Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Клаудио Аббадо и русский колокол

Клаудио Аббадо и русский колокол

К 90-летию выдающегося итальянского дирижера, который любил Россию
Ирина Баранчеева, Рим
26.06.2023
Клаудио Аббадо и русский колокол

Клаудио Аббадо был не только великим музыкантом: он был великим человеком. Добившись международного признания, он не не переставал думать о том, как с помощью искусства изменить мир к лучшему.


Большую часть своей жизни он посвятил тому, чтобы донести музыкальные шедевры до самых разных слоев населения. Аббадо участвовал в создании молодежных оркестров, в том числе в развивающихся странах. Например, он сотрудничал с Оркестром Симона Боливара, входившим в систему венесуэльских оркестров, которые искали талантливых подростков в бедных кварталах, чтобы дать им достойное будущее и оградить от влияния криминала.

Вообще музыкант с готовностью откликался на любые социальные инициативы, и именно в то время, когда он стоял за пультом знаменитого Ла Скала, театр широко распахнул свои двери для рабочих и студентов, организовав серию общедоступных концертов.

Прославленный дирижер родился в музыкальной семье в Милане 26 июня 1933 года. Его отец Микеланджело Аббадо был известным скрипачом и вице-ректором Миланской консерватории, мать Мария Кармела – пианисткой и автором книг для детей.

Родители музыканта дружили с великим дирижером Артуро Тосканини, от которого восемнадцатилетний Аббадо получил первые одобрения и напутствия на пути к искусству. Закончив Миланскую консерваторию по классам фортепиано и дирижирования, он в 1955-58 годах стажировался в Вене, а в 1958 году выиграл премию на конкурсе Кусевицкого в Соединенных Штатах, что позволило ему дирижировать престижным Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

В 1959 году он дебютировал в Италии в Театре Верди в Триесте, а год спустя уже встал за дирижерский пульт театра Ла Скала, завоевав в короткий срок авторитет в музыкальных кругах. Герберт фон Караян пригласил его дирижировать Венским филармоническим оркестром во время знаменитого Зальцбургского фестиваля.

В 1971-86 годах Аббадо был художественным руководителем и главным дирижером Ла Скала, и с ним, по всеобщему признанию, связан один из самых счастливых и плодотворных периодов в истории театра, когда был значительно расширен репертуар, поставлены новые или забытые оперы.

Одновременно для Аббадо началось тесное сотрудничество с российскими исполнителями.

Впервые он приехал в Россию во время гастролей Ла Скала в 1974 году. Тремя годами позже, юбилейный сезон 1977/78 гг., когда миланский театр отмечал свое 200-летие, открылся оперой «Дон Карлос» Дж. Верди, в которой главные партии исполнили российские певцы Евгений Нестеренко и Елена Образцова.

Такого не случалось со времен легендарного дебюта в Ла Скала Федора Шаляпина в 1901 году.

Оба певца вспоминали об итальянском дирижере с самыми теплыми чувствами. «Клаудио обязательно обходит перед началом представления комнаты солистов – или просто приветствует их, или о чем-то договаривается… Такой дирижер всегда с тобой – какая радость выступать с таким маэстро!» – читаем в книге Евгения Нестеренко «Размышления о профессии».

Елена Образцова принимала также участие в историческом исполнении «Реквиема» Дж. Верди в миланской церкви Сан Марко, где он впервые прозвучал в 1874 году под управлением самого автора. Свидетельство об этом находим в дневниковых записях певицы: «Аббадо давал вступления, дирижировал, но это было какое-то священнодействие… Он стоял, как распятый на музыке. И мы, глядя на него, пели на пределе человеческих сил...».

Дирижер неоднократно гастролировал в России (в последний раз в 2012 году с Симфоническим оркестром Люцернского фестиваля). Он любил и хорошо знал русскую культуру и всегда старался привнести в свое исполнение нечто новое.

Запоминающимся был его экспериментальный концерт с Оркестром Моцарта, когда он продирижировал музыкой Д.Д. Шостаковича к фильму Г. Козинцева «Король Лир», тогда как на экране одновременно проецировались кадры из фильма. Подобные вечера дирижер хотел посвятить фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, музыку к которым написал Сергей Прокофьев, но поразившая его тяжелая болезнь поломала многие планы.

Аббадо работал со многими выдающимися российскими исполнителями, инструменталистами и певцами, но об одном событии все же стоит рассказать особо.

В 1983 году на сцене лондонского театра Ковент-Гарден он вместе с Андреем Тарковским осуществил постановку оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», ставшую исторической.

В одном интервью дирижер вспоминал, как он ребенком был поражен, услышав на старой пластинке одну из сцен этой оперы в исполнении Шаляпина. Однако потребовалось много времени, чтобы Аббадо взялся за исполнение музыкального шедевра Мусоргского. Дирижер шел к этой опере двадцать лет!

Андрей Тарковский, несмотря на то, что музыка занимает ведущее место в его фильмах, все же не считал себя достаточно компетентным для постановки оперы и принялся за эту работу с опаской. Он видел драму Пушкина скорее не как конфликт между народом и властью, а прежде всего как трагедию венценосного отца, который предчувствует, что его собственного сына постигнет участь убиенного царевича Димитрия.

Работа шла непросто, у Тарковского возникли конфликты с художником-декоратором Николаем Двигубским, поскольку они по-разному видели героев Пушкина и многие сцены. Однако это уравновешивалось теплым отношением Клаудио Аббадо к русскому режиссеру, его неизменной верой в него. В результате родилась, пожалуй, самая оригинальная постановка музыкального шедевра Мусоргского в XX веке, которая затем перекочевала на другие оперные сцены, в 1990 году Валерий Гергиев перенес ее на сцену Мариинского театра.

Спектакль Тарковского-Аббадо получился очень «кинематографическим», начиная с того, что певец Робрет Ллойд, исполнявший партию Бориса Годунова, напоминал Николая Черкасова в фильме «Иван Грозный».

Еще один символ России появился в этой постановке благодаря Клаудио Аббадо, который был горячим поклонником творчества Тарковского. Он видел все фильмы режиссера, но особенно ему запомнился «Андрей Рублев», а в нем – новелла «Колокол».

Для него этот огромный колокол, сделанный подростком, стал как бы символом России, и именно он посоветовал Тарковскому включить его в постановку.

В 1994 году, когда русского режиссера уже не было в живых, Аббадо поставил в Зальцбурге «Бориса Годунова» с режиссером Гербертом Вернике, которому предложил в память о Тарковском вновь ввести на оперную сцену его знаменитый колокол.

Клаудио Аббадо умер в Болонье 20 января 2014 года. По его желанию, вместо цветов были сделаны пожертвования в городской Центр гематологии, онкологии и педиатрии. И этим он преподал нам еще один урок жизни…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.