Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 сентября 2020
Рожденный в одесских катакомбах

Рожденный в одесских катакомбах

На кончину известного режиссера и актера Николая Губенко
Станислав Минаков
18.08.2020
Рожденный в одесских катакомбах

16 августа ушел из жизни Николай Николаевич Губенко, народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки», последний министр культуры Советского Союза, режиссер и сценарист, замечательный российский и советский актер театра и кино, яркий общественный деятель. Русский патриот, «уникальный по верности, чести, совести и любви к России человек», говоривший «мы исповедуем консервативные ценности», ушел, не дожив одного дня до своего 79-летия.

Он запомнился широкому зрителю сначала своими ролями в кино, но более всего пронзил сердца советских кинозрителей щемящим фильмом «Подранки» — поколенческой болью послевоенной безотцовщины.

Николай Губенко родился в начале Великой Отечественной войны, 17 августа 1941-го, во время бомбежки. Отец его был военным летчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3; погиб в бою под Ворошиловградом (Луганском) в 1942 г. До Великой Отечественной войны мать работала главным конструктором Одесского крекинг-завода, была повешена в 1942 г. за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами, есть также сведения, что она укрывала евреев от фашистов.

Губенко говорил: «Я — не историк, не философ, а человек, рожденный в 1941 году, в катакомбах Одессы.

Война лишила меня родителей, и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю.

Я — не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости».

У Николая было три сестры и брат. Из пяти детей семейства Губенко только Коле удалось сохранить фамилию — братьев и сестер забрали соседи. Сам же Николай остался с дедушкой и бабушкой по материнской линии.

В 1947 г. его дед, нацепив Георгиевский крест, пошел с Николаем в военкомат. Попав в кабинет военкома, дед уведомил, что его внук — сын погибшего в бою советского офицера и попросил взять в военную специальную школу. В доказательство способностей шестилетний внук был поставлен на стул и отчеканил отрывок из стихотворения «Бородино» Лермонтова. Колю определили в 5-й Одесский детдом, где он впервые попробовал, по его словам, потрясающе вкусный борщ со сметаной, а позже перевели в Суворовское училище с углубленным изучением английского языка.

Николай с детства был артистичен — в шестом классе посреди урока в шутку пропел: «Смейся, паяц!», за что получил прозвище Артист. Вскоре записался в школьный театральный кружок.

В Суворовском училище готовили офицеров-переводчиков, но у Николая судьба сложилась иначе. По окончании училища он поступил в театральную студию при Доме актера. Самой запоминающейся ролью, сыгранной на этой сцене, был Бельведонский в пьесе «Баня» по Маяковскому.

Губенко недолго пробыл в студии. В 1958 г. был зачислен в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя (основная труппа составляла 32 человека, а во вспомогательном составе был один Губенко). На сцене Одесского ТЮЗа он исполнял эпизодические роли и в массовке. В одном из спектаклей сыграл сразу девять (!) ролей.

В 1964 г. Губенко окончил актерский факультет ВГИКа, занимаясь также в Государственном цирковом училище.

Дебютом молодого Н. Губенко в кино стала убедительная роль Николая Фокина в ленте Марлена Хуциева «Застава Ильича».

В фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвовали известные поэты-«шестидесятники» Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, а также фронтовики Борис Слуцкий, Григорий Поженян и Булат Окуджава. В эпизодических ролях фильма зрители увидели будущих звезд отечественной режиссуры: Андрея Тарковского, Александра Митту, Андрея Кончаловского.

В связи с резкой критикой этого фильма Хрущевым картина была подвержена изрядной цензуре — сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке сценария и диалогов. Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Изменению было подвержено даже название: фильм вышел на экраны в 1965 г. (хотя начинали снимать в 1962 г.) под названием «Мне двадцать лет». В год премьеры его увидели 8,8 млн советских зрителей.

Губенко успешно продолжил свою актерскую деятельность в кинематографе: в 1964 г. снялся в фильмах «Пока фронт в обороне» и «Пядь земли», в 1965 г. сыграл одну из главных ролей в фильме «Когда улетают аисты», в 1966 г. — главную в фантастической комедии «Последний жулик», в 1967 г. блестяще отыграл военного министра Блюхера в ленте «Пароль не нужен», в 1969 г. сыграл в фильме А. Кончаловского по мотивам романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

После 1970 г. Губенко стал пробовать себя как режиссер — в короткометражной драме «Настасья и Фомка» и ленте «Братья Макаровы».

В 1971 г. Губенко снял фильм «Пришел солдат с фронта» с Михаилом Глузским в главной роли. Кинолента о трудных послевоенных судьбах наших соотечественников имела большой успех не только у простого зрителя — за этот фильм в 1972 г. Н. Губенко удостоился премии Ленинского комсомола, а в 1973-м — Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.

