Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 июля 2020
«Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть…»

«Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть…»

Заметки о спектакле Русского Духовного театра по классической пьесе Н.В. Гоголя
Протоиерей Георгий Докукин
04.06.2015
 «Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть…»

Что я думаю о пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», поставленной в Русском Духовном театре «Глас»? Только то, что «Ревизор» – пьеса большая, смешная и классическая, одна из самых известных зрителям. «Ревизора» учат в школах, пишут сочинения, а многие фразы из пьесы являются афоризмами и частью не просто литературного наследия, а самого Его Величества Русского языка, за который сегодня в Новороссии бьются насмерть русские люди. О «Ревизоре» столько писали, что возможно ли сказать что-нибудь ещё новое? Но я попытаюсь, тем более, что нового под солнцем ничего нет, а есть лишь хорошо забытое старое.

Я – православный священник, и взгляд мой на пьесу может быть направлен только на Вечность, которую современное общество всё больше и больше теряет, а обретают её, как и во все времена, лишь отдельные личности, к которым я, кстати, себя не отношу. Мне остается лишь плакать и стенать о своих личных грехах. Потому пьеса так и дорога: она - о мне и каждом из нас, «любящих самих себя».

Так эту пьесу в 1836 году воспринял сам Государь Император Николай Павлович. Он не только присутствовал сам на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления Император хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!».

В то время у Н.В. Гоголя было и много недоброжелателей, которые видели в пьесе карикатуру на российское чиновничество, а в драматурге – бунтовщика. Они возненавидели его после показа пьесы Гоголя и говорили, что «Гоголь - враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь».

О Русском Духовном театре «Глас» пока так не говорят те же чиновники, те же ненавистники России, но только иных времён. Они просто грабят, стремясь уничтожить росток культуры в общем бескультурье: готовы отнять землю у театра мошенническим способом и создают условия, чтобы избавиться от него путем создания различных преград в деятельности. Театр, поставивший «Ревизора» Гоголя, продолжает ощущать трудности и сложности самого автора, т.е. продолжает нести Крест Христов.

А как хотелось бы, чтобы властное чиновничество пришло на спектакль и услышало произносимые от лица актера следующие слова: «Что, не знаете, кто этот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба? Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, … и возвестится о нем тогда, когда и шагу нельзя будет сделать назад». «Вдруг, откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса поднимется волос», - лично у меня от этих слов по телу пробирает дрожь от осознания своих грехов. Сидя в зале, любой здравомыслящий человек соотносит себя с тем, что видит на сцене. Каждый обязан хотя бы раз в день смотреть в зеркало - Христово учение, написанное в Евангелии. Необходимо постоянно «делать ревизовку души…, и побывать в безобразном душевном нашем городе…, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей».

Как театр решился поставить не просто «Ревизора», а «Развязку Ревизора»? Так Гоголь назвал шестое действие, которое написал через десять лет после премьеры.

Он был недоволен результатом премьеры «Ревизора», не тем, как пьесу сыграли актеры, а как восприняли её зрители, состоявшие во многом из пятой колонны противников России - масонов и демократов той поры. Ему хотелось, чтобы до каждого дошла цель пьесы, чтобы каждый мог одуматься и увидать своё истинное лицо в зеркале Евангелия. Хотел спасти каждого человека, ибо «…страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба».

В советские времена никто не знал, что существует шестое действие. Чудесным способом Господь направил меня в Грузию. Там, в резиденции патриарха Грузии, Святейший Илья раскрыл передо мной свою мечту, что хотел бы у себя в Грузии иметь театр подобный нашему московскому театру «Глас», или хотя бы пригласить в Грузию на гастроли. Затем высказал свою просьбу коллективу театра поставить «Ревизора» вместе с шестым действием. Этот текст нашелся в собрании сочинений Гоголя вместе с шестым действием. Его в советские времена не издавали, и никто, даже артисты, о нём не знал. После постановки «Развязки Ревизора» у театра появилась и неосуществленная мечта: сыграть «Развязку Ревизора» в Грузии. Может быть, это послужило началом дружбы с театром митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николая (Пачуашвили). В какой-то степени владыка стал одним из духовных покровителей нашего театра.

Показывать данную пьесу означает ставить на свои места разум человека и изменять состояние души зрителя. Когда у человека появляется настоящая, а не эфемерная цель, то он стремится к ней, отдает ей все силы своей души, находит своё место в нашем изменчивом мире. Он приобретает цельность, и мир вокруг него преображается, становится более стабильным и устойчивым, очищается от греха, порока и скверны. Мир личности преображается, становится более стабильным и устойчивым. Цель эта указана в произведении Николая Васильевича Гоголя. Её воспринимает любой христианин, а неверующий может признать как единственно правильную и необходимую. Через осознание и признание своей высшей цели в жизни он станет человеком веры, так как Самим Творцом в нём заложен Его Образ.

