Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
Охота на чёрных волков

Охота на чёрных волков

В сетке вещания ТВ один антисоветский сериал плавно перетекает в другой
Олег Пухнавцев
10.11.2011
Охота на чёрных волков

За студией, указанной в титрах телесериала, сегодня может скрываться кто угодно: офшор, гастарбайтеры, статусная западная контора. А когда смотришь очередной фильм, обращённый к истории СССР, желание узнать, откуда растут ноги, становится особенно острым.

В «Охотниках за бриллиантами» четко прослеживается украинский след, даже премьера состоялась там на месяц раньше. В одной из главных ролей занят Богдан Бенюк, любимый украинский актёр российских режиссёров, а заодно – лидер русофобской бандеровской партии «Свобода».

А вот «Чёрные волки» вообще созданы как будто инопланетным разумом, как будто гуманоиды не имели сведений о стране, планете, Солнечной системе. Что толку хватать пришельца за грудки, доказывать: всё было совсем не так…

Почему сериальных дел мастера выбирают временем и местом действия СССР – оплёванный и осмеянный, эксплуатируют визуальную притягательность великой эпохи?

Неужели не стыдно просить взаймы у того, кто накануне был прилюдно назван козлом?

Вообще ретроэстетика позволяет создать комфортную условность, в которой герои приобретают особый колорит. Так, сорная трава, оказавшись под папиросной бумагой гербария, выглядит романтичнее. Голливуд использует эту особенность часто и разножанрово. Американцы черпают вдохновение в прошлом своей страны, сладко привирают. И в эпическом «Однажды в Америке», и в гротескном «Подручном Хадсакера» правды жизни ещё меньше, чем в предвыборных речах Обамы. Однако почему-то никто и не думает обвинять кинематографистов США в идеализации. Мифотворчество по-американски завоевало мир, поддерживает репутацию доллара, продвигает протестантские ценности, формирует лояльность к аляповатому флагу.

В советском кино тоже известны примеры виртуозной реконструкции ушедшего в историю материального мира, духа прошедшего времени. Например, «Москва слезам не верит» стала конвертируемым шедевром. Почему? Возвращение в прошлое было драматургически оправданным. Владимира Меньшова интересовало не время как таковое, а художественная правда. Гоша не читал в кадре Солженицына, многозначительно намекая на свои диссидентские взгляды; Катя не страдала от полученной в детстве травмы, связанной с арестом родителей. Что-то подсказывает: появись этот мотив – сведения счётов с прошлым – не стать фильму народным, не получить ему Оскара.

В «Пяти вечерах» Ильин не представлен жертвой тоталитаризма, а Тамара Васильевна – пострадавшей от советской власти. Однако почему-то картина эпохи не перестаёт быть исчерпывающе убедительной. Может быть, потому, что Володин, Михалков, Адабашьян, Лебешев рассказывали об истории своей Родины?

Сегодня машину времени эксплуатируют по принципу джихад-такси, самоутверждаются лихостью на чуждой территории.

В «большом кино» такой подход появлению ретрошедевров не способствует. «Парк советского периода» представляется, скорее, неудавшимся сеансом гипноза, что для бывшего психиатра Юлия Гусмана, должно быть, особенно конфузно.

«Стиляги» Валерия Тодоровского, хотя и открыли новый жанр антисоветской оперетты, лет через тридцать будут восприниматься такой же экзотикой, как сегодня карикатурный стиль жэковской стенгазеты.

В многочисленных телесериалах действуют персонажи-функции, характеры их намечены пунктиром, драматургической основой является какая-нибудь статья из запылённой перестроечной подшивки «Огонька» или «Совершенно секретно».

Директор «Елисеевского» Соколов (величайший из выдающихся воров), псевдополковник Павленко (организовавший в советские времена фиктивную войсковую часть) становятся символами эпохи. Галерея образов штучных аферистов долженствует проиллюстрировать тенденцию, представить жизнь в СССР бесконечной битвой КГБ с «талантливыми топ-менеджерами».

Пусть прототипы некиногеничны, зато артисты обаятельны, тащат с собой на экран персональные штампы, профессионально оправдывают любое злодейство. Порукой им в этом – музыка. Она заполняет слезоточивым газом пустоты, маскирует сюжетные провисания, добавляет психологизма.

Трогательные закадровые скрипочки сопровождают почти каждое появление в кадре отъявленного подонка из «Чёрных волков» (по фильму полковника Клименко, «по жизни» псевдополковника Павленко). Его играет прекрасный актёр Владимир Юматов, выпускник МГУ, между прочим. Кандидат философских наук. В отсутствии режиссуры биография артиста помогает выполнять функцию адвоката героя. Однако попытка играть противоречивость всё-таки выглядит комично. Клименко предаёт друга, крадёт в особо крупных, крышует банду убийц, но морщит лоб как античный мыслитель. А ещё старательно любит жену и «хорошо строит мосты».

