Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 сентября 2019
Что дурно, то и потешно

Что дурно, то и потешно

Одной из самых дискуссионных тем в российском театре стало искажение классики
Валерий Панов
13.01.2016
Что дурно, то и потешно

Последние года два хожу в театр с опаской: боюсь нарваться на, извините, нетрадиционный спектакль. То есть такой, где исключительно мотивацией и волей режиссера-постановщика классика переосмысливается, адаптируется к реалиям, преподносится зрителям, так сказать, в новом прочтении (режиссера, разумеется). В этой связи нелишне вспомнить сцену в «Ревизоре» Гоголя, где ничтожнейший Хлестаков разглагольствует о  литераторах. И говорит: «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: “Ну что, брат Пушкин?”  –  “Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как-то все…” Большой оригинал».

Сегодня впечатление такое, что «на дружеской ноге» с классиками все или почти все российские театральные деятели. Потому я неоднократно, извините, нарывался на «нетрадиционное прочтение». И даже пытался по-своему выражать протест. Когда, скажем, в «Кармен» на малой сцене Большого театра массовка, сплошь состоявшая из модных девушек, выкатилась на сцену на «роликах», а потом – пикадоры на велосипедах, ушел после первого акта. Когда в «Ленкоме» действие «Бориса Годунова» в интерпретации небезызвестного Константина Богомолова было перенесено в современный Кремль, зазвучали откровенные намеки (и прозрачные параллели!) на нынешнюю российскую власть, на Патриарха, а на огромных мониторах над сценой появились титры «Народ – тупое быдло», демонстративно покинул зрительский зал незадолго до окончания спектакля. Никто не возмутился, не сделал мне замечания, наоборот, некоторые быстро последовали за мной. Они тоже были «травмированы» спектаклем.

В «Ленком» я больше не ходок. В «Геликон-оперу», наверное, тоже. Здесь, к моему большому удивлению, на постановке «Свадьбы Фигаро» по рядам разносили стопки водки с традиционно русской закусью: ломоть хлеба, прикрытый килечкой (или шпротом, кому повезло).

После чего подвыпившая публика воспринимала все «на ура!». И кукольный замок на авансцене высотой метра полтора. И табличку на фасаде с надписью «For sale»… И – тому подобные «новации».

Оригинальной осталась только музыка. Правда, увертюра сопровождала видеоролик (или наоборот)  натурных съемок замка и кинохронику предыдущей жизни героев (из более раннего спектакля трилогии). Один театральный критик написал потом: «“Свадьба Фигаро” в постановке Дмитрия Бертмана – это не только комедия положений с гениальной музыкой Моцарта, но и спектакль о проблемах мультикультурной Европы». И, не мудрствуя лукаво,  заголовок придумал соответственный: «Новаторский взгляд на знаменитую трилогию Бомарше-Моцарта». Как говорится, простенько, но со вкусом. Прочие служители Талии (или Мельпомены) сочинили похожие опусы. Чего ж и дальше не творить (вытворять) при таком-то сплошном «одобрямсе»?

И творят, то есть вытворяют в меру своих сил (или испорченности?).  Недавно в театре «Геликон-опера» состоялась премьера оперы «Садко». Критик Майя Крылова отметила: «К партитуре Римского-Корсакова обратился глава «Геликона» Дмитрий Бертман». А далее позволю себе процитировать автора рецензии, которая тонко подметила «находки» режиссера. Вот, например: «Сплав переосмысленных народных мотивов и авторской, слегка «вагнеровской» фантазии…». Или: «…и мир горний, откуда, по сюжету, звучит мистический глас, превращающий подводную царевну в новгородскую реку, а загулявшего на дне Садко – обратно в земного жителя». И самое интересное: «Садко в полотняной паре похож на фолк-рок-певца, его гусли подозрительно смахивают на гитару. И вообще, он мужик простой: надоело нытье жены Любавы (острохарактерное меццо Юлии Светозаровой) – по зубам ей, да так, чтоб свалилась на пол».

И далее – точное описание изуродованного до неузнаваемости классического фрагмента: «Во сне ты богатый пацан, и к твоим словам подобострастно прислушиваются. Развалившись, как свой, за столом, где заключают сделки, ты велишь иноземным гостям-миллионерам спеть о родинах (звучат знаменитые «Не счесть алмазов в каменных пещерах» и «О скалы грозные дробятся с ревом волны»). Когда веденецкий гость поет, присутствующим раздают карнавальные маски, и начинается гулянка с девочками. Индийский гость машет пальцами в перстнях, народ, как завороженный, не может оторвать глаз от блеска красивой жизни. Волшебная сказка перетекает в социальную сатиру».

