец российского происхождения Александр Рар (Германия) совершенно справедливо пожурил нас за то, что по-прежнему плюем на имидж России за рубежом и не умеем, несмотря на различные собственные успехи и преимущества, создать положительный образ страны. Ему вторил президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов, сказавший о том, что Россия бывает нужна и интересна миру в двух случаях: когда она разваливается и становится многократно слабее и когда ситуация развивается так, что без помощи России остальному миру ну никак не обойтись… Это надо осознать, перестрадать, пережить и стать сильнее. Насильно мил не будешь, да и не очень-то хотелось, – так хоть себя уважать…
А чтоб уважать, надо хорошо учиться.
В телепередаче "Времена", идущей на Первом канале, как всегда за круглым столом расположилось чрезвычайно представительное собрание. Собрание обсуждало очередной зигзаг судьбы российского образования, который будет иметь место в результате реформы этого самого образования. Участвовали в разговоре, собственно, главные ньюсмейкеры реформы – те люди, которые будут принимать закон о реформе, а затем волей или неволей выполнять его, а именно: министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Николай Булаев, его заместитель Олег Смолин, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор Технического университета им. Баумана Игорь Федоров, ректор Педагогического университета им.Герцена Геннадий Бордовский и "свежая голова", заслуженный артист России Игорь Ливанов.
#comm#Суть реформы сводится к тому, что, во-первых, станет обязательным среднее, или общее образование, то есть 11 классов – и только попробуй не одолеть! #/comm#
А во-вторых, в высшей школе вводятся уже законом такие понятия, как бакалавр и магистр с соответствующей ступенчатостью обучения. Разговор об обязательном среднем образовании свелся, в общем, к пересудам о страданиях известного русского персонажа Митрофанушки и его педагогов: стоит ли дотягивать взрослого, а возможно, уже и женатого, двадцатилетнего балбеса до вальса на выпускном балу? Или все же лучше, добавлю от себя, как следует подумать о развитии начального (ПТУ) и среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) образования – ведь именно в таких специалистах остро нуждаются сейчас все регионы России.
Вообще-то злые языки уже давно говорят, что и бакалавриат в вузах, и пресловутый ЕГЭ (единый государственный экзамен) для выпускников средних школ есть не что иное, как прямое заимствование (как идей, так и денег) с Запада, чтобы все было, "как у людей"…
Хотя на наших просторах лучше бы все же обходиться без "загогулин". Именно на этом мнении сошлись участники программы, дотошно анализировавшие ситуацию.
#comm#Для Владимира Познера, как мне показалось, стал удивительным открытием факт дружной защиты приоритета и ценностей отечественного образования буквально всеми собравшимися. #/comm#
"Теряем очень высокий уровень нашей системы. Мы тут как-то полгода занимались экспертизой: сто академиков, работающих в ведущих зарубежных университетах мира, сравнивали уровни образования по фундаментальной составляющей. Ответ: наше образование, наша фундаментальная составляющая примерно в два раза мощнее, чем у любого взятого из этих вузов. У нас есть основа, и ее надо сохранить" (В.Садовничий). "Очень важно найти правильное решение и не потерять то, что имеет российское образование сегодня" (Н. Булаев). На просьбу ведущего продолжить фразу: "Эти преобразования приведут к тому, что…" Андрей Фурсенко сказал буквально следующее: "…мы сумеем восстановить тот высокий авторитет образования, который был в Советском Союзе и который сегодня несколько утерян". "А почему тогда надо было менять то, что было в Советском Союзе?" - спросил В. Познер. "Ну, потому что страна потерялась…" - неожиданно ответил А. Фурсенко. Заслуженный артист России Игорь Ливанов, "свежая голова" передачи, закончил ее так: "Главное, чтобы Ломоносовы в наши дни могли дойти до университета"…
Потерявшаяся страна с трудом находит себя. Ориентиры пока видны не очень ясно. Нахальная идея обогащения во что бы то ни стало и за счет кого угодно - оказалась далеко не всем по душе. Идея великодержавия нравится больше, но она пугает политическими особенностями великорусского пути и страхом новой изоляции от другого мира. Элементарная цивилизованность, которую у нас следует расценивать как прощание с диким капитализмом и с дикими нравами, наступит не вдруг. Что остается? Культура и образование. Чем сильны были, то и вернуть надо. Этим прирастать будем.