Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 августа 2019
«О Sole Mio!» под небом Коломны

«О Sole Mio!» под небом Коломны

Уникальный фестиваль «Шкинь-опера» стал международным
Нина Катаева
29.06.2019
«О Sole Mio!» под небом Коломны

Думаю, услышав впервые словосочетание «Шкинь-опера», вы пожмете плечами, не каждый знает, что это финно-угорское слово означает – «родная земля», но почему «опера»? Когда же приедете в село Шкинь под Коломной на праздник с таким названием, для вас кое-что прояснится. Фестиваль, который длится всего один день, в этом году прошел в рамках Национального проекта «Культура» и пилотного проекта правительства Московской области «Лето в Подмосковье» и обрел статус международного.

На концертных площадках села, в котором не проживает и ста человек, в минувший воскресный день побывало около 18 тысяч гостей. Это на опере-то нон-стоп, с 10 утра до полуночи, с детьми, под палящим солнцем?! Удивительно... Наверняка это место хранит много тайн, и внимательные устроители праздника нашли ниточки, за которые следовало потянуть, чтобы привлечь публику. Но, как известно, иначе не бывает.

Приехав в Шкинь, в это царство слепящей зелени, вы попадаете на настоящую Римскую площадь – с монументальными строениями с колоннами и статуями (вскоре последние оживут и с удовольствием будут фотографироваться с гостями), с непременным фонтаном в центре.

Кто бывал в итальянских городах, тут же узнает ее. На площади установлена огромных размеров сцена и устроен зрительный зал. У мини-сцены для артистов комедии дель арте у фонтана – устланные коврами ложи для вип-гостей из дальних веков. Но главное, что поразит вас, круг Римской площади удивительным образом замыкает Свято-Духов храм, построенный в конце XVIII века Гаврилой Ильичем Бибиковым, владельцем усадьбы Шкинь под Коломной.

Свято-Духовская церковь в Шкини, типичный образец московского классицизма и единственный аналог Троицкого собора в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, как и личность генерал-майора Гаврилы Бибикова, заслуживает отдельного рассказа. С 1794 года Бибиков предводитель дворянства Богородского уезда, строит дворцы в Москве, а также усадьбу в селе Гребнево, где закладывает храм Гребневской Божьей Матери. Страстный любитель музыки, имевший свой домашний театр в Москве и приглашавший для крепостных актеров именитых учителей: Иогеля – для танцоров, Сарти – для певцов. Меценат, славящийся тем, что детей своих слуг отдавал на воспитание в пансионы. Умер Гаврила Ильич в 1803 году в Москве, в возрасте 57 лет, похоронен в Новодевичьем монастыре. А Свято-Духовская церковь была закрыта лишь в 1936 году, вновь открыли ее в 1992-м. Реставрацию закончили в 2017-м.

Действо на площади начнется в половине первого, пока изучим изобилие ярмарки, фестиваль именуется еще и музыкально-гастрономическим. Палатки, ларьки, павильоны, лотки – глаза разбегаются, то ли лакомства дегустировать, то ли общаться с красавицами и красавцами в национальных костюмах, приехавшими из Москвы, Татарстана, Чувашии, Ступина и Коломны, с Алтая. Чего тут только нет – национальные пироги, сыры, мед, орехи, коломенская пастила, брянские пряники, леденцы, горячий чай из русского самовара. В одном месте можно было угоститься вкуснейшим пловом, в другом шашлыками коломенского «TOT Pubа», в третьем – восточными сладостями, только читай указатели. Среди кулинарных диковинок земляничное парфе – фирменный десерт фестиваля. Приведу только один анонс из обширной программы – «Музыкально-гастрономическая программа ресторана Olimpico: Фестивальная гастроль программы «Правильный завтрак» Музейной фабрики пастилы. За роялем – артист и музыкант Василий Культин. Завтрак олимпийских богов готовит артист и пекарь Андрей Чарухин».

И так во всех уголках села.

Например, в музейном павильоне целый день вели научный круглый стол, обсуждая концепцию развития нового объекта культурного наследия – усадьбы Бибиковых в Шкини.

Любители могли ознакомиться с тематической выставкой. В прениях принимал участие потомок генерал-майора. Разбавляли, правда, не десертами, а музыкой – Джузеппе Сарти, многолетнего капельмейстера Екатерины Великой, друга Моцарта, и Даниила Кашина, крепостного композитора Бибикова. 

…Замечаю артистов в национальных чувашских костюмах, только «отстрелявшихся» на одной из малых сцен.

