Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024

Закат Венеции

Легендарный город гибнет из-за чрезмерной коммерциализации и наплыва туристов
Ирина Баранчеева, Рим
09.08.2011
Закат Венеции

Можно ли представить себе Италию без Венеции? Однако тысячи туристов со всего мира, которые устремляются в этот сказочный город, и не подозревают о том, какой наносят ему непоправимый ущерб.

Дикий туризм, гибнущая лагуна, распроданные исторические дворцы, природа, превращаемая в цемент, каналы, ставшие водными шоссе – вот лишь неполный перечень проблем, которые могут в короткий срок окончательно разрушить особую атмосферу города, воспетого на протяжении веков художниками и поэтами.

Именно поэтому организация «ItaliaNostra», ответственная за сохранение итальянского культурного и природного наследия, при поддержке ЮНЕСКО начинает свою «битву за Венецию», против чудовищной коммерциализации. «Город подвергается беспрецедентной атаке со стороны предпринимателей, - говорится в официальном заявлении «ItaliaNostra». – Скоростная железная дорога, метро под лагуной, промышленный порт, небоскребы, всевозможные гостиницы и коммерческие центры превратят Венецию в парк развелечений для случайных приезжих. Ее центр рискует быть задушенным миллионами туристов, а земли, окружающие город, будут заняты цементными постройками, которые уничтожат природу и лагуну».

Головной болью остается проект строительства промышленного порта, который обещает стать «самым большим офшорными портом планеты». Луиджи Д’Алпаос, доцент факультета гидродинамики Падуанского университета, считает, что осуществление проекта нанесет сильнейший удар по морфологии Венецианской лагуны. Если в XVII веке пространство так называемых «барен», то есть окружающих Венецию земель, защищающих ее от наводнений, было равно 255 кв. км., то к 1970 году оно уменьшилось до 64 кв. км., и, если не принять срочных мер, то лагуна с ее особым подводным миром исчезнет, превратившись в придаток моря.

Кроме того, отдельный порт предполагается построить и для круизных лайнеров нового поколения длиной в 360 метров, способностью вмещать до 5 тысяч туристов. Огромное двухэтажное здание будет обладать суперпричалами и местом для того, чтобы гигантские корабли смогли совершать свои маневры.

Венеция уже и так задыхается от переизбытка больших кораблей, как пассажирских, так и грузовых, которые при движении измещают большое количество воды, что пагубно отражается на зданиях и исторических памятниках города.

Глобальное потепление и без того провоцирует поднятие уровня моря. Лагуна теряет свои вековые характеристики. Поэтому необходимо уменьшать, а не увеличивать глубину индустриальных каналов и входов в порты.

Когда огромные суда проплывают по каналам Венеции, в зданиях дрожат стекла. В 2004 году немецкий круизный лайнер «Мона Лиза» сел на мель напротив собора св. Марка, спровоцировав немало проблем.

Крупные корабли значительно загрязняют город. Немалый вред наносят и роскошные яхты миллионеров, которые устремляются в Венецию во время всевозможных светских мероприятий, таких, как знаменитый Венецианский кинофестиваль. Не последнее место среди них занимает «плавучий дворец» Абрамовича.

«ItaliaNostra» намерена бороться и против строительства нового коммерческого центра «TesseraCity» со стадионом, казино, гостиницами, магазинами и парковкой на 27 тысяч машин, а также возведением неподалеку небоскреба высотой в 65 метров. Этот мегацентр должен быть возведен на бывших сельскохозяйственных территориях, скупленных за бесценок дельцами с целью превратить их в земли под застройку и получать быструю прибыль.

Чтобы соединить центр с Венецией, придется провести новую скоростную железнодорожную линию и метро, которое частично пройдет под лагуной. Оба проекта чрезвычайно дорогостоящи, поэтому муниципалитет Венеции вынужден будет взять значительную часть расходов на себя, а следовательно, они лягут на плечи налогоплательщиков, тогда как выгода пойдет исключительно в карманы предпринимателей.

Большое опасение вызывает и то, что прокладка подземных туннелей для метро затронет слой окаменевшей глины, на которой держится дно лагуны и составляющие город острова.

Но самый болезненный вопрос – это необходимость значительно уменьшить приток туристов в Венецию.

То, что город в последние десятилетия посвящает себя исключительно обслуживанию приезжих, заставляет многих жителей покидать его. Венеция вымирает. Дворцы превращаются в гостиницы, дома – в bed&breakfast.

Более 80% деятельности исторического центра так или иначе связано с туризмом. В 1950 году в городе проживало 175 тысяч человек, в 1988 году – уже 90 тысяч, сегодня осталось всего 60 тысяч человек, и это количество неуклонно уменьшается. И если почти двадцать пять лет назад социологические исследования указывали на «оптимальную» цифру присутствия 33 тысяч туристов в день, то сейчас их число приблизилось к 60 тысячам человек.

«Венеция – это не город, а символ, место для души», - заметил итальянский писатель и поэт Тициано Скарпа. Для того, чтобы спасти «душу города», необходимо отказаться от крупномасшатбного строительства и развивать в Венеции образование, науку, искусство и культуру.

Город – это не только стены, но и каждодневная жизнь, состоящая из разнообразия людей и человеческих отношений. Сегодня Венеция, как и вся Европа, переживает кризис, который затронул не только экономику, но и общественную жизнь. Общество мучительно ищет ответ на вопрос, как выйти из этого кризиса, и все отчетливее понимает, что опираться нужно прежде всего на моральные ценности. Как заметил президент итальянского отделения «WWF» Стефано Леони: «Когда человек не видит будущего, он «сжирает» настоящее».


Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.