Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019
Кредо Никиты Астахова

Кредо Никиты Астахова

К юбилею художественного руководителя Русского духовного театра «Глас»
Валерий Панов
08.05.2018
Кредо Никиты Астахова

Редакцию «Столетия» и театральный коллектив Русского духовного театра «Глас» давно связывают узы творческого сотрудничества. И, помнится, однажды, когда мы обсуждали постановку «Дитя души», Никита Сергеевич Астахов заметил: «Все наши спектакли – это служение Богу. Наша задача и программа заявлены в названии театра – русский духовный. Только надо понять: дорога к Богу одна, а пути разные…».

Именно в утверждении православных ценностей в обществе и состоит духовная миссия театра, а в первую очередь, – миссия его художественного руководителя. Никита Астахов – не только исполнитель главных ролей, но и, прежде всего, один из авторов всех сценических постановок в союзе с директором театра, заслуженной актрисой России Татьяной Белевич. Они и создали театр «Глас» в 1989 г. Хотелось бы знать, в каком еще коллективе почти три десятка лет его руководители не только выходят на сцену, но и пишут, и ставят свои пьесы?

Показ первого спектакля «Светлое Воскресение» состоялся 24 апреля 1989 г. Статус государственного театр получил в 1991 г., учредителем стал департамент культуры Москвы.

«Глас» – первый театр в России, получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

«Глас» – единственный православный театр на всем пространстве Русского мира, да и во всем остальном мире подобного театра нет.

Кстати, по словам Т. Белевич, театр «с первых дней открыто заявил о своей православной направленности, спектакли будоражили общественность, а театральная критика в то время атеистического государства делала вид, что театра не существует...». Никита Астахов и Татьяна Белевич стали основателями направления современного русского православного театра, когда театр не лицедействует, а служит, обращает к вере, когда целью художника является служение Богу. У создателей «Гласа» определенно есть уникальный дар к синтезу разных литературных и исторических источников, созданию на их основе замечательных глубоких спектаклей, жанр которых и определить невозможно.

А ведь Астахов только в 35 лет впервые попал в храм, но именно тогда в его жизни случился духовный перелом. Впечатление от посещения храма оказалось настолько сильным, что Никита Сергеевич стал прихожанином, начал читать и изучать Евангелие, другие священные тексты.

Хотя о религии в семье Астаховых разговоров не было. Никита родился 1 мая 1943 года во Владивостоке, где отец и мать играли в прифронтовом флотском театре «Совгавань». А когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Москву, здесь он окончил школу, театральное училище им. М. Щепкина. В 1967-1971 гг. служил в театре им. В. Маяковского, потом перешел в Москонцерт, а еще через год - в Литературный театр ВТО. После того как этот театр распался, Астахов вернулся в Москонцерт, где вместе с женой, актрисой Татьяной Белевич, создал несколько литературно-концертных программ. И много размышлял над тем, как сделать Слово Божие главным в театральном действе. И уже в первом спектакле «Светлое Воскресение», который был поставлен в храме Покрова Божьей Матери в Филях (тогда филиал музея Андрея Рублева), звучали тексты Евангелия, отрывки из книги Иоанна Кологривова «Очерки по истории Русской Святости» и духовной прозы Николая Гоголя.

Народный артист России Николай Бурляев, возглавивший впоследствии форум «Золотой витязь», сказал тогда: «Я был поражен тем, что вижу и слышу, впервые со сцены звучали Евангельские тексты. Это было не принято в те годы. Это был прорыв!».

Действительно, впервые за многие десятилетия тотального атеизма «Гласу» удалось преодолеть разрыв между Церковью и театральным искусством.

Никита Астахов и Татьяна Белевич сумели объединить вокруг себя талантливых людей и сформировать высокопрофессиональную труппу. И не просто создать новый театр, а утвердить творческую концепцию православных художников России.

«На следующий год театру 30 лет, – говорил нам Никита Астахов. – Уже есть творческий опыт. Но актерам пять – семь лет надо положить труда, чтобы прижиться у нас. Зато те мысли, которые рождаются в театре, они потом несут людям. И становятся не просто православными людьми – они миссионерами становятся. И понимают, что такое несение креста».

В первую очередь, директор и художественный руководитель театра понимают, что такое «несение креста»… Не хотелось, конечно, в юбилейные дни говорить о грустном, но никуда не денешься от того, что это грустное - тоже часть юбилея. 17 из своих 30 лет существования «Глас» не имеет собственного здания, которого, скажем прямо, лишился по милости столичного руководства. Он практически пребывает в состоянии бездомного или в бесправном статусе арендатора. И вот уже долгие годы находится в здании, не приспособленном для театральных постановок.

В небольшой прихожей, отведенной под фойе, яблоку негде упасть. Отсюда витая деревянная лестница ведет в подвальное помещение, где устроен гардероб. Тремя пролетами выше находится зрительный зал - человек на 100, не более. «Если бы вы видели, как спектакль смотрится на большой сцене! У нас ведь все декорации рассчитаны на высоту восемь метров, – говорит Никита Астахов. – Как только выезжаем на гастроли, так берем гран-при, а здесь нас в подвал посадили».

В то же самое время в Москве были капитально отремонтированы (отреставрированы) десятки зданий для творческих коллективов самых разных направлений – от авангардистских до классических. «Гласа» среди таких счастливцев нет, хотя, согласно щедрым обещаниям, он должен был иметь здание не позднее 2012 г. Следующий, 2019-й, будет Годом театра. Московское начальство, сообщают СМИ, периодически посещает столичные «объекты культуры», лично контролирует ход текущих ремонтов. До «Гласа» из столичных руководства никто пока, к сожалению, не дошел…

Кстати говоря, Т. Белевич и Н. Астахов, заслуженный деятель искусств РФ, удостоившись почетных званий еще в начале 1990-х, на заре своей деятельности, в таком статусе и пребывают... При том что за годы своего существования «Глас» выпустил около 40 спектаклей, большую часть из которых поставил Астахов. Он сыграл также десятки ролей, в том числе и в кино. Широко известны фильмы с его участием: «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Командир счастливой «Щуки», «Хождение по мукам» и др.

«Русский мир наберет свою силу после всех страданий», – уверен Никита Астахов. Думается, в этих словах заключается смысл жизненного кредо и самого режиссера.

Во время одного из официальных мероприятий он сказал так: «Мы живем в прекраснейшее время – на Русь возвращается православие. Важнее этого в мире нет». И мы верим, что самое прекрасное время у театра еще впереди.

…А юбилей актера и режиссера Никиты Астахова прошел просто, без какого-либо официоза, почетных грамот и указов. Но высшее признание заслуг именинника – любящие и почитающие его талант зрители. А также - коллеги, товарищи, партнеры, многие из которых пришли на его творческий вечер и поздравили с 75-летием. Среди них – народные артисты РСФСР Людмила Зайцева и Валерий Баринов, художественный руководитель Московского молодежного театра, народный артист РФ Вячеслав Спесивцев, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России Сергей Жуков, сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» Галина Ананьина. От имени епископа Переславского и Угличского Федора поздравили юбиляра протоиерей Алексей Морозов, настоятель Знаменского храма (Переславль-Залесский),   руководитель отдела культуры Переславской епархии Татьяна Эппель.

Видеопоздравления и телеграммы прислали народный артист СССР Юрий Соломин, народный артист РСФСР Александр Калягин, митрополит Коломенский и Боровский Климент, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, режиссер, друг Василия Шукшина Ренита Григорьева, протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора во имя святого князя Александра Невского (Новосибирск) и другие.

«75 лет – это хороший юбилей, крепкий, мощный, мужской, я бы сказал так… Лет 30 ты занимаешься театром «Глас». Это надо иметь большое мужество… Ты все выдержал. Ты – молодец! – говорил Юрий Соломин, поздравляя своего бывшего ученика. – Ты стал руководителем театра, очень нужного театра, особенно в сегодняшние дни... И еще: ты очень любишь тот народ, который вырастил и твоих родителей, и пра-пра-прабабушек и -прадедушек, – народ сильный, народ мужественный, теперь наша задача с тобой не упустить поколение, за нами следующее. Желаю тебе успеха!».

«Дорогой Никита Сергеевич, Христос воскресе! Поздравляю Вас с юбилеем. – сказал митрополит Климент, председатель Попечительского совета театра «Глас». – Вы – человек, который любит свой труд...

Вам Господь Бог дал доносить идеалы добра, справедливости, святости, чистоты, любви через театральное искусство. Но самое главное… вы понимаете душу русского человека. Вы понимаете, что человеку нужно – ему нужен свет Евангелия.

Пусть ваши труды помогают людям в этой не простой жизни. Многих новых свершений!».

Мы присоединяемся ко всем поздравлениям!

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Вероника
08.05.2018 23:33
Мне посчастливилось быть в этом удивительном театре на постановке "Ревизора" и "Дитя души". Впечатление очень сильное. Не буду углубляться в подробности, скажу только, что эти спектакли (и уверена многие другие) в театре Глас посмотреть непременно нужно. Для себя, для своего мироощущения, для души, наконец. Присоединяюсь к поздравлениям Никиты Сергеевича Астахова с юбилеем и желаю ему еще много успехов, творческих удач и здоровья! Замечательная статья автора Панова: материал подан деликатно, в изящной форме, он полон любви и уважения к юбиляру. Хотелось бы чаще читать в Столетии подобные статьи.

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».