В этой связи интересно было бы посмотреть, как Армен Джигарханян оправдывал бы своего героя в «Месте встречи». Жаль, что братья Вайнеры не прописали в сценарии корни этого злодейства. Сейчас-то мы понимаем: душегубом Горбатого сделала советская власть, душившая частную инициативу.

Когда видишь, как в сетке вещания один антисоветский сериал плавно перетекает в другой, предлагая в рекламных паузах анонс следующего, вывод напрашивается сам. Это политика.

Некий невидимый дирижёр указывает палочкой, куда направить транш на создание очередного антисоветского произведения. Активизация приурочена к выборам. В 96-м олигархическое телевидение целый год методично рассказывало о кровавых преступлениях советской власти, стараясь хоть сколько-нибудь отщипнуть от электората коммунистов. Сейчас пугать 37-м годом бесполезно, народ к репрессиям готов, поэтому взялись убеждать население в глубинной несправедливости советского строя. Несправедливость должна быть прочувствована аудиторией на тактильном, бытовом уровне. Агитаторы не грузят политэкономическими теориями. Зрителю старательно прививают особый взгляд на прошлое, в частности на застой, по-прежнему воспринимаемый народом раем на земле. Здесь можно говорить о совершенно новой манипуляции, по действенности сравнимой с геббельсовским «голодомором». Идеологическая обработка должна вызвать вполне определённое послевкусие, мозг зрителя обязан воспользоваться традиционным русским клише осмысления жизни: так не по-людски.

«Сделано в СССР» рассказывает о классном враче, который хотел спасти жизнь ребёнка, нарушил должностные инструкции и поплатился за это карьерой, судьбой. По существу, движущей силой сюжета является именно это событие, все остальные несправедливости (притеснение по «пятому пункту», «репрессивная психиатрия») лишь цементируют главный эмоциональный посыл: братцы, это – не по-человечески.

Честный, открытый, обаятельный мужик, герой Сергея Безрукова появляется в «Чёрных волках» после восьмилетней отсидки по сфабрикованному делу. Ноу-хау в том, что сидел он не по политической статье (от темы репрессий народ уже подташнивает), в фильме точкой отсчёта становится несправедливость аполитичная. Естественная реакция на неё: товарищи, так не делается.

В «Деле гастронома» приятный во всех отношениях герой Сергея Маковецкого оснащён таким количеством милых ужимок, необычайной сердечностью, что расстрельная статья в финале огорошит зрителя необыкновенно. Глядя на могилу невинно убиенного торгаша, русский зритель резонно подумает: ребята, это слишком.

Однако есть ещё одна концепция, описывающая природу антисоветского пафоса телеретропроектов, концепция, далёкая от теории заговора и кажущаяся наиболее реалистичной.

«Ретруха» прикрывает бездарность режиссёров, их беспомощность в создании атмосферы отдельно взятого кадра и законченного произведения в целом. А нескончаемые потоки крови жертв тоталитаризма маскирует слабость драматургии, никчёмность сценарного замысла.

Ретроэстетика эксплуатируется от безысходности, низкого профессионального уровня современных кинотворцов (оставим за скобками Александра Котта, человека, безусловно, талантливого и профессионального). Ретро позволяет отложить на потом оглушительное фиаско, освистывание и позор. Всё станет ясно, как только будет предпринята попытка зафиксировать и осмыслить день сегодняшний.

Концепцию эту можно распространить на многие сферы.

Настоящее искусство требует слишком высокого профессионализма, сделать так, чтоб не было видно швов, – задача для талантов и гениев.

Стилизаторство, постмодернизм, концептуализм – удел слабых. Потому они готовы высокомерно констатировать смерть реализма, доказывать нежизнеспособность классики.

Уровень Козинцева и Герасимова, Григоровича и Покровского им просто недоступен.