И при чем тут Римский-Корсаков, спрашивается? Если и вспоминать его, то, максимум, в соавторстве  с Бертманом, а на афишах писать: «Бертман & Римский-Корсаков».

А в целом заметки критикессы совпадают с моими наблюдениями, выводы, правда, разные. Ей явно нравится сцена, где: «Новгородцы (вышколенная труппа и поет, и танцует) одеты в весьма условные кафтаны с зипунами, под которыми – глянь! – современные брюки с жилетами и галстуками». Мне – нет. Да и не только мне не  нравятся режиссерские «упражнения» с классическими произведениями. Еще свеж в памяти прошлогодний скандал, связанный с постановкой в Новосибирском театре «Тангейзера» Тимофея Кулябина.

Напомним, что поставленный в декабре прошлого года «Тангейзер» был обвинен митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном  в оскорблении чувств верующих. Прокуратура возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера спектакля Тимофея Кулябина, однако суд прекратил дела в связи с отсутствием состава преступления. Тем не менее, Мездрич был уволен со своего поста, его место занял директор Михайловского театра Владимир Кехман, который и снял спектакль с репертуара.

А потом спектакль был награжден двумя «Золотыми масками» (так, мол, решили участники голосования на сайте «маски»). После чего руководство Российского национального театрального фестиваля «Золотая маска» выступило с заявлением в связи с обвинениями в нарушении нравственных норм, русофобии, «презрении к истории нашей страны» и пропаганде «чуждых нам ценностей», прозвучавшими от первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова на совещании министерства в Туле.

Это при том, что научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева даже проводил экспертизу театральных постановок Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, чтобы выяснить, искажены ли классические тексты, положенные в основу спектаклей, сообщали «Известия» еще в марте. Планировалось проверить три постановки «Мертвые души» Серебренникова в «Гоголь-центре», «Карамазовых» Богомолова в МХТ имени Чехова и его же «Бориса Годунова» в театре «Ленком». Инициатором экспертизы выступил Независимый профсоюз актеров театра и кино. Председатель профсоюза Денис Кирис сказал тогда «Известиям» «…с начала 90-х у режиссеров пошла мода на «адаптирование классики к современным условиям», когда, например, в классических произведениях появлялись то геи, то лесбиянка, то ещё какой-нибудь сброд».

И уточнил: «Режиссер Серебренников и по сей день любит искажать и переворачивать с ног на голову классические произведения… Пусть лучше он подписывается под своими театральными «шедеврами» своей фамилией, а не кидает тень на великих русских классиков!»

Чем закончилась эта проверка, мне не известно, результатов ее обнаружить не удалось. Но, судя по тому, как отнеслись к ней проверяемые режиссеры, думаю, что ничем, сиречь сотрясением воздуха. Так, Серебренников на весть об экспертизе его спектакля сказал, в частности, «Известиям»: «Ну, людям делать нечего, у каких-то мракобесов обострение. Сейчас такой консервативный тренд, это очень популярно». А Богомолов жестко заявил: «Я действия идиотов комментировать не буду. И свое время тратить на них не стоит».

Кстати, тоже лауреат «Золотой маски», руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в интервью одному петербургскому изданию говорил недавно: «… мне, православному человеку, очень обидно, что церковь участвует в таком кликушестве, а иногда и выступает его инициатором. Я вообще считаю, что эти истории со всевозможными «оскорблениями чувств верующих»,  частью придуманные и высосанные из пальца. Видимо, кому–то это сейчас выгодно». И на вопрос «Придуманные политиками или самой церковью?» ответил: «Думаю, теми и другими. К сожалению, в данном случае церковь и политики идут в обнимку».

А я думаю, что православный человек сказал бы не так. Но – это его мнение, на которое он, безусловно, имеет право, также как и я на свое.  Но меня зацепила его фраза о том, что «кому-то это сейчас выгодно».  Не надо строить из себя «бедную овечку»: очень нетрудно догадаться, кому именно и зачем. В нынешней России, где заявлено о следовании традиционным ценностям, ряд участников художественных сообществ, а также их кураторы и поклонники формируют некую культурную оппозицию, можно даже сказать, контркультурный фронт, стремясь распространить и утвердить в нашей стране ценности западной постмодернистской культуры.

Не случайно и не красного словца ради одной из самых дискуссионных тем в отечественном театре стало искажение классики. Установки, декларируемые со сцены, получают подчас большой общественный резонанс. И театральные пьесы – далеко не безобидные забавы.

Напомню, что «Тангейзер» Кулябина начинается с имитации полового акта на фоне Креста, а в «Пробуждении весны» Серебренникова зрителям демонстрируется секс в гробах.

Кстати, Серебренникову волей бывшего главы Департамента культуры Москвы достался реконструированный театр им. Гоголя. Пардон, театр давно переименован на американский лад и сейчас называется  «Гоголь-центр».

Продолжает «творить» и главный режиссер Новосибирского театра «Красный факел»  Т. Кулябин. В одной из рецензий, названной удивительно точно «“Три сестры”: жутко тихо и запредельно близко», - было сказано: «Режиссер Тимофей Кулябин, взволновавший страну своей постановкой оперы «Тангейзер», теперь представил свою интерпретацию пьесы Антона Чехова «Три сестры». Классический текст сохранен в первозданном виде столетней давности и присутствует на сцене в буквальном смысле слова в виде субтитров. Оригинальность постановки по крайней мере, для новосибирских подмостков, состоит в том, что артисты объясняются друг с другом на жестовом языке глухих». Здесь, что называется, комментарии излишни…

Творит он еще и в других театрах, например в Театре наций. И говорит: «Для меня в театре не существует абсолютно никаких границ…» «Легкость в мыслях необыкновенная!», – говорил и Хлестаков.) И далее: «Русский театр все-таки в большей степени актерский. Русский артист, наверное, лучший в мире по своей внутренней “конструкции”. Но одновременно он зачастую лентяй жуткий, необразован, алкоголик, завистник». (И никто не обиделся!) А потом: «Мне важно, чтобы в зале были молодые люди, мои ровесники». (Сырая глина, так сказать.) Ему, к слову, 30 лет, ставить спектакли начал с 2006 г. Взлет удивительный при его, скажем так, нетрадиционном подходе к классическим произведениям.

И последователями уже обзавелся. Первый ТВ-канал России недавно с помпой объявил, что на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля, поставленного  по роману Достоевского «Идиот»  в жанре, только представьте себе, черной клоунады. При этом князя Мышкина играет литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, а женские роли исполняют мужчины, что вполне в духе европейских, так сказать, ценностей.  Как сообщили СМИ, молодой режиссер Максим Диденко считает необходимым возродить культуру клоунады, а в самом Достоевском видит близкого к этому жанру остроумного и ироничного человека. Ну а его герои, по мнению режиссера, вполне уютно себя чувствуют и в стиле черной клоунады, и в окружении современных медиа-инсталляций.

Хотелось бы спросить: «Не ошиблось ли это «юное дарование» в свое время дверью, может, ему в цирк надо было?..», но худрук театра Евгений Миронов разделяет концепцию молодого коллеги. К тому же СМИ писали, что «билеты на премьеру разбираются быстро». Нет, все-таки совершенно справедливо на Руси издавна говорили: «Что дурно, то и потешно»…

Вообще, «переосмысление» в сегодняшнем российском театре стало весьма заметным явлением. Суть его и тенденции, с моей точки зрения, наиболее зримо отражают приведенные выше некоторые примеры, хотя им, увы, несть числа – от Москвы и до самых до окраин, куда постепенно и перебираются «интерпретаторы», корежа, искажая, развращая теперь сознание российской глубинки. Столичным театралам сознание они уже извратили в достаточной мере и кого-то из них надолго отвратили от «храма искусств», коим и надлежит быть театру, а многим успели привить комплекс неполноценности перед «цивилизованным миром», где постмодерн торжествует, чтобы на этой почве взращивать в России западные «демократические стандарты».

А как же «разумное, доброе, вечное», которое, по идее, должно сеяться с театральной сцены? Этот вопрос остается пока без внятного ответа.

И вспоминается монолог из фильма «Старшая сестра» шестидесятых годов века минувшего, где героиня (Татьяна Доронина) трогательно вопрошает, обращаясь ко всей стране и к каждому в отдельности: «Вы любите театр?.. Вы любите театр так, как люблю его я?». Времена изменились, и сегодня, думаю, пока не поздно, нужно задаться другим вопросом: «Вы любите “такой” российский театр?».

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
Евгений
21.02.2016 15:58
Наверное ни для кого не секрет, что против России ведётся информационно психологическая война.
Где ведётся ? Панов ясно показал одно из  полей её битвы и её окопы, т.е. русское культурное наследие, театры и их спектакли.
Кто ведёт её против русской культуры , против русской души и духа?
Имена названы, золотые маски сорваны. Под ними в очередной раз оказались агенты обезьяны Бога, мерзопакасники не способные на высокое творчество, но не для высокого их и подряжали. Удел их низких душ тащить за собой в бездну, а не выводить из бездны.
"ВОЙНА - ИСКУССТВО ОБМАНА"
Тем более война информационно психологическая ! Люди, будьте бдительны ! Берегите безсмертную душу !
var
16.01.2016 21:37
Просто напомню ВЕРЕ, что были времена, когда церковь отказывала лицедям в таинстве погребения.
Видится мне, неспроста.
Ирина
16.01.2016 18:24
Браво, Павел Труханов! Согласна с Вами полностью!!!
Топчий
15.01.2016 13:28
Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как  известно, в 1927
году при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились трапеции
с голыми боярами,
М.Булгаков. Роковые яйца.
  