Пока же спектакль идёт в условиях сцены театра «Глас». Я бы назвал эти условия малогабаритно-катакомбными. Но ничего страшного: в катакомбах спасались первые христиане от гонителей Церкви, - в «катакомбах» спасается и наш театр, прославляя Христа.

Хорошо, что талантливейший художественный руководитель театра Никита Сергеевич Астахов даже в этих условиях настолько умело раскрывает таланты актеров, что зритель зачарован действием на сцене и в зале. Помещение театра необычайно мало, количество мест такое, что едва умещается 60 человек, а сцена практически соединяется со зрителем.

Но стоит театру выехать на гастроли и начать выступать в нормальных условиях, актеры моментально приспосабливаются к новой сцене. Так было в Театре на Таганке, в Академическом Малом, на сцене зала «Церковных Соборов Храма Христа Спасителя». Действие нисколько не умаляется, а, наоборот, усиливается. Зритель в непередаваемом восхищении встаёт, овация продолжается долго, а часто переходит во взаимное общение артиста и зрителя. Это уже не «Театральный разъезд» Н.В. Гоголя, описанный в шестом действии «Ревизора», а рассуждение тех, кто видит и знает цель своей жизни, печалясь об отсутствии этой цели в современном обществе. Безразличных нет.

Я не являюсь критиком, а потому не буду говорить об игре актеров. Я просто их люблю. Люблю тех, кто в поте лица своего (как и велел Господь) добывает хлеб свой и получает нищенскую зарплату, кто обладает величайшим христианским смирением считать себя рабами Божьими, когда другие обвиняют их в служении греху. Люблю тех, кого когда-то хоронили за церковной оградой, а затем место их упокоения стало элитным и на нём поставили храм Божий. Сегодня каждый москвич знает Ваганьковское кладбище, название которого происходит от слова «ваганить», что означает потешать. Стоит поменять приставку - и слово преобразуется в другое: утешать. Не этим ли призвана заниматься и Церковь Христова: утешать в скорбях людей, утешать их страсти и направлять к источнику Света. Потому мы часто видим, как из актеров получаются монахи, священники, архиереи. Я уверен, что есть среди них и святые, пусть и не канонизированные.

Но я не хочу идеализировать актёров. Среди них есть и те, которые подстраиваются под мир, лежащий во зле, т.е. во грехе. И служат они не Богу, а тому, кто против Бога. Посетив подобные места, театром язык не поворачивается их назвать. В таких «театрах» станешь не лучше, а хуже. Вот что о них говорит тот же самый Н.В. Гоголь в «Развязке Ревизора»: «То дурно, что в добре не видишь добра. А этот грех водится за всеми модными драмами, которыми должны мы тешить публику. Зритель выходит из театра и сам не знает, что такое он видел: злой ли человек или добрый был перед ним. К добру не влечет его, от зла не отталкивает, и остается он точно как во сне, не извлекши из того, что видел, пригодного в жизни, сбившись даже и с той дороги, по которой шел»1. Эти слова показывают тот путь соблазна, по которому сегодня идёт большинство театров, стремящихся правдами и неправдами заработать больше денег. Самое обидное, что к этому подталкивает их наше государство в лице различного рода чиновников, обозначивших критерием работы театров сбор денег. Вот так сатана и правит бал в театрах финансовой направленности. Но сатанинский бал может ли быть целью государственной политики?

А потому перед театром «Глас» ярко встал гамлетовский вопрос: «Быть или не быть»? Нужен он государству, московскому правительству или нет. Хотелось бы получить ответ: да или нет?

Зритель же высказывается просто и явно: «Русскому Духовному театру – быть»!

духовник.jpg

Протоиерей Георгий Докукин, духовник Русского духовного театра «Глас»



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ВЕРА
05.06.2015 20:20
Очень хотелось бы посмотреть такой спектакль. Спасибо за открытие 6-го действия. Не слышала не видела.

Эксклюзив
07.07.2020
Николай Савченко
Новые факты о «памятнике неизвестному фашисту» в Россоши.
Фоторепортаж
17.06.2020
Подготовила Мария Максимова
Главархив Москвы и центр госуслуг «Мои Документы» запустили виртуальный музей, посвященный Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».