То же и в политике. Главенствующая роль государства, плановая экономика – слишком хлопотное дело, требующее системной, методичной работы. Ты недостаточно профессионален? Придумай модель, чтоб само работало. А если не заработает, есть проверенный способ: искать причины неудач в прошедшем времени. Ретроспективный взгляд поможет и здесь. Временно.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 84 найденных.
Петр Петрович
09.06.2012 3:16
К власти в стране пришли мешочники, они и заказывают музыку согласно своим эстетическим вкусам. Герои у них свои - бандиты и бизнесмены. Сравните с фильмами 60-х, когда главными героями были ученые физики.
Мешочникам надо создать свой миф о "российской мечте". А так как у них нет никакой возможности построить светлое настоящее, то они, работая на контрасте, очерняют прошлое. Если вчера все было плохо, значит сегодня все ОК!, а завтра будет еще лучше, "чувачок". Незатейливо, но на неокрепшие умы действует.
Через 20 лет, когда уйдет поколение, помнящее жизнь в СССР, все эти антисоветские бредни обретут новый статус и станут историческим наследием для новых поколений. Возможно возрождение цензуры и о жизни в СССР будущие поколения будут судить только по антисоветской прессе и фильмам. Мешочники во всем мире научились вести идеологическую войну до полного уничтожения врага. Даже на этом форуме есть люди, которые борются с памятью об СССР ни минуты в нем не живя. Типичные жертвы промывания мозгов. Они же защищают лубочный образ царской России, судя о ней по количеству пироженных, коих можно было купить на зарплату рабочего. Хочу заметить, на зарплату высококвалифицированного рабочего, коих в РИ было совсем немного.  
Ирина Север
03.03.2012 14:15
Автор иронизирует по поводу жалости к расстрелянному торгашу,Ну мол-это ребята слишком- думает глупый обыватель.Думаю,так считают не только обыватели.Не нужно забывать, что к власти рвется прозападный Андропов,который приведет за собой меченого.И если раньше он облизывал Брежнева и гадил только исподтишка-убийство Машерова(который был более сильным кандидатом на роль генсека),то теперь у него развязаны руки и он начинает сажать и расстреливать.Он ведь западник и демократ в душе.О чем не скрывает.Человек без моральных тормозов. Это уже преддверие распада СССР.И как он поступает с семьей Брежнева?Я не почитательница дочери генсека,но то что с ней сделали- это преступление.Галя пила- но когда начинается охота на близких -это не способствует трезвости.Зятя за что посадили-он ,вроде,алкоголизмом не страдал.?Это просто политические расправы.Людей этих жалко.Они- то державу не разваливали.И если пользовались своим привилегированный положением,то намного скромнее нынешних.
Дед Толян
07.02.2012 23:01
Да, антисоветизм востребован. Антисоветизм востребован властью. Вспомните десталинизаторство Президента России Медведева Д.А. Что же касается деятельности т.н. творческой интеллигенции, тут нужно констатировать нынешнюю её бесплодность и глупый, пошлый, гнусный, позорный антисоветизм. Удивительно - после отмены цензуры в России не стало писателей, поэтов, драмматургов, актеров, даже музыкантов. Куда все они подевались? Возникает большое подозрение, что русская творческая интеллигенция не может нормально творить без цензуры, без руководства её деятельностью. Выхидит, что при Советской власти творч. интел. была принуждена творить шедевры. Так, что ли?
Леда
08.12.2011 13:51
Умнее, честнее и глубже не скажешь.Спасибо от всех, кто чувствует так же. До слез жаль  "простого" бывшего советского человека, прозомбированного этим ТВ.
Юрий Петрович
21.11.2011 20:23
Любопытная картинка получается: говорится о моральном разложении, о ценах на пирожное и т.п., но этическая позиция очередного комментатора прямо не формулируется. А жаль... Ну, объявилбы прямо, что разделяю православно-большевистскую установку о безусловном приоритете долгосрочных общественных и общегосударственных интересов над сиюминутными частными, или,наоборот,обывательскую, шкурническую установку о приоритете сиюминутной личной выгоды над общественной пользой, и дальше не надо было бы приводить цены на пирожное...
  Не потому ли цены эти в те годы, когда доминировала "ересь православия" - большевизм, были выше, чем в те годы, когда бал правило "черносотенное" (по метафоре Ленина) духовенство. (Кстати, его ненависть к последнему общеизвестно, но что-то не доводилось слышать об его отношении к духовенству "красносотенному", к обновленцам). Мне кажется, что православно-большевистская этика пронизывает статью "Грозящая катастрофа и как с ней бороться" - в ней нет ничего шкурнического, ничего подобного решению некоего госдеятеля, защитившего своего бывшего начальника от возможного уголовного преследования за госудаственное преступление...
  Потому,наверное, цены на пирожное были выше рыночных, что этого требовали долгосрочные государственные интересы, например, обеспечение финансирования  систем народного образования и здравоохранения, вроде, в своё время лучших в мире, а также финансирования оборонного комплекса, ведь шапками бы армии гитлеровской Европы закидать не удалось, несмотря на молитвы и чудотворные иконы...
   Ну, а с точки зрения протестантско-шкурнической этики первее всего,конечно, личная выгода, и тут никакого морального разложения нет - всё "высокоморально" и мило обывателю...
Кухарка ГОРБу
21.11.2011 18:08
Вы пишете:"Если прочитать подшивки тех лет,то просто диву дивишься как похожи нравственные составляющие народа того времени и современной России."
Потому как СМИ в те времена и сегодня находятся в тех же самых руках ЛИБЕРАЛОВ.
Роль Сталина понимаем одинаково.