Умберто Эко заметил, что после того, как  новаторские произведения  часто вызывали скандал, произошла инверсия, и любой скандал стали воспринимать как выдающееся произведение.
  От себя добавлю, что в результате не стало ни того, ни другого
Лесник
14.01.2016 9:29
         Когда сказать нечего приходится визжать.
СССР
14.01.2016 8:52
Ну,а я все про старое.Ну когда отвечая на вызовы современного "искусства"духовной жихни,образования,медицины мы начнем обращаться к первоисточникам? Ну к такому как документ по деморализации советского народа "план Даллеса"такое ощущение,что все критики нынешнего духовного и культурного уровня нашего народа,пытаются отбросить первоисточники и награмождают свои "теориии"которые только отводят людей от реальностию Первый иссточник- грех измены и предательства,советского народа Родине,чиновников Конституции,военных Присяге СССР.От этого первоисточника греха берет начало и доктирина Даллеса и нынешние постановки в театрах,убийсва в больницах
Павел Труханов
14.01.2016 5:13
http://www.pravda.ru/politics/parties/other/12-01-2016/1288549-retro-0/
Вот он - вопль демшизы.
С чего начал этот передовой режиссёр? Правильно – с переименования театра имени великого  русского, что немаловажно,  писателя.  Он коварно превратил обиталище Мельпомены в  подобие  пищеблока, где подают некий питательный гоголь – моголь. Оно и хорошо, ибо народ бы шёл по-прежнему на Гоголя, а нарывался бы на моголя.  Но, пардон, несколько вопросов.  Кто допустил подмену? Что за баланду готовит этот пищеблок на народные деньги? И главный вопрос – ЗАЧЕМ.
А затем же, смею предположить, зачем
- был профинансирован «Небо, девушка, самолёт»  в противовес «Ещё раз про любовь»
- была профинансирована мультяха «Маша и медведи» в противовес старому доброму и одноимённому.
- была профинансирована мультяха «Приключения Алисы» в противовес « Тайне третей планеты»
- за наши гроши, не на деньги олигархов был изуродован «Тихий дон» совсем недавно
Ценю ваше время, каждый сможет продолжит этот список, который объединён по одному признаку – в нём собраны вещи , травмирующие не только психику, они рассыпают панорамную картину  мироустройства на несочетаемые  пазлы,  выхолащивают душу и гипертрофируют органы пищеварения и совокупления (не путать с детородными).
Разве мне одному выть хочется от 90% всех этих  попыток прильнуть к «Старым песням о главном»,  «Точь в точь»…?
Всё, что они делают о нынешнем времени, о периоде после «Переворота 91» - чернуха, порнуха, залепуха, кровь, грязь, мерзость, у них получается достоверно.
Но ведь  и всё, что они делают «не по мотивам» о прошлом времени автоматически покрывается аккуратным слоем того же дерьма.
Совсем другое дело, когда они творят «ремейки». Тут всё гораздо тоньше. Тут продумано. Цель такова. Выявить самые смотрибельные и безусловные шедевры эпохи - мишени, изготовить  пласт массовые (пробел тут к месту) копии потребного им качества и осуществить подмену. Именно под эту цель были приватизированы кино и мульт архивы и система проката, что бы там не говорили за нерентабельность этих отраслей на заре девяностых.
Как это делается? Расскажу. Была в самом начале девяностых такая замечательная музыкальная группа «Русские», состав был –  одаренные парни, на мужиков похожи и далеко не уроды.  Даю подсказку  по словам одной из песен …  «ну и что, что кому-то летать, а кому-то ползать…». Имели неосторожность в числе прочих исполнить песню «Русские идут» с национальным подтекстом. И исчезли тут же. Зато появился их клон с таким же названием, но гламурным  унисекссоставом, осклизлыми голосами, перепевшими весь репертуар подлинной группы в свойственной гламуру манере, в том числе и пресловутую «Русские идут», но уже под спортивный стёб.  Вспомнил я о них случайно году в 2010, полез в Ютюб, набрал в поисковике название группы и песню – высыпалось страниц 20 и только в самом конце нарыл пару подлинников, всё остальное «засыпано» гламуром,  пародиями, заблокированными роликами.  Проверьте, когда не лень.
Нельзя не заметить  - контрсистема упрямо создаёт контркультуру. Не массовую культуру, а именно контр. На это заточено всё - грантопотоки, рейтинговая селекция, разнообразные сита предварительных смотрин, от лояльности и кошелька спонсора до ориентации соискателя, репертуарные и стилистические предпочтения, а теперь и политические пристрастия. Нас не должно убаюкивать редкое появление по телеку Ваенги, Архиповского, Митяева,наличие Сумишевского... Богушевской в интернете и их отсутствие в телевизоре. Не они доминируют и не они формируют. Формируют непоющие и не играющие формирователи смыслов - клерки. А они - чужие. Исчез Кулистиков - хорошо. Не исчезла при наличии неоспоримого повода шустрая грузинская гречанка - глава спортивного канала, чей подчинённый фактически сдетонировал запрещение михалковского Бесогона.
Отсюда искренняя тревога «выдающегося режиссёра» - от понимания неистребимости народной потребности в подлинниках. Этот факт не умещается в их черепа. Они обязаны это пресечь, иначе конец эрзацу, а стало быть и им тогда конец.  А нам – начало.
Парфёнов в этом контексте – мнимый крайний, таким образом они маскируют наличие общественного заказа и срывают зло и презрение,  адресованное  массам. Эпоха грубого,немаскированного презрения,  характерное для таких представителей демшизы,  как Хакамада, Алик Кох или Толя Чубайс канула в лету. Теперь презирают и ненавидят гораздо филиграннее.
Но в принципе ни чего нового.  Общественный раскол очерчивает страну по тем же линиям, что и всегда  -  между паразитами и трудящимся народом. Он просто обрёл глубину и перешёл в стадию необратимости. За нами численность, желание  жить и плодиться. За ними внешние и внутренние коммуникации и желание жить и наслаждаться. Тут – кто кого. Не берусь публично предсказывать исход, но что-то мне подсказывает  - наша возьмёт.
Елена
13.01.2016 23:20
Я тоже не была в Геликоне. Раньше любила театр, а сейчас не хожу. Дело в том, что ни дармовая водка, ни голые в постели меня не интересуют, во всяком случае в театре. Для всего есть своё место. Когда из театра делают балаган, эпатировать, шокировать, любыми способами зазвать стараются, это говорит о творческой импотенции. Если режиссёру нечего сказать зрителю, это трудно скрыть. Вот зритель и не ходит. Может  "в консерватории" что-то надо поправить, как говорил Райкин?
ирина
13.01.2016 23:19
Как я поняла Николая Фёдорова, надо по рядам разносить правильные напитки. На Свдьбе Фигаро - коньяк и сыр с джемом. А в Летучей мыши- что?
игорь
13.01.2016 22:33
Появился целый ряд очень "оригинальных" режиссеров на спектакли которых ходит не менее "оригинальная" публика. Ввиду поощрения таких театров руководителями разных уровней, то спрос на такие "изюминки" будет только увеличиваться. Но это уже вопрос психического состояния задействованных здесь людей и мало надежд на какие-либо положительные изменения.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».