Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
«Станет душа, как родник, чиста…»

«Станет душа, как родник, чиста…»

Сегодня юбилей замечательной исполнительницы русских песен Жанны Бичевской
Валерий Бурт
17.06.2019
«Станет душа, как родник, чиста…»

Ее голос в обрамлении гитарных напевов волнует, проникает в душу. Зал замирает и внимает звукам песен – о чести и бесчестье, славе и бесславье, любви и ненависти. Падает слеза, трепещет душа… Это –Жанна Бичевская, блистательная исполнительница, народная артистка России. Нынче у нее юбилей.

Не оторвать взора от лика певицы – светлого, благородного. В ее глазах  разливаются чувства – то сверкнет улыбка, то набежит тень грусти. Падают на память строки Блока: «Девушка пела в церковном хоре / О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою…»

Воспоминания о детстве вызывают у нее боль: «Те годы полны страданий и слез. Я даже не знаю, где могила матери, не знаю имени родной бабушки. Мама была балериной, умерла от абсцесса легких, когда мне едва исполнилось пять лет. От меня все скрывали, а теперь и спросить о ней не у кого. Особенно горькая моя молитва – за отца».

Жанна всегда пела. Дома, возвращаясь из школы, поднимаясь по лестнице. И поняла, что песня помогает одолеть подъем. Даже самый тяжелый…

Первую гитару Жанне подарили, когда ей было 17 лет. С тех пор она с ней не расставалась. Училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, занималась вокалом у Елены Петкер, потом – у Ирмы Яунзем –известной исполнительницы русских народных песен. Старинные мелодии Бичевская собирала, разъезжая по деревням и селам. Оживляла, вдыхала в них новую жизнь. Ходила по дворам, садилась на скамеечку рядом с пожилой деревенской жительницей, начинала разговор. Интересовалась: «Скажите, а вы песни старинные знаете?» Одни грустно усмехались: «Не до песен мне нынче, милая…» Другие задумывались, вспоминали. Ведь эти песни – богатство, которые рассыпалось по старым бревенчатым домам, по укромным уголкам. Ждут песни своего часа, чтобы зазвенеть, разлиться окрест…

 «Моя задача – сделать народные песни необходимыми в нашей жизни, –говорит Бичевская. – Потому что это – наша история, традиция, культура, и я не представляю себе современной жизни без этого искусства. Стараюсь сохранить национальные черты моего народа, передать глубину чувств...»

Бичевская пела в эстрадном оркестре под управлением Эдди Рознера. Была солисткой вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», работала в Москонцерте. Но ей хотелось свободы творчества, и она пошла своей тернистой дорогой искусства.

Бичевская называет свой стиль – сплав фольклора с бардовской песней – «русский кантри-фолк». Она первой стала исполнять русские народные песни под аккомпанемент испанской шестиструнной гитары. Ее часто сравнивали с американской певицей Джоан Баэз – манера обеих исполнительниц схожи. Однажды они даже вместе выступили на одной сцене. «Я любила джаз, кантри, фолк, романсы, – говорит Бичевская. – Но всегда была далека от всеядности. Не принимала «ширпотребную» эстраду». Так и есть – Бичевская единственная в своем роде.

Ее кумиром был Булат Окуджава. Они встретились, и Бичевская стала исполнять его песни. Сначала это казалось непривычным, но потом… Певица сохранила интонацию автора, придав мелодиям новое, оригинальное звучание. Это подметил и сам Окуджава: «Мне приятно, что Жанна Бичевская поет мои песни, я слушаю их с интересом, хотя мне они давно известны. Видимо в ее исполнении, в отношении к этим песням есть нечто такое, чего, в силу моего непрофессионализма, часто не хватает мне самому. Я имею в виду динамизм, ритмическое разнообразие, акцент в главных смысловых частях текста».

За славой Бичевская никогда не гналась. Но та сама ее привечала: концерты певицы шли с аншлагом, овации грохотали. Она выходила на поклоны, и ее забрасывали букетами. Все верно и закономерно: Бичевская – талант истинный, искренний. Она с успехом выступала не только на родине, но и за рубежом. Ради нее зрители несколько раз заполняли знаменитую парижскую «Олимпию», где с 80-х годов позапрошлого века выступают только звезды первой величины. 

