Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 августа 2019
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

К 250-летию со дня рождения великого русского баснописца
Валерий Бурт
14.02.2019
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Оказывается, порой для достижения творческих высот не возбраняется много сибаритничать, лениться, валяться целыми днями на диване, наедаться до отвала. Однако небольшое уточнение: если вы – Иван Андреевич Крылов.

Хитрец он был изрядный. Ленью прикрывался, чтобы еще больше подчеркнуть свое дарование. Всем своим видом показывал, что целый день ловит мух, бездумно глядит из своего окна на прохожих, кормит голубей и воробьев или ходит по гостям. «Бездельничает, а какие перлы выдает! – шептались дамы и господа, рассматривая в лорнет громадного, растрепанного толстяка, словно видели впервые. Читали намедни басню Ивана Андреевича в «Утренних часах»? Чудо, как хороша, да и смешна к тому же!»   

На самом же деле Крылов работал много, усердно, придерживаясь старинного правила: «Cent fois sur le metier remettez votre ouvrage» – «Сто раз переделай свою работу».

Свеча на его письменном столе не затухала порой до самого рассвета. Но о своих напряженных усилиях не распространялся, о них знали лишь немногие.

«Напрасно воображают, что легкие стихи его сами текли с пера…» писал поэт и критик Петр Плетнев. Небольшой, но красноречивый пример: только к басне «Кукушка и Петух» было найдено около двухсот строк черновых набросков автора. И это при том, что произведение миниатюрное, уместившееся в двадцать одну строку. Антон Дельвиг подшучивал над стараниями Крылова, сравнивая его со столичным щеголем, который заставляет сво­его портного перешивать одно и то же платье по не­скольку раз.

Был Иван Андреевич самородком. Истинным, русским.

Крылов нигде не учился, всего достиг сам. Книги глотал, как котлеты, борщи и пироги. Недурно знал математику. Способности к иностранным языкам являл необыкновенные. Латинский, правда, почему-то не жаловал. Лишь по одному учебнику освоил французский язык. Когда ему было уже за пятьдесят, принялся за греческий и снова не оплошал. «Без помощи учителя, в несколько месяцев узнал все грамматические правила, вспоминал Петр Плетнев. После, с лексиконом, прочитал он некоторых авторов, менее трудных; наконец, восходя от легкого все выше и выше, он уже не затруднялся в чтении Гомера».

Казалось, он мог освоить любой предмет, за который брался. Крылов выучился скрипичному искусству: по свидетельству фрейлины императорского двора Александры Смирновой-Россет, «сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини».

Ступив на литературный путь, Иван Андреевич долго озирался, присматривался. Стал драматургом и вскоре обрел на этой стезе немалую известность.

Его пьесы «Модная лавка» и «Урок дочкам», в которой высмеивалось пристрастие дворян к заморским нравам и привычкам, шли под овации. Числится за Крыловым и опера «Илья богатырь», которая шла в Санкт-Петербурге с немалым успехом. Однако окунулся он в басню, правда, не сразу – терзался сомнениями, что не выдюжит в новом жанре, опозорится, станет предметом насмешек…

Неистово работал, но и часто рвал в клочья свои сочинения. Спор Крылова с судьбой решил известный поэт Дмитриев, к которому Иван Андреевич пришел за советом. Он, слывший мастером сложения басен, изучив бумаги, исписанные беглым почерком Крылова, благосклонно кивнул: «Это истинный ваш род. Остановитесь на этом литературном жанре».

Сквозь толщу столетий спасибо Ивану Ивановичу Дмитриеву! Он не побоялся, что благословляет конкурента, который если не затмит его, то приберет к рукам немалую часть читательской массы, вниманием которой тот прежде безраздельно владел. А, может, просто не думал Дмитриев, что Крылов достигнет таких высот…

Были и другие баснописцы Александр Сумароков, Иван Хемницер, Александр Измайлов. Но Дмитриев возвышался над ними. Потом появился Крылов, и со страниц его произведений повеяло легкостью слога и свежестью мысли. В одной из своих басен Крылов писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Так и поступал всю жизнь.

Кто сильней, кто искусней: Дмитриев или Крылов? – подобную дилемму решали тогда российские любители поэзии и критики. Одни по-прежнему превозносили первого, другие отдавали предпочтение второму. Третьи, как поэт Петр Вяземский не склонялись ни к одному, ни к другому, скрывшись за завесой словесного изящества: «Иван Иванович (Дмитриев – В.Б.) написал несколько превосходных басен. Скипетр в руках законного царя: горе и стыд самозванцам! Разумеется, здесь дело идет не о Крылове: он счастливый смельчак, бесстрашный наездник, который, смеясь законам, умел приковать победу к себе и закупить навсегда пристрастие народа, склонного всегда рукоплескать счастливой смелости».

