Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2019
Вместе с Россией и Китаем

Вместе с Россией и Китаем

Значение Шанхайской организации сотрудничества для стран Центральной Азии
Леонид Гусев
30.01.2007

Среди региональных образований с участием центрально-азиатских государств на настоящий момент одним из наиболее перспективных и довольно действенных является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Привлекательность ШОС заключается в том, что в ней участвуют сразу две державы, стремящиеся к доминированию в Центральной Азии - Россия и Китай. Для Центрально-азиатских республик участие в ШОС дает возможность привлечь военно-политические ресурсы этих стран для отражения таких угроз, как религиозный экстремизм и терроризм.

Конкуренция между Россией и Китаем, как отмечает эксперт Узбекского института стратегических исследований при Президенте Республики Узбекистан Рустам Бурнашев, "позволяет снять риск, что форум будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-нибудь внерегионального центра силы". Это основной мотив участия центрально-азиатских стран в деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Как отмечает в этой связи заместитель директора Института востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан Санат Кушкумбаев, "создание ШОС - это признание Москвой Центральной Азии зоной геостратегических интересов КНР. В силу того, что РФ не обладает достаточными экономическими ресурсами для поддержания своего геополитического влияния в Центральной Азии, Москва разделяет с Пекином часть ответственности за региональную стабильность".

#comm#Кроме того, ШОС не стремится в своей деятельности к антизападной направленности, более того организация пытается выйти за рамки военной составляющей (это касается обеспечения безопасности стран-членов), постоянно расширяя тематику сотрудничества между странами - участницами данного объединения.#/comm#

В то время как ОДКБ фактически стала полномасштабной военно-политической организацией по типу бывшего Варшавского договора, в настоящее время имеет постоянно действующие органы. Ожидается также существенное изменение в подходах к военному сотрудничеству между членами ОДКБ в случае вероятной агрессии в отношении кого-либо из них со стороны третьих государств. Так, если в рамках ДКБ в случае угрозы одной из сторон соответствующими соглашениями были предусмотрены лишь обязательные консультации, то в ОДКБ уже будет вступать в силу статья договора, обязывающая оказать военную помощь. Иная ситуация в ШОС. Здесь, как уже отмечалось, страны отстаивают свою безопасность, противостоя религиозному терроризму и экстремизму.

Шанхайская организация сотрудничества привлекательна еще и тем, что она объединяет лишь те страны, которые наиболее сильно заинтересованы в пресечении экстремизма и терроризма и других сопутствующих угроз региональной безопасности и стабильности (по мнению экспертов Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан). ШОС ориентирована на пресечение "новых угроз безопасности". Как отмечают узбекские аналитики, "в регионе идет перераспределение влияния от правительств к неправительственным факторам - значительное воздействие на безопасность в регионе оказывают элиты и клановые группы, ведущие борьбу за власть или влияние на нее, а также отдельные экстремистские и террористические группы, которые используются ими. В Центральной Азии возникла ситуация, когда шансы влияния на политические решения приобретают даже микроскопические экстремистские группировки. Действия ни по одной из этих угроз Договор о коллективной безопасности в формате 1992 года не регламентировал"

Также в рамках деятельности ШОС страны Центральной Азии могут направить основные усилия внутрь Центрально-азиатского региона, и тем самым преодолеть разобщенность внутри него. Для трех Центрально-азиатских республик (Казахстана, Киргизии и Таджикистана) участие в деятельности ШОС предпочтительно в том смысле, что они вместе уравновешивают военный потенциал и региональные амбиции Узбекистана. Ташкент до 11 сентября неоднократно пытался закрепить за собой единоличное право быть стратегическим партнером и союзником развитых зарубежных стран, в первую очередь США, в регионе, что позволяло ему увеличить размеры иностранных инвестиций и кредитов, получить надежные военные гарантии и т.д. В какой-то мере он демонстрировал это России, а также Китаю. Возможно, что Узбекистан учитывал тот факт, что как для США, так и для России он необходим в качестве своего рода плацдарма для воздействия и контроля за развитием ситуации в Центральной Азии. Тем более, что после 11 сентября Узбекистану начали отводить ключевую роль в поддержании стабильности в Центральной Азии. Опасаясь того, что в сложившихся новых реалиях Узбекистан мог открыто претендовать на статус регионального центра сил и притяжения, участие в ШОС позволило другим Центрально-азиатским республикам активизировать свою региональную политику и косвенно осуществлять контроль и влияние на политику Узбекистана в регионе. Таким образом, фактор внутри- региональной конкуренции, особенно обострившийся после событий 11 сентября и войны США в Ираке, еще более повысил значимость и престиж Шанхайской организации сотрудничества.

#comm#Но вышеперечисленное не означает, что Шанхайская организация сотрудничества обладает исключительным преимуществом по сравнению с другими механизмами обеспечения региональной безопасности. #/comm#

У Центрально-азиатских республик нет какой-либо конкретной и продуманной стратегии, как по отношению к ШОС, так и к другим региональным военно-политическим проектам, поскольку государства Центральной Азии при выработке собственной внешней политики руководствуются больше определенными конъюнктурными соображениями, чем какими-либо долгосрочными интересами. Без всякого сомнения, значение ШОС для Центральной Азии в последние годы возросло, однако это еще не означает, что страны Центральной Азии разочаровались в существующих других механизмах безопасности. Значение ШОС растет постольку, поскольку с американским военным проникновением в регион появилась возможность для закрепления интересов тех внешних игроков, которые фактически присутствуют в данном регионе, и обладают теми или иными рычагами влияния на ситуацию в Центральной Азии. Для руководства государств Центральной Азии появление американских военных баз поначалу было неожиданностью, однако спустя некоторое время, они поняли, что это хороший шанс, так как вместе с появлением американских солдат в Центрально-азиатском регионе возникают новые альтернативы. ШОС, ОДКБ и НАТО нужны для Центральной Азии в качестве альтернативы, для достижения новых источников ресурсов, которые позволят сохранить власть правящим элитам стран Центральной Азии.

Центрально-азиатский регион привлекает большое внимание из-за своих природных ресурсов, включая большие запасы энергии. Самое главное для государств этого региона – обеспечение стабильности и безопасности, особенно в свете событий в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 года и угроз, исходящих из Афганистана. Можно заключить, что ШОС как раз и стремится гарантировать стабильность и безопасность своих членов.

В настоящее время ШОС может приложить усилия для обеспечения экономического развития своих членов. Экономическое развитие, в конечном счете, должно привести к лучшему обустройству жизни для народов этих стран.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».