На международном конкурсе артистов эстрады в Познани в 1980 году Бичевская была удостоена не только звания лауреата, но и отмечена титулом «Мисс творческая индивидуальность». Спустя девять лет в Сан-Ремо она получила премию Луиджи Тенко – имени известного итальянского певца, трагически погибшего после неудачи на фестивале – за вклад в культурную деятельность. Всего же Бичевская объездила с концертами около 60-ти стран мира.

Нынче Жанна Владимировна живет скромно, неприметно – хоть и в городе, но – «вдали от шума городского»: «Сейчас я действительно живу тихо. Иноком можно быть и в миру, и потому я знаю, что мой дом – это моя келья, где я тружусь, где я молюсь, где не принимаю лишних людей…» 

От телевидения Бичевская давно открестилась. Так она протестует против пошлости, безвкусицы и дилетантства, которые заполонили экраны: «Надо больше думать, меньше смотреть всякой глупости. Человек – это то, что он ест, что пьет, слушает, о чем думает, с кем дружит. Мысль должна опережать слово, слово должно опережать дело…»

Бичевская не очень-то жалует прошлое, вспоминает о нем без сожаления. Однако отмечает, что в советское время у нее было больше концертов, чем сейчас: «Раньше хоть какие-то осколки культуры были, теперь все разваливается. Я люблю культуру настоящую, люблю талантливых, способных людей, а не трясущихся клоунов, которые поют невесть что. Они для меня не певцы, а временщики, которые разваливают культуру и развращают наш народ».

Певица исполняет, как и прежде, народные песни, казачьи, романсы, баллады, мелодии на стихи поэтов Серебряного века. Звучит дивный голос, и сквозь пелену времен проступают милые ее сердцу очертания прошлого: «У церкви стояла карета, / Там пышная свадьба была, / Все гости нарядно одеты, / Невеста всех краше была. / На ней было белое платье, / Венок был приколот из роз, / Она на святое распятье / Смотрела сквозь радугу слез…»

Она считает, что песни – ее биография, суть жизни. С ними она ничего не боится, их у нее никто не отнимет. Ребенок в темноте всегда идет на свет. А песни – ее свет.

Сегодня в репертуаре Бичевской много мелодий о Руси, России, Боге, христианах. Самое время нынче радеть о Родине-матушке, молиться за нее, – считает она. Ведь так много выпадает на ее долю испытаний. Да и живется тяжко многим россиянам – что православным, что безбожникам, и лежит на их челе грусть-печаль…

Слова ее песен крепки, ладно спаяны между собой. Они ударяют, как набат: «Все идешь и идешь. / И сжигаешь мосты. / Правда где, а где ложь? / Слава где, а где стыд? / А Россия лежит в пыльных шрамах дорог. / А Россия дрожит от копыт и сапог…»

Выступления Бичевской – не просто пение с эстрады. Это – концерты-проповеди, тревожащие сердца, зажигающие благородным светом глаза. Она наполняет сердца зрителей надеждой, молвит об очищении, призывает к покаянию: «Станет душа, как родник, чиста / Тайн приобщившись святых / За сохраненную веру Христа / Боже, храни Своих…»

Ее голос наливается гордостью, когда она вспоминает великих предков, бесстрашно встававших на защиту родного Отечества. В мелодиях –большинство песен написал муж Бичевской, композитор, певец и поэт Геннадий Решетников – в них звенит булат, слышится ржание лошадей, крики ратников. Во все времена русские богатыри доблестно бились с ворогами и одолевали их, отводя беду от русских рубежей. Мелькали годы, проходили столетия, снова и снова судьба испытывала Россию на прочность. Грядут очередные испытания: «Новые Европы, новые хазары, / Новые мамаи – Родине грозят, / Будет Русь Святая крепкой и свободной, / И от силы Русской вздрогнет сатана…»

Бичевская любит Родину, воспевает ее. Кажется, что здесь дурного? Но многие усматривают в словах песен националистические нотки. Она де пытается возвеличить Россию, русских сделать доминантами, нацией, главенствующей над другими народами. Но Бичевская это категорически отвергает.

«Меня ужасает высказывание «Россия для русских»! Это – порождение духовного распада, начавшегося после 1917-го». И с горечью добавляет: «На меня сегодня льется очень много клеветы. Потому что люблю Россию, свой народ, а врагам это ненавистно. Патриот – тот человек, у которого душа болит за свою Родину. Он переживает за нее, хочет ей служить. Что, собственно, я и делаю. Помогаю своими песнями, которые заставляют задуматься…»


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.