Впрочем, Пушкин безоговорочно отдавал пальму первенства Крылову: «И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова…»

В письме писателю Александру Бестужеву Александр Сергеевич, сетуя на отсутствие зорких и непредвзятых критиков, писал, что от того и дарования в России остаются незамеченными: «Мы не знаем, что такое Крылов, Крылов, который в басне столь же выше Лафонтена, как Державин выше Ш.-Б. Руссо…»

Лев Андреевич, брат баснописца, разумеется, родственника поддерживал. И не просто так, а истово: «Читал я басни Измайлова, по сравнению с твоими как небо от земли; ни той плавности в слоге, ни красоты нет, а особливо простоты, с какою ты имеешь секрет писать... Ты пишешь для всех для малого и для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют».

В последней фразе Лев Крылов попал в точку.

Ну а великий Гоголь разглядел в творчестве баснописца подлинное, глаголил истину: «Всюду у него Русь и пахнет Русью. Всякая басня его имеет, сверх того, историческое происхождение».

И далее: «Несмотря на свою неторопливость и, но-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».

Гоголя в известной мере дополнил Михаил Лобанов, добрый приятель и биограф Крылова: «Язык его в баснях есть верный отголосок языка народного, но смягченный и очищенный опытным вкусом. Он изучал его сорок лет, вмешиваясь в толпы народные, в деревнях посещая вечеринки и посиделки, а в городах рынки и торговые дворы; прислушивался к разговорам народа...».

По свидетельству того же Лобанова, Крылов читал свои басни превосходно: непринужденно, внятно, и даже музыкально, «легко опираясь голосом на ударениях смысла и наивно произнося сатирические свои заключения».

Характер Ивана Андреевича был ровный, без всплесков горячности или, упаси Бог, гнева.

Может, оттого, что не было у него семьи, не обременяли его жена и дети, и для тревог не возникало особых причин, как и не имелось обязанностей по устройству домашнего быта.

Дочь президента Академии художеств Варвара Оленина как-то спросила Крылова: «Отчего вы не женились?» «От того, фавориточка, что ту, которую бы я хотел, то за меня бы не пошла, а которая бы на это решилась, ту бы я не взял», ответил он. Верно, при этом Крылов улыбался. Может, иронически, но, скорее всего, грустно...

Дни баснописца текли однообразно, ровно, как несет свои воды спокойная река. «Он все допускал, всему позволял быть, как оно есть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности, писал критик Виссарион Белинский. И его странности не были ни маскою, ни расчетом; напротив, они составляли неотделимую часть его самого, были его натурою...»

Впрочем, одна забота у него была. Ее можно назвать горячей и холодной, как и блюда, которые он с завидным аппетитом вкушал. Тема «Крылов и кулинария» давняя, густо отдающая ароматом угощений. И вечная, неисчерпаемая, подобно многообразному меню Ивана Андреевича. Обед его простой, русский! – был обычно таков: добрые щи, кулебяка, жирные пирожки, гусь с груздями, сиг с яйцами и поросенок под хреном. Других блюд перечислять не стану, боюсь, увлекусь и сверну на дорогу, ведущую к гостеприимным домам русских дворян, ресторанам да трактирам, где потчевали так обильно, что впору было отчаяться. А потом, глядя в зеркало огорчаться: ох, как раздобрел, теперь и талии никакой не видно, да и одышка замучила…

Никаких упражнений для укрепления организма баснописец не совершал, никаких физических нагрузок не позволял. Но было у этого тучного, большого господина тогда диковинное, а в наше время весьма распространенное увлечение. Выражаясь по-современному, Крылов был «моржом» постоянно ходил купаться в канал, омывающий Летний сад. И так все лето, потом в сентябре и октябре. Окунался даже в ноябре, когда ударяли морозы, поутру, с кряхтеньем и шумными возгласами, проламывая лед. Поглядеть на него, огромного, белотелого, с которого стекала ледяная вода, сбегались окрестные жители. Но Крылов не сердился, смотрел, как всегда, добродушно, шутливо и звал последовать его примеру.

50-летие творческой деятельности Ивана Андреевича праздновали шумно, на весь Санкт-Петербург. Его уважительно величали не иначе, как «Дедушка Крылов».

Его облик был простодушный и в то же время величавый, как у мудреца: разбросанные по голове седые волосья, проникновенный взор. Впрочем, Крылов и был мудрецом, подобно Эзопу – он хорошо изучил людские характеры, проник в их души.

По случаю праздника в зале Дворянского собрания был устроен торжественный обед, на который собрался весь цвет русской литературы. Пришли поздравить поэта и политики, министры, сенаторы, прочие знатные господа.