Однако самым ярким, главным в судьбе стал фильм Н. Губенко «Подранки» (1976). В этой киноленте Губенко выступил не только актером и режиссером, но и сценаристом. Фильм во многом автобиографичен, вторит судьбе самого создателя картины: герой сюжета, писатель Алексей Бартенев, нелегкой судьбы — его родители погибли в войну, когда ему не было еще и года.

Алексей возвращается в город, где проходило его детство и хочет найти своих родных братьев, которых он не помнит… В качестве эпиграфа к сценарию Губенко взял слова Александра Твардовского: «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А в качестве эпилога сам Губенко читает за кадром грустные стихи Геннадия Шпаликова:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю
Там, где — боже мой,
Будет мама молодая
И отец живой.

О фильме «Подранки», о теме личностного разлома Губенко однажды сказал в интервью: «Да, наполовину этот фильм – автобиография. Мы отсмотрели тринадцать тысяч мальчишек из детдомов и из интернатов. На их лицах видно, что это дети брошенные, несчастные, часто — озлобленные на всю жизнь (…) Три сестры и брат, о существовании которых я узнал шестнадцати лет от роду, так и не стали для меня близкими. Мы потеряли друг друга в годы войны, мне тогда было всего одиннадцать месяцев, поэтому я, конечно, ничего не помнил и долго даже не догадывался о родне. Их усыновили чужие люди, дали им свои фамилии, а я всю войну провел с дедом, маминым отцом. Позже, когда все выяснилось, мы встретились. Потом виделись еще несколько раз, но очень непродолжительно. Сестры, кажется, периодически общаются, они все-таки были постарше во время войны, а мы с братом так и остались отрезанными ломтями. Одна сестра живет в Одессе, другая — на Колыме, третья — в Донецке…».

Позже Губенко снял проблемные фильмы «Из жизни отдыхающих», а также «И жизнь, и слезы, и любовь…», которые вместе с «Подранками» считают своеобразной трилогией.

В этих трех фильмах в главных ролях была задействована супруга Н. Губенко, замечательная актриса Жанна Болотова (народная артистка РСФСР, 1985 г.; лауреат Государственной премии СССР, 1977 г.), с которой он познакомился еще во время учебы во ВГИКе. Она стала ярким и своеобразным кинематографическим талисманом режиссера.

В постсоветские времена Губенко скажет: «Жанна полностью разделяет мои взгляды, воспринимает близко к сердцу все, что происходит с друзьями и со страной. Для нас сейчас несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции. И главное — твои аргументы никто не хочет слышать. Нельзя так поступать с людьми: я имею в виду ветеранов, пенсионеров, которые обеспечили потенциал страны. Раньше русская культура утверждала, что “человек человеку брат”, а сейчас все больше художников внушают нам, что “человек человеку волк”. Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос. Многие поверили, что не в правде Бог, а в силе, и пошли на конфликт со своей совестью. Это национальная трагедия. Похоже, власть не отдает себе отчета в том, что вопросы морали, социального благоразумия, совести, этики — производные от культуры…». И продолжит:

«Знаете, о чем я думаю? Опыт последних десятилетий заставляет сделать тяжелый вывод: разрушение русской культуры стало системным. Оно не сводится к частным утратам и повреждениям. Смысл его — развал мировоззренческой основы русского народа. Наша культура — объект войны…».

С 1980 г. Губенко вернулся в Театр драмы и комедии на Таганке. Там он, в звездном актерском таганском ансамбле, отыграл немало крупных ролей: Печорин в «Герое нашего времени», Пугачев в постановке «Пугачев», Летчик в «Добром человеке из Сезуана», Годунов в «Борисе Годунове» и др.

С января 1987 г., после кончины режиссера Анатолия Эфроса, Губенко стал главным режиссером и художественным руководителем Театра на Таганке, фактически оставив кинематограф ради театра. В 1988 г. он снял свой последний фильм «Запретная зона», после чего ушел из кино.

С 1989 по 1992 гг. Николай Николаевич был министром культуры СССР.

В 1992 г. — был избран президентом Международной ассоциации содействия культуре.

В начале 1990-х в Театре на Таганке разгорелся творчески-организационный конфликт, обернувшийся расколом труппы. Как сообщали в апреле 1992 г. СМИ, «скандал в Театре на Таганке перешел в новую фазу: 28 марта Юрий Любимов уволил Николая Губенко. Губенко не согласился и 29 и 30 марта сыграл спектакль “Владимир Высоцкий”. 2 апреля Губенко не пустили на работу, а спектакль отменили…».