Хорошо подмечена роль СМИ в комментарии КРЁСТНОГО ОТЦА. Прочитала его ссылку. Одно слово БАНДЮГАНЫ.
«Крестный отец»
20.11.2011 16:57
Методы мафии везде одинаковы:
Мощные криминальные кланы. Что отличает такие структуры? Сочетание силового, криминального элемента с проникновением во властные структуры, умением влиять на политиков, полицию, суды, сенаторов и т. д. с одновременным влиянием на средства массовой информации.

Тут мне сразу вспоминается эпизод из «Крестного отца», когда Майкл Корлеоне, споря со своим старшим братом Санни, в ответ на фразу «Полиция нам никогда не простит убийства капитана полиции», отвечает: «А если капитан полиции коррумпирован, если он занимался торговлей наркотиками?» — «А как мы сможем это доказать?» — «Для этого у нас есть журналисты, которые смогут это раскопать…» И, кстати, не случайно Дон Корлеоне много инвестировал в Голливуд, у него для этого был Джонни Фонтейн, который стал успешным продюсером и даже получил «Оскара».
http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/76537-nashe-delo-alfred-koh-o-sudebnom-razbiratelstve-oslavivshem-rossiyu-na-ves-mir
горб Кухарке
18.11.2011 17:35
Я не историк ,но считаю,что Вы правы,всё-таки сначала была развёрнута антигосударственная деятельность против страны,а уже потом вследствии её начались социальные потрясения.О русско- японской войне знаю только то ,что очень многие хотели поражения ,и о саботаже поставок я знал ещё до горбачёвской гласности.Что касаеся сохранения монархии ,к февралю 1917-го уже очень немногие желали её сохранения-слишком уж легко произошли события,фактически никто не заступился за Николая.Революционный нигилизм проник практически во все структуры общества.Если прочитать подшивки тех лет,то просто диву дивишься как похожи нравственные составляющие народа того времени и современной России.И России никогда бы не суждено было выбраться из этого колапса ,но к власти пришёл самый трезвый большевик-Сталин,который хорошо понимал,что для востановления страны необходимо прекратить эту вакханалию,что он и сделал.Кстати именно за эти действия его сегодня так ненавидят либералы.Его действия,а вовсе не наличие социалистического строя помогли спасти мир от фашизма.
Кухарка Антону
18.11.2011 17:41
Всё, что вы пишете я давно уже переросла. Здесь нет возможности вести полемику да и не хочу вас переубеждать, я думаю время и чтение разнообразных исторических источников само поможет вам понять где и в чём вы ошибались.
горб Anton-у
18.11.2011 16:20
вы справедливо проводите параллели с днём сегодняшнем,действительно моральное разложение всего а не только элиты]общества достигло своего апогея,сегодня уже не стыдно воровать ,убивать,насиловать,предавать и совершать другие мерзкие поступки,страшно быть пойманным ,но не стыдно.Именно поэтому советские люди выдержали в самую страшную войну .Уних был стержень нравственности,который они унаследовали ещё от своих родителей.На словах отвергнув Бога,в душе они продолжали жить по Его заповедям.Никакой Сталин не смог бы ничего организовать,если народ не стремился жить честно.Кто-то скажет,что не все.Не все в широком понимании слова 'народ' всё было именно так.Я понимаю,что уже надоел всем ,но этоо не морализм,а своего рода приговор нынешним россиянам.Все эти сериалы оскорбляющие  подвиги того поколения стали возможны только потому,что за деньги приятно плюнуть в прошлое даже своей страны. А в годы первой мировой разложение коснулось ведь не только верхушки общества,но и его низов,нигилизм уже начал захватывать соз-нание народа,и смею Вас уверить ,если бы во внутрипартийной борьбе победил не Сталин,а скажем Троцкий ,где  бы был СССР -страшно представить.Первая мировая незаслужено забыта,а ведь были и в эти годы подвиги,да ещё какие,но в угоду пропаганде все о них забыли.Скажите мне ,разве справедливо.Мой прадед воевал в эту войну ,и боялся нацепить крест-единственную свою награду за всю его трудную ,но честную жизнь.Хотя понятно получил он этот крест,за ратный подвиг,который потом в угоду сменившийся государственной идеологии был объявлен ненужным.Cегодня массовые выступления невозможны потому,что выйти и выступить за что-то - подвиг,на который мало кто способен.Власть легко загасит любое недовольство социальной подачкой,хорошо понимая кто выступает против неё,она не боится народа так как знает что из себя представляет этот народ. И,ПОЖАЛУЙСТА,ПОЙМИТЕ-не была Россия настолько отстала ,как хотелось бы кому-то на западе и у нас в некоторых политических кругах.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 84 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».