Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2020
«Хочется жить и читать…»

«Хочется жить и читать…»

Ялтинские литературные вечера стали событием в культурной жизни Крыма
Людмила Казарина
19.11.2020
«Хочется жить и читать…»

Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России при содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провело в Ялте серию просветительских литературно-музыкальных программ, посвященных творчеству выдающихся зарубежных писателей-юбиляров 2020 года: Ги де Мопасана (1850–1893), Эмиля Золя (1840–1902), Томаса Манна (1875–1955), Агаты Кристи (1890–1976), Рэя Брэдбери (1920–2012), Айзека Айзимова (1920–1992).

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души».

Развитие духовности, и, соответственно, цивилизации невозможно без просвещённости. Именно с грамотностью передаются из поколения в поколение духовные и интеллектуальные знания.

Литературное наследие зарубежных писателей-юбиляров было представлено через глубокую взаимосвязь с русской классической литературой, творчеством Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина и, конечно же, И.С. Тургенева, общественная и литературная деятельность которого сыграла роль своеобразного «культурного моста», соединившего русскую и зарубежную литературы. В XIX веке благодаря усилиям Тургенева сформировался взаимообогащающий диалог русских и европейских писателей. Лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн много раз подчеркивал, что на его формирование как писателя значительное влияние оказали книги Толстого, Чехова, Достоевского, Пушкина и Гоголя. Герой его произведения Тони Крёгер художник приходит к выводу, что литература оказывает на людей «освящающее, очищающее действие…», что очевидно на примере русской литературы. Эти слова своего героя Томас Манн впоследствии цитировал, как выражение своей собственной мысли: «…достойная преклонения русская литература и есть та святая литература, о какой вы сейчас говорили».

В программу были включены тексты публицистических и художественных произведений великого немецкого писателя. Прозвучали интересные суждения Манна о том, как он относился к русской литературе, как много значила она для его творчества. Поднятые писателем идейно-теоретические, исторические, философские и политические вопросы общественной жизни, прозвучавшие в программе, остро обозначены в современной социальной действительности.

Зрители отметили актуальность суждений Т. Манна о месте России в мире, о ее отношениях с другими странами. Писатель указывал на то, что в геополитическом отношении Россия находится между Западом и Востоком, и именно она может способствовать их контактам.

Практически во всех произведениях Томаса Манна ярко звучит антифашистская идея. В программе были продемонстрированы отрывки из тетралогии «Иосиф и его братья», в которой Томас Манн показал, как в глубине древних преданий складывались коренные гуманистические моральные понятия, определяющие отношение человека к семье, народу, обществу. Дух сопротивления, рождающийся как протест против фашистского варварства, ясно ощутим и в романе Т. Манна «Лотта в Веймаре» (1938). Рисуя духовную драму Гёте, Томас Манн обращается к художественным традициям русской классической литературы, его интересуют творческие приемы Л.Н.Толстого. Когда-то автор «Войны и мира» ввел в обиход художественной прозы внутренние монологи — неслышные разговоры героев с самими собою. Гёте, став героем Томаса Манна, постоянно находится в состоянии внутреннего диалога. Гёте резко осуждает немецких националистов, мракобесов своего времени — и эти раздумья неожиданно воспринимаются как вызов реакционерам всех времен и как приговор гитлеровцам, перекликаются с проблемами современности. В программе была приведена заключительная откровенная беседа Гёте с Шарлоттой Кестнер, в которой труд поэта предстаёт как подвиг непрерывного творческого напряжения во имя служения людям.

В 1937 г., когда в Советском Союзе широко отмечалось столетие со дня кончины А.С. Пушкина, Томас Манн написал статью, в которой дал высокую оценку творчества основоположника русской национальной литературы. В программе прозвучали отрывки из этой статьи.