Губенко нелицеприятно прокомментировал инцидент: «Причиной конфликта является, прежде всего, контракт, который Любимов хотел утаить от труппы и с помощью которого собирался приватизировать театр. Но театр муниципальный, и Юрий Петрович — не единоличный хозяин. Первый раз он продал труппу в 1983-м, когда остался в Англии, сейчас он продает ее за валюту. Но наш коллектив — это не ансамбль НКВД, в котором Любимов плясал восемь лет, и методы Берии здесь не годятся».

Это происходило на наших глазах. Из-за неразрешимого конфликта Губенко основал театр «Содружество актеров Таганки», куда вслед за ним ушла часть труппы. Однако, к счастью, в ноябре 2011 г. руководители обеих «Таганок» «выпили мировую». «Я очень рад, что мы с Николаем Николаевичем встретились, нашли общий язык и заключили мировую. Нам делить нечего, мы будем обмениваться площадками и артистами. И, возможно, в будущем возникнет идея совместной постановки», — отметил после встречи Валерий Золотухин.

В новом российском кинематографе Губенко себе места не нашел, оставшись на патриотических позициях:

«Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести».

С 1995 г. Николай Николаевич ушел в политику, где начал активную деятельность — в декабре был избран депутатом Госдумы второго созыва как кандидат от Компартии России. Поработал заместителем председателя Комитета по культуре, в 1996 г. возглавил Комитет по культуре и туризму, в 1997 г. вошел в Президиум ЦК КПРФ. С 2004 по 2006 гг. состоял в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В 2005 г. Н. Губенко избрали в Московскую городскую думу. 21 октября 2009 г. он занял пост заместителя председателя Московской городской Думы.

Николай Николаевич Губенко многого добился в общественной и политической деятельности, оставаясь верным своим убеждениям. Одесский протоиерей Владимир Корецкий написал в Фейсбуке: «Заметит ли Одесса, что 16 августа в “путь всея земли” ушел ее сын?».


Фото сайтов Интернета и автора


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.
Алексей
20.08.2020 21:42
Какие люди уходят!
Шура Горбунов
19.08.2020 21:23
Светлая и долгая память...
https://www.youtube.com/watch?v=_HH3JXxTdlo
Валерий Фиров
19.08.2020 21:22
Талантище !! Ничем себя не очернил !!
Куприенко Татьяна
19.08.2020 20:52
Светлая память... как нам не хватает таких людей, как Николай Николаевич....
анатолий кутник
19.08.2020 20:51
ПОДРАНКИ - фильм, который должен стать обязательным для просмотра в старших классах. Иначе не вырастет достойная Душа. Светлая память Мастеру!
Игнат
19.08.2020 20:51
Виталий Третьяков
пишет в фб

Проводили в последний путь Николая Николаевича Губенко...
Но остались его великолепные и совсем не похожие на сегодняшнее кино ленты...
Остались его кинороли - пылкие, искренние, не повторяющиеся и неповторимые.
Мужественная красавица Жанна Болотова, хранительница его, а теперь и его наследия, осталась...
Юрий
19.08.2020 13:37
Огромная потеря для всей славянской культуры. Очень мало было у нас творцов такого масштаба, теперь стало ещё меньше. Остаётся надежда, что встанут в строй его ученики, для коих творчество Николая Николаевича послужит примером. Как и его гражданская позиция.
Добрый доктор
19.08.2020 9:48
Великолепный актёр! Достойный сын Отечества! Светлая память!
а .л.
18.08.2020 20:21
Cветлая - светлая память. Земля ему пухом
И.
18.08.2020 20:10
Фильмы Губенко поражали «организацией души».
У него в самых крохотных эпизодах всегда снимались великие артисты. Потому что без Натальи Гундаревой невозможно сегодня представить себе эпизод с «капелькой супа», и невозможно представить себе этот фильм без глухонемого дворника, берущего метлой «на караул», в исполнении Евгения Евстигнеева.
Он мог увидеть фантастические глаза у случайно забежавшей в павильон девочки и уговорить её сыграть пацана, потому что именно такие глаза должны быть у мальчика за секунду до смерти.
Вообще, о фильме «Подранки» много писали.
Но сегодня обнаруживаешь, что помнишь его не просто целиком, а еще и в мельчайших деталях – потому что в каждую из этих деталей вложено содержание целой жизни... Именно это и было режиссерским методом Губенко.
Перефразируя Черчилля, могу смело сказать, что «у того, кто не любит фильм «Подранки» – проблемы с сердцем, а у того, кто не любит «Из жизни отдыхающих» – с головой».
Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».