В честь юбиляра была отлита медаль с его профилем. Виновник торжества был увенчан лавровым венком, который он тут же «разобрал» и по листочку одарил своих близких. Его засыпали всевозможными подарками, славили его талант, вклад в отечественную литературу. Гремели речи, раздавался звон бокалов, лилась музыка. Прозвучали стихи Петра Вяземского, положенные на музыку композитором Михаилом Виельегорским. Каждый припев сопровождался жаркими рукоплесканиями зала:

Здесь с Музой свадьбу золотую

Сегодня празднует Крылов.

На этой свадьбе все мы сватья

И не к чему таить вину,

Все заодно, все без изъятья

Мы влюблены в его жену…

Крылов сегодня вовсе не анахронизм, не только реликвия русской словесности. Его вирши свежи, а потому он современен, да-да, современен, хотя жил и творил два столетия назад. Взять хотя бы за пример случай, который описал актер и драматург Петр Каратыгин.

В 20-х годах ХIX века в Санкт-Петербурге с большим успехом шла мелодрама французского романиста и драматурга Виктора Дюканжа «Тридцать лот, или Жизнь игрока». Побывав на спектакле, известные литераторы сокрушались о тлетворном влиянии дурного вкуса, завладевшим российским обществом. С презрением отозвался об увиденном и Крылов: «Помилуйте, что это за безобразная пьеса! Теперь остается авторам выводить на сцену одних каторжников или галерных преступников».

Прошло два столетия и что же? Разве сегодня не происходит нечто подобное, когда на экранах мы видим преступников разных мастей? Они – разбойники с большой дороги, убийцы, насильники главные герои, к ним приковано внимание, вокруг них вертится действие…

Воистину, Крылов – крылат. И поныне к месту его строки: «Ты сер, а я, приятель, сед…»; «Ах, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»; «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»; «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». И так далее.

Миновали многие войны, революции, бунты, сменились политические режимы, но пороки все так же живы, остались все те же…

В самую точку некогда попал Вяземский. А в последних строках этой эпиграммы показал себя еще и провидцем:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 48 найденных.
ort
27.02.2019 16:45
Марина_Николаю П.Т.
27.02.2019 10:07
Соглашусь с Вами. Что интересно - мы в рубрике "Культура".||||
-------------

Для некоторых "культура"- это способ назначить ответственными за своё собственное грязнейшее свинство - "кого-то- там". Особенно из числа "ответственных" , умерших много десятилетий назад.
Вот эта мерзость возмущает более всего !
Марина_Николаю П.Т.
27.02.2019 10:07
Соглашусь с Вами. Что интересно - мы в рубрике "Культура".
Николай П.Т.
26.02.2019 20:52
(1) Уважаемые Марина_, Александр из Од., Василевский.
Я скопировал часть одного из комментариев из прошлых тем, перешедших в архив рубрик.
Думаю, что он актуален и для нынешней темы.
-------------------------------------------------------
[Не понимаю я также и всех "увещевателей" большевиков. Патриоты Земли Русской, Вы что не понимаете кому отвечаете в своих комментариях? Вы хотите их усовестить, призвать их к пониманию происходящих некогда событий? Они всё чётко понимают, они целенаправленны и сосредоточены в своих действиях, они знают кто они и к чему идут. Они наследники.
P.S. Я призываю всех патриотов, тем кто любит Россию - не отвечать, игнорировать наследников большевиков, так же как мы относимся к троллям - как будто их нет.
Тогда они "завянут", так как им разговаривать с подобными себе скучно.
И не надейтесь их "переделать", переубедить. Вразумить их может только Бог, чрез болезни и скорби им посылаемые - таких примеров достаточно.]
-------------------------------------------------------
«Не давайте святыни псам...»
Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6). Как нужно понимать эти слова?
Разбираемые слова Спасителя тесно связаны с предыдущим местом Евангелия, в котором говорится о том, что осуждать поступки ближнего и учить, как избавиться от грехов может только тот человек, который сам безгрешен. То есть человек, который вынул из своего глаза бревно и может быть достойным сыном Отца Небесного.
Николай П.Т.
26.02.2019 20:48
(2) Вот такой человек, который исправился сам, может исправлять других людей, то есть вынимать из их глаза сучок.
Однако даже таких людей Иисус Христос предостерегает, говоря о том, что и они не могут вразумлять любого грешника. Иисус Христос в разбираемых словах говорит о том, что не все грешники готовы к исправлению, не все в состоянии воспринять истины Божественной мудрости. Не все способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь истинный и оценить сострадание, милосердие и любовь человека, желающего их просветить, вразумить и наставить. Есть такие грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. Они так погрязли в духовной грязи, так привыкли к окружающему их мраку, что им приятен стал грех и порок. У таких людей из за постоянного общения с пороком изменился характер. В результате чего им стало приятно зло. Они цепляются за грех и не желают расставаться с ним. Всякий луч света и мудрости, озаряющий их темное царство греха, они встречают враждебно и раздражительно. Эти люди одержимы духами зла, которые и защищают неприкосновенность темного царства их душ и реагируют с озлоблением и ожесточенностью на всякую попытку просветить разум заблудших людей.
Таких людей, закореневших в грехе и испорченных духом зла, Спаситель советует не трогать. Потому что в ответ на попытку ознакомить их с истиной, они могут проявить пренебрежение к Евангелию или насмехаться над ним. В разбираемом отрывке под словом «святыня» подразумевается Евангелие и Божественные истины. Под жемчугом подразумеваются порывы души и чистые желания просветить умы людей светом истины. Жемчугом также называются истинные знания, Божественная мудрость, преподносимая просветителем. (А.Г. Долженко)
ort- Марина
26.02.2019 11:11
Марина_
25.02.2019 9:34
Нет ни одного комментария, где Вы бы не облили кого-то грязью.////
---------------------------------------------------------

