Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Вместе с Россией и Китаем

Вместе с Россией и Китаем

Значение Шанхайской организации сотрудничества для стран Центральной Азии
Леонид Гусев
30.01.2007

Среди региональных образований с участием центрально-азиатских государств на настоящий момент одним из наиболее перспективных и довольно действенных является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Привлекательность ШОС заключается в том, что в ней участвуют сразу две державы, стремящиеся к доминированию в Центральной Азии - Россия и Китай. Для Центрально-азиатских республик участие в ШОС дает возможность привлечь военно-политические ресурсы этих стран для отражения таких угроз, как религиозный экстремизм и терроризм.

Конкуренция между Россией и Китаем, как отмечает эксперт Узбекского института стратегических исследований при Президенте Республики Узбекистан Рустам Бурнашев, "позволяет снять риск, что форум будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-нибудь внерегионального центра силы". Это основной мотив участия центрально-азиатских стран в деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Как отмечает в этой связи заместитель директора Института востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан Санат Кушкумбаев, "создание ШОС - это признание Москвой Центральной Азии зоной геостратегических интересов КНР. В силу того, что РФ не обладает достаточными экономическими ресурсами для поддержания своего геополитического влияния в Центральной Азии, Москва разделяет с Пекином часть ответственности за региональную стабильность".

#comm#Кроме того, ШОС не стремится в своей деятельности к антизападной направленности, более того организация пытается выйти за рамки военной составляющей (это касается обеспечения безопасности стран-членов), постоянно расширяя тематику сотрудничества между странами - участницами данного объединения.#/comm#

В то время как ОДКБ фактически стала полномасштабной военно-политической организацией по типу бывшего Варшавского договора, в настоящее время имеет постоянно действующие органы. Ожидается также существенное изменение в подходах к военному сотрудничеству между членами ОДКБ в случае вероятной агрессии в отношении кого-либо из них со стороны третьих государств. Так, если в рамках ДКБ в случае угрозы одной из сторон соответствующими соглашениями были предусмотрены лишь обязательные консультации, то в ОДКБ уже будет вступать в силу статья договора, обязывающая оказать военную помощь. Иная ситуация в ШОС. Здесь, как уже отмечалось, страны отстаивают свою безопасность, противостоя религиозному терроризму и экстремизму.

Шанхайская организация сотрудничества привлекательна еще и тем, что она объединяет лишь те страны, которые наиболее сильно заинтересованы в пресечении экстремизма и терроризма и других сопутствующих угроз региональной безопасности и стабильности (по мнению экспертов Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан). ШОС ориентирована на пресечение "новых угроз безопасности". Как отмечают узбекские аналитики, "в регионе идет перераспределение влияния от правительств к неправительственным факторам - значительное воздействие на безопасность в регионе оказывают элиты и клановые группы, ведущие борьбу за власть или влияние на нее, а также отдельные экстремистские и террористические группы, которые используются ими. В Центральной Азии возникла ситуация, когда шансы влияния на политические решения приобретают даже микроскопические экстремистские группировки. Действия ни по одной из этих угроз Договор о коллективной безопасности в формате 1992 года не регламентировал"

Также в рамках деятельности ШОС страны Центральной Азии могут направить основные усилия внутрь Центрально-азиатского региона, и тем самым преодолеть разобщенность внутри него. Для трех Центрально-азиатских республик (Казахстана, Киргизии и Таджикистана) участие в деятельности ШОС предпочтительно в том смысле, что они вместе уравновешивают военный потенциал и региональные амбиции Узбекистана. Ташкент до 11 сентября неоднократно пытался закрепить за собой единоличное право быть стратегическим партнером и союзником развитых зарубежных стран, в первую очередь США, в регионе, что позволяло ему увеличить размеры иностранных инвестиций и кредитов, получить надежные военные гарантии и т.д. В какой-то мере он демонстрировал это России, а также Китаю. Возможно, что Узбекистан учитывал тот факт, что как для США, так и для России он необходим в качестве своего рода плацдарма для воздействия и контроля за развитием ситуации в Центральной Азии. Тем более, что после 11 сентября Узбекистану начали отводить ключевую роль в поддержании стабильности в Центральной Азии. Опасаясь того, что в сложившихся новых реалиях Узбекистан мог открыто претендовать на статус регионального центра сил и притяжения, участие в ШОС позволило другим Центрально-азиатским республикам активизировать свою региональную политику и косвенно осуществлять контроль и влияние на политику Узбекистана в регионе. Таким образом, фактор внутри- региональной конкуренции, особенно обострившийся после событий 11 сентября и войны США в Ираке, еще более повысил значимость и престиж Шанхайской организации сотрудничества.

#comm#Но вышеперечисленное не означает, что Шанхайская организация сотрудничества обладает исключительным преимуществом по сравнению с другими механизмами обеспечения региональной безопасности. #/comm#

У Центрально-азиатских республик нет какой-либо конкретной и продуманной стратегии, как по отношению к ШОС, так и к другим региональным военно-политическим проектам, поскольку государства Центральной Азии при выработке собственной внешней политики руководствуются больше определенными конъюнктурными соображениями, чем какими-либо долгосрочными интересами. Без всякого сомнения, значение ШОС для Центральной Азии в последние годы возросло, однако это еще не означает, что страны Центральной Азии разочаровались в существующих других механизмах безопасности. Значение ШОС растет постольку, поскольку с американским военным проникновением в регион появилась возможность для закрепления интересов тех внешних игроков, которые фактически присутствуют в данном регионе, и обладают теми или иными рычагами влияния на ситуацию в Центральной Азии. Для руководства государств Центральной Азии появление американских военных баз поначалу было неожиданностью, однако спустя некоторое время, они поняли, что это хороший шанс, так как вместе с появлением американских солдат в Центрально-азиатском регионе возникают новые альтернативы. ШОС, ОДКБ и НАТО нужны для Центральной Азии в качестве альтернативы, для достижения новых источников ресурсов, которые позволят сохранить власть правящим элитам стран Центральной Азии.

Центрально-азиатский регион привлекает большое внимание из-за своих природных ресурсов, включая большие запасы энергии. Самое главное для государств этого региона – обеспечение стабильности и безопасности, особенно в свете событий в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 года и угроз, исходящих из Афганистана. Можно заключить, что ШОС как раз и стремится гарантировать стабильность и безопасность своих членов.

В настоящее время ШОС может приложить усилия для обеспечения экономического развития своих членов. Экономическое развитие, в конечном счете, должно привести к лучшему обустройству жизни для народов этих стран.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..