 – Мы приехали из Чувашии, – рассказывает руководитель фольклорного ансамбля «Татмуши» Виталий Дмитриев. – Коллектив носит название деревни, из которой мы родом. Танцуем, поем. В основном, народные песни. Сами находим их, записываем у бабушек, делаем обработки. На фестиваль привезли песни про Волгу, про нашу столицу Чебоксары, название которой по-чувашски звучит как Шупашкар, а также такмаки – наигрыши. Зрители приняли очень хорошо, кричали – «Браво, молодцы Чувашия!» Народ здесь гостеприимный, организаторы заботливые, мы очень довольны, что приехали. Хотим познакомиться с оперными певцами, они же главные здесь. Из Чувашии тоже вышел великий оперный певец – Максим Дормидонтович Михайлов, мы его почитаем вторым после Шаляпина. Между прочим, живем неподалеку от деревни Кольцовка Вурнарского района, где он родился. Мирового уровня певец,

Представитель музея «Душистые радости» из Коломны рассказывает, как удалось восстановить 14 рецептов г-на Суранова, знаменитого коломенского мыловара начала XIX века. Вербена, роза, лимон, мята, гвоздика – ароматы, действительно, волшебные. А начинал варить мыло русский умелец в компании с братом в сарае дома, где они жили, потом приобрел лавку на владимирском торговом пути. Мне показывают образец первого сурановского мыла – хозяйственного, в составе которого только бычий жир и кокосовое масло, а про вариант с добавкой аниса слышу забавную историю. Клиент, покупая саше, заметил, что пахнет анисовой водкой, а когда приехал во второй раз, со смехом рассказал, что, когда едет в час пик в метро в 6 утра, слегка приоткрывает пакетик, и люди потихоньку начинают освобождать пространство вокруг него. Ну и, конечно, в музее-лавке «Торговля мылом. Г.И.Суранов» восстановили четыре вида беcспиртовых духов 1907 года – исключительно на маслах. Ценителям тонких запахов точно следует приехать в Коломну.

Пробую ягодный десерт, и в это момент – бабах! – стреляет настоящая пушка из 1812 года. Что я еще пропустила?!.. На звуки выстрелов спешу в сторону реки Северки, за храм, в зону Реконструкции «Ликуй, Москва, – в Париже Росс!» Да, конечно, на поле Военно-исторический театр представляет реконструкцию подвига Дмитрия Бибикова, сына Гавриила Ильича, во время Бородинской битвы. Напомним, что Дмитрий Гаврилович Бибиков, российский государственный деятель, член Госсовета, министр внутренних дел Российской империи, позднее киевский генерал-губернатор, во время Отечественной войны 1812 года принимал активное участие в боях под Витебском и Смоленском, а также в Бородинском сражении.

В самый разгар боя при Бородино командующий центром русских войск Милорадович приказал адъютанту Бибикову срочно доставить к нему принца Евгения Вюртембергского. Бибиков разыскал того, но, так как из-за грохота канонады слов не было слышно, указывая нахождение Милорадовича, махнул рукой. И в тот же миг ее оторвало ядром.

В специальном листке к 100-летию Бородина писалось: «… неприятельская бомба выше локтя оторвала руку. Бибиков, ни на одно мгновение не смутившись, как бы это не его ранило, протянул для указания в нужную сторону левую руку и спокойно добавил: «Вот сюда, поспешите». Точно таким богатырем должен вести себя и каждый доблестный воин, дабы поддержать сказанные про русского воина слова, что его мало убить, а надо еще и свалить». Участников реконструкции приветствует президент Международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович. Действо проходит в сопровождении Губернаторского духового оркестра Московской области. И, что интересно, повторяется еще дважды.

В полдень состоялось торжественное открытие фестиваля. В прологе-мистерии участвовали мистические персонажи из Московского уличного театра «Высокие братья», артисты Русского национального балета «Кострома», музейного театра «Pastila» и группа итальянских оперных певцов «LiveArt» из Вероны. Их мелодичные и проникновенные голоса напомнили всем, что на подмостках сегодня царствует опера.

Гостей праздника приветствовали руководители. Замминистра культуры РФ Николай Овсиенко зачитал приветствие министра культуры РФ Владимира Мединского, который отметил, что «год от года программа творческого форума становится все более насыщенной и разнообразной, гармонично сочетая зрелищные представления различных жанров и эпох, выступление звонарей и хоровых коллективов, классическую оперу и народные песни, исторические реконструкции и научные мероприятия». А губернатор Московской области Андрей Воробьев, обращение которого к гостям праздника зачитал руководитель его администрации Михаил Кузнецов, поблагодарил всех организаторов и участников фестиваля за яркую инициативу и качественное воплощение.