Предметом особых размышлений Томаса Манна стало творчество А.П. Чехова. В дни Первой мировой войны Томас Манн обратился к творчеству писателя. Главную идею Чехова он обозначил так: добродетель лучше, чем «мораль». Эту мысль Т. Манн развернул много лет спустя в «Слове о Чехове». На вечере были процитированы строки, которые воспринимаются сегодня как прямой отклик на события нашей современности. В одном из интервью Манн приоткрыл свою творческую лабораторию:

«Когда я в возрасте неполных двадцати трех лет писал "Будденброков" — а этот эпический замысел был выше моих молодых сил, и мне иной раз угрожала опасность отступить перед ним — именно ежедневное чтение Толстого укрепляло во мне готовность продолжать работу над трудным романом. Нельзя тут забыть и Чехова, в некотором смысле, русского Мопассана, — но нет (тут он поправил себя быстрым движением руки), он гораздо значительнее, заслуживает более высокой оценки, чем Мопассан. Особую склонность я чувствовал к Тургеневу. Если бы я был сослан на необитаемый остров, — добавил он с улыбкой, — и мог взять с собой только шесть книг, то "Отцы и дети" обязательно были бы в их числе». Смысл статьи Томаса Манна «Слово о Чехове» превратился в поиски ответа на вопрос о долге мыслящей личности в смятенном и разобщенном мире.

Творческое наследие Ги де Мопассана было представлено в городе, овеянном славой А.П. Чехова, в соотнесении с творческими постижениями великого русского писателя — мастера и новатора в «малом жанре» прозы.

В программе приемами сценического чтения отрывков из произведений этих писателей было обозначено сходство творческой манеры писателей.

Известно, что Чехов читал Мопассана с профессиональным вниманием. Ценил его талант и новаторство. Чехов писал, что после Мопассана нельзя писать по-старому. При сопоставлении творчества этих двух великих художников, организаторы вечера особо подчеркнули то, что писателям удалось отразить характерные особенности эпохи в истории своих стран. Мопассан запечатлел эпоху III Республики, которую без обиняков называли «республикой без республиканцев». Это были десятилетия, последовавшие за проигранной Франко-прусской войной. Десятилетия, отмеченные аморальностью, продажностью и торжеством пошлости. О таких же общественных бедах в России остро писал А.П. Чехов. Социальное звучание, точность психологической характеристики героев были показаны зрителям на примере рассказов А.П. Чехова и новелле Мопассана «Пышка», подкрепленные кадрами из одноимённых кинокартин. А кадры из документальных фильмов, посвященных жизни и творчеству выдающихся писателей, дополнили картину. В программе был максимально ярко обозначен чеховский принцип подхода к творчеству: цель писателя ставить «диагноз», но не предлагать «средства лечения болезней». А это означает, что он должен «правдиво» нарисовать жизнь и показать, насколько эта жизнь «отклоняется от нормы». Мопассан называл свою художественную жизненную философию «ясновидением мира». Персонажи Чехова менее расчетливы, менее прагматичны, рациональны, они в большей мере живут чувствами, чем герои Мопасанна. Вера во всепобеждающую силу жизни звучит в финале романа Мопассана «Жизнь», отрывок из которого прозвучал в программе.

Оба писателя дают широкую панораму социальной жизни, представляют богатый спектр типажей, характеров — аристократии, чиновничества, рантье, крестьянства, финансистов, художников у Мопассана; интеллигенции, служивых, помещиков, купцов, мужиков и др. — у Чехова.

Гражданская позиция по делу Дрейфуса объединила Эмиля Золя и Антона Чехова, мастеров искусства из многих стран, выступивших в поддержку осужденного полковника.

Творческая концепция автора монументальной социальной эпопеи «Ругон-Маккары», над которой писатель трудился на протяжении 25 лет (1868–1893 гг.), прозвучала в виде отрывков из романа Эмиля Золя «Творчество». Писатель весьма убедительно показывает муки творчества, осмеяние художника толпой, которая еще не может принять новаторства. В актерском исполнении прозвучал «Монолог писателя» — лучшее место в книге, т.к. в нём раскрывается сам Золя и его взгляд на собственное творчество. С большим интересом зрители познакомились с кадрами документального фильма о жизни и творчестве писателя.

В цикле литературных программ устроители вспомнили и заново осмыслили сбывшиеся предсказания гениев фантастики и детективов Агаты Кристи, Рэя Брэдбери, Айзека Айзимова. Известный ученый и просветитель А. Айзимов, американский писатель-фантаст – к тому же и наш соотечественник: он родился в 1920 году в Смоленской губернии.

Перечень имён авторов, которым посвящены были литературные программы, впечатлил читательскую аудиторию. По отзывам зрителей, Бюро пропаганды художественной литературы, которое не первый год проводит их в Крыму, помогает погрузиться в мир книги, перенестись в другую эпоху, попасть в уникальную атмосферу литературных произведений, совершить литературные путешествия по всему миру.

Люди вспомнили, а то и заново многое узнали о творчестве, жизни и гражданских позициях этих блистательных авторов, чьи произведения входят в золотой фонд мировой литературы.

«На этих волшебных литературных вечерах мы увидели видеосюжеты, кадры художественных и документальных фильмов, литературно-музыкальные композиции, услышали песни и романсы, арии классической музыки. Очень сильно на меня подействовал отрывок из фильма по экранизации романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" режиссёра Франсуа Трюффо, который считается основоположником французской новой волны в кино. Сцена сжигания библиотеки... Вспомнилась фашистская свастика, и как гитлеровцы жгли книги Гёте на площади, и то, уже почти что мракобесие, что творится сейчас в мире, и в "просвещенной" Европе»...

Книги Агаты Кристи – вышедшие более чем 2-миллиардным тиражом во всем мире, судьба великой писательницы, ее уникальный творческий метод создания детектива, были в центре внимания программы «Сбывшиеся пророчества великих писателей». Были представлены фрагменты, по ее признанию, самого любимого из написанных ею произведений — «Десять негритят». В этом году имя писательницы, благодаря ее юбилею, опять на слуху, на наших глазах как будто оживают картины ее романа — из-за протестов афроамериканцев название романа будет изменено на «Их было десять». «Мы не должны использовать термины, которые могут задеть кого-то, — так нужно себя вести в 2020 году», — заявил потомок Кристи Джеймс Причард, владеющий правами на ее издания. Он буквально слово в слово повторил мысли из знаменитого монолога героя антиутопии Рэя Брэдбери – начальника пожарной команды Битти.

Красной строкой в серии вечеров прошла тема «Роль книги в современном обществе». В центре программы «Сбывшиеся предсказания великих писателей» оказались книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фарингейту», рассказ этого же автора «Улыбка» и рассказ Айзека Азимова «Робби».

Книги в прекрасном полиграфическом и художественном оформлении были показаны на большом экране и вызвали восхищение зрителей. В отзывах они писали: «Книги, которые мы увидели — очень хороши, а судьба книги фантастически актуальна в наше, все более нечитающее время. Ведущая, являющаяся автором этого замечательного проекта — директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Панкова (на фото), проникновенно-душевно рассказывала о книге, о литературе. И есть чему благоговейно внимать: мы погружаемся в калейдоскоп исторических событий, войн, революций. Мир стремительно и неудержимо менялся».

И вот на этом фоне выкристаллизовывался талант писателей-юбиляров и их антивоенная, антифашистская позиция, и они очень точно отразили и осмыслили это противоречивое и драматическое время в своих книгах.

Зрители посмотрели литературные композиции, отрывки из знаменитых произведений в блистательном исполнении артистов московских театров: театра «Сфера» Павла Гребенникова; артистки «Центра драматургии и режиссуры» Натальи Худяковой, артиста Малого театра Игнатия Кузнецова. Музыкальная составляющая программы отвечала вкусам самых изысканных ценителей искусства: арии из опер Верди, Гуно и Пёрселла, произведения Дебюсси и Пуленка, Шуберта и Штрауса, фрагменты из известных американских мюзиклов Дж. Керна, Роджерса и Харта в прекрасном исполнении ведущих солистов «Новой оперы» — заслуженной артистки Республики Башкортостан Ольги Терентьевой и лауреата международных конкурсов Дмитрия Орлова. Аккомпанировала им лауреат международных конкурсов, концертмейстер театра «Новая Опера» Юлия Банькова (фортепиано).

Пандемия, конечно, внесла свои жёсткие коррективы в проведение программ, все сидели в масках на положенной социальной дистанции. Но тем не менее зрители в отзывах благодарили организаторов программ за возможность прикоснуться «к светлому и вечному», писали, что после таких вечеров, которые как «глоток свежего воздуха», им хочется жить и читать.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Belfleur
22.11.2020 10:14
Спасибо за нужную и интересную работу. С этой эпидемией культура очень пострадала... Хорошо, что хоть в регионах дают возможность проводить и посещать такие мероприятия.

Эксклюзив
23.11.2020
Святослав Князев
Киевский режим становится всё более людоедским.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».