Лучше обратитесь к комментариям Ваших единомышленников, когда они запросто обливают грязью целые поколения предков-соотечественников и миллионы своих нынешних политических оппонентов. А , например- облить грязью имя основателя государства "Российская Федерация"- в котором Вы, может быть, живёте (или я не угадал ?)- ЭТО КАК ? Хамство или не хамство ?

Ибо так же точно по Библии Хам издевался над отцом- Ноем. И Ной сказал ему;" рабами рабов будут дети твои". А уж то, что потомки "рабов коммунизма" БУДУТ РАБАМИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ- хе-хе .... вся наша жизнь подтверждает каждый день ! Тех, кто умудрился быть "в рабстве" ДАЖЕ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ , СУЩЕСТВОВАВШЕМ ВО ВРЕМЕНА СССР- иным словом, как "хамьё"- и назвать-то нельзя.
Марина_
25.02.2019 12:23
Алексей Вячеславович 22.02.2019 16:04 "Дискуссия Орту нужна..."

"Неприятный" взгляд в поле диалога и хамство – «дистанция огромного размера».
Марина_
25.02.2019 9:51
Василевский 22.02.2019 21:30 " Но хочется все-таки надеяться, что ort образованный человек и поменяет свою точку зрения"

Надежда умирает последней. Время покажет. Дмитрий Сергеевич Лихачёв для меня авторитет. Спасибо.
Марина_
25.02.2019 9:34
ort-Марина 22.02.2019 15:14
По крайней мере я до такого не опускался никогда.

Нет ни одного комментария, где Вы бы не облили кого-то грязью. Можно иметь разные мнения, но выражать их без оскорблений. Опускаться, по видимому, уже некуда. Подниматься пора.
Василевский
22.02.2019 21:30
/Марина_ - Василевскому "Дисскуссия оrtу не нужна."/
Марина, спасибо Вам за поддержку. Но хочется все-таки надеяться, что ort образованный человек и поменяет свою точку зрения. Вот как по этому поводу говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
"Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить. Эстетически
невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым."

"Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности — это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью,— это его не может уронить."
Василевский
22.02.2019 21:12
/ort "Но я проверил по Вашей ссылке. И ничего насчёт отношений Лихачёва и КПСС не нашёл"/

Достаточно в поисковике набрать Лихачёв и дальше пройти по ссылке:
Лихачёв, Дмитрий Сергеевич — Википедия

Там чёрным по белому написано:
"Гражданская позиция
Никогда не состоял в КПСС, отказывался подписывать письма против видных деятелей культуры СССР, но не был диссидентом и стремился найти компромисс с советской властью. В своем предисловии к книге «Слово о полку Игореве», вышедшей в 1955 году в издательстве «Детгиз», а также во введении и заключении к книге «Возникновение русской литературы» (1952), ссылался на труды Сталина, Маркса и Энгельса.

Позже Лихачёв так вспоминал об этом:
Найти в моих работах что-либо антисоветское было трудно. И все-таки я был явно не «свой»: Сталина и Ленина почти не цитировал. На это обратили особое внимание, когда вышла моя книга «Возникновение русской литературы». Заставили написать введение и заключение с соответствующим цитированием «корифея всех наук»."

ort, что касается Сталинской премии и других наград, считаю что он их получил заслужено, потому что любил свою Родину, свой народ и очень много сделал для него.

Репрессии.
"8 февраля 1928 года был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского»; осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. До ноября 1931 года политзаключённый в Соловецком лагере особого назначения."
Отображены комментарии с 1 по 10 из 48 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».