Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Создатель Парфенона

Создатель Парфенона

Выставка в Капитолийских музеях рассказывает о великом скульпторе античности
Ирина Баранчеева, Рим
24.01.2024
Создатель Парфенона

Фидий, которого другой великий скульптор современности Огюст Роден назвал «непревзойденным», – фигура легендарная античного мира. Он явился родоначальником той классической греческой скульптуры, которая ассоциируется в нашем сознании с эталоном красоты.


Возможно, поэтому созданные им образы нашли свое продолжение в творчестве художников последующих эпох и продолжают вдохновлять творцов наших дней.

Капитолийские музеи открывают выставкой работ Фидия целый цикл, посвященный великим скульпторам античности, воспевающих в своих творениях идеалы красоты, которая, по словам Достоевского, спасет мир. Что в наше тревожное время особенно актуально.

…Достоверных данных о жизни Фидия, творившего в V веке до н.э., сохранилось очень мало. Его скульптурные произведения в основном известны через позднейшие греческие и римские копии, описания или изображения на монетах, но и они в полной мере позволяют оценить совершенство исполнения и новаторский стиль этого гениального мастера.

Деятельность Фидия пришлась на время, когда Афинами правил великий полководец и оратор Перикл, под властью которого отдельные греческие племена начали объединяться в единое государство. Фидий был другом и сторонником идей Перикла.

То, что полководец утверждал мечом на поле брани, Фидий воспевал в своих художественных шедеврах. Оба были одушевлены идеей величия Афин и всей Аттики как центра передовой мысли, где в тот момент зарождалась демократия. Неслучайно поэтому, что именно Фидию было доверено украшение нового храма, посвященного богине Афине, покровительнице города, который должен был стать главным храмом всей Греции.

Под руководством Фидия, и по его рисункам, создавались знаменитые барельефы, украшавшие фронтон и фриз Парфенона. Для них он изобрел новый способ изображения одежды: состоящая из тонких складок, плотно прилегающих к «телу», она позволяла лучше обрисовать фигуру, создавала ощущение «жизненности» персонажа. Кроме того, его скульптурные группы не были статичны, как прежде, а развивались в действии и взаимодействии друг с другом. Можно сказать, что Фидий создал свой театр в камне.

Главным украшением храма была огромная, 12-метровая статуя богини Афины, произведенная Фидием в хрисоэлефантинной технике – из золота и слоновой кости.

Украшенная драгоценными камнями, в одной руке она держала крылатую статуэтку богини победы Ники, а другой опиралась на пятиметровый в диаметре щит. На золотое одеяние богини пошла почти тонна золота, но этот драгоценный металл считался собственностью полиса и в случае военных или каких-либо иных нужд мог быть снят с нее.

В Афинах находилась еще одна ранняя работа Фидия – гигантская бронзовая статуя Афины с замахивающимся копьем, которая была установлена на Акрополе в честь победы над персами и возвышалась над окрестными зданиями, блистая в лучах солнца. Моряки и путешественники, приближавшиеся к Афинам с моря, издалека могли видеть ее сияние; таким образом, она служила еще и маяком.

Скульптурные творения Фидия находились и в других греческих городах, но его слава в основном была связана с Афинами.

Однако после отстранения от власти Перикла для него начался тяжелый период преследований, который впоследствии окончился трагически: скульптор был брошен в тюрьму и отравлен. На некоторое время он удалился в Олимпию, где создал, также из слоновой кости и золота, циклопическую статую сидящего на троне Зевса, которую его современники называли одним из семи чудес света.

В отличие от статуи Афины в Парфеноне и других работ Фидия, изображение которых дошло до нас через копии последующих веков, о статуи Зевса сохранились только подробные описания, и по ним, начиная с XVI века, художники и граверы попытались восстановить ее.

Именно Фидий нашел тот классический облик Зевса, каким его затем изображали последующие поколения скульпторов античного мира, а позже он перешел в христианскую иконографию: именно ему мы обязаны изображением Христа с длинными, спускающимися до плеч волосами и бородкой.

Обе гигантские статуи, Афины и Зевса, не сохранились. Первая, по свидетельству современников, погибла во время пожара в Парфеноне в V веке н.э. Статую Зевса приблизительно в то же время один любитель старины велел перевезти в Константинополь, и там она какое-то время сохранялась в его дворце, пока тоже не погибла в пожаре.

В экспозиции, помимо античных копий работ Фидия и инсталляций Парфенона и храма в Олимпии в период их блеска, погружающих нас в тот далекий и ставший уже легендарным мир Древней Греции, представлен и предполагаемый мраморный портрет скульптора из Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. А также уникальный предмет - маленький кувшинчик, сделанный Фидием, на котором сохранилась его подпись.

Особый интерес представляют четыре фрагмента из скульптурного убранства Парфенона, прибывшие из Британского музея и из Археологического музея Афин, а также мраморная копия III века н.э. огромного щита Афины Парфенос. Любопытны зарисовки путешественников, хранящиеся в Национальной библиотеке Франции, которые позволяют увидеть убранство Парфенона до его разрушения венецианским флотом в 1687 году.

Отдельный раздел посвящен истории барельефов храма, которые были перевезены в Англию в начале XIX века благодаря деятельности лорда Элгина, британского дипломата шотландского происхождения. Заплатив турецким чиновникам и рабочим (Греция в тот момент входила в состав Османской империи), он снял самую ценную часть оставшегося мраморного украшения Парфенона и отправил к себе на родину. В самой Англии его жест поначалу был встречен весьма настороженно, а лорд Байрон, любивший Грецию и позже погибший, сражаясь за ее независимость, назвал его действия грабежом и вандализмом.

Дело даже разбиралось в английском суде, поскольку лорд Элгин смог представить только перевод, а не оригинал разрешения турецких властей на снятие барельефов, но даже из него было видно, что он намного превысил данные ему полномочия. Однако в конечном итоге его действия «ради спасения античных шедевров» были оправданы, и позже Британский музей согласился принять барельефы и выделить под них отдельный зал, где они находятся и поныне.

Тем не менее между Грецией и Великобританией до сих пор ведется спор за право обладания ими.

В Греции многим очень хотелось бы вновь собрать в Акрополе все произведения античного искусства, которые когда-то его украшали, но в течение веков были вывезены и рассеяны по миру.

Ряд стран, в том числе и Италия, куда нелегальным путем попали фрагменты украшения главного античного храма Греции, уже вернули их как жест доброй воли, но Англия упорно не желает расставаться с сокровищами.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.