«Всего несколько лет назад возникла идея проведения музыкального фестиваля в этом живописном, историческом уголке Подмосковья, а уже сегодня он имеет статус международного события», сказано в приветствии.

Губернатор отметил необычный формат фестиваля, который объединяет разные виды искусства, знакомит с историей театра и погружает в атмосферу быта дворянских усадеб. Потому и высоко оценен участниками из разных городов России и зарубежных стран. Участников и гостей фестиваля также приветствовали глава Коломенского городского округа Денис Лебедев, Его Преосвященство, епископ Зарайский Константин, Герой России, командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш и первый секретарь и пресс-атташе посольства Италии в РФ Теодора Данизи.

Когда на сцене появились Томмазо Россато, Андреа Кальче и Грациано Дурсо из Вероны, а вместе с ними певица и телеведущая Юлия Пустовойтова, публика настолько воодушевилась, что начала подпевать артистам. А почему бы нет, звучало-то ей очень известное – «Скажите, девушки, подружке вашей», «О Sole Mio!», «Вернись в Сорренто», Ария Каварадосси, мелодия Нино Рота из фильма «История любви», «Памяти Энрико Карузо». 

Волны горячей любви гуляли по залу под открытым небом, потому что итальянские артисты помогали людям вспомнить о самом заветном и сокровенном, что сегодня все прячут в дальние закоулки души...  

И дальше в режиме нон-стоп - на всех площадках, включая главную, шли выступления. Если утро началось с колокольных звонов московских артистов совместно с ансамблем звонарей из Беларуси и концерта духовной музыки в храме, то в течение дня перед зрителями выступило более 20 коллективов, работающих в самых разных жанрах. Артисты «Геликон-оперы», Русского народного оркестра «Москва» Московского института музыки им. А.Г. Шнитке, Татарского фольклорно-этнографического ансамбля SORNAY, оперная и эстрадная певица Татарстана Илюса Хузина, Губернаторский духовой оркестр Московской области, Русский национальный балет «Кострома», хор Свято-Данилова монастыря. Из Коломны приезжали хоры мальчиков Детской хоровой школы им. Свешникова и Детской музыкальной школы им. Алябьева, а также театр Pastila. Артисты Воронежского театра оперы и балета представили оперу-буффа «Севильский цирюльник» и романтический балет «Корсар». Большинство номеров на сцене прошли в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением Юрия Анисичкина.

Выступления итальянцев продолжались в режиме мощного удара по чувствам. Ну как иначе назвать эстрадное шоу «Maestro Celentano», в котором певец Адольфо Себастьяни, официальный двойник любимца женщин, дает концерт по его дискографии?.. Конечно, овации. Но и их не сравнить было с теми, которые накрыли зал, когда на сцену вышел «золотой голос Италии» – певец и композитор Энрико Колонна. Днем Энрико прогулялся по ярмарке, где узнал рецепт пастилы, попробовал яблоки в карамели и местное мороженое. И узнал много интересного про свои корни, в которых местные исследователи заподозрили не случайность созвучности фамилии Колонна с названием Коломны. Даже похожие колонны обнаружили на русском и итальянском гербах. Уж не предки ли Энрико строили когда-то эту усадьбу? Эту мысль полушутя высказал со сцены веселый ведущий концерта, народный артист России Владимир Березин.

В своей программе La mia musica Энрико Колонна исполнил всемирно известные темы из мюзиклов Notre-Dam de Paris, «Призрак оперы», хиты фестиваля в Сан-Ремо, «Вечную любовь» Шарля Азнавура, «Подмосковные вечера» на русском, а также свои песни.

Для фестиваля «Шкинь-опера» он подготовил премьеру песни Бабаджаняна «Верни мне музыку», к которой написал слова. Певец пел соло, с дочерью Одиль и сыном Микеланджело, а также в сопровождении наших саксофонистки Марии Зотовой и скрипачки Ариадны.

Завершился фестиваль русской «Дубинушкой» в исполнении солистов, хора и оркестра Ступинской филармонии. И танцем «Казаков России» из Липецка. И уже традиционным салютом, последние звуки которого прозвучали дуэтом с громом. Природа не выдержала накала страстей на Римской площади и разразилась грозой.

Фото автора.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рок
02.07.2019 16:09
Побольше таких фестивалей, побольше русской красоты и размаха! И все народы пусть будут с нами!

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».