Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024

Вешать на рее!

Успешные антипиратские операции секретно проводились еще советским ВМФ
Владимир Богданов
30.07.2008
Вешать на рее!

Нигерийские боевики добровольно отпустили восемь человек, в том числе двух российских моряков, захваченных на борту танкера «Бердж-Сисар» на прошлой неделе.

Никакого выкупа похитителям уплачено не было – такова предварительная информация. Официальный представитель нигерийской армии рассказал о деталях: на танкер напали около шестерых вооруженных людей на быстроходной лодке. Они ранили двух членов экипажа и забрали с собой восьмерых: русских, латвийцев и литовца.  

Обычно в этой стране на похищениях специализируются боевики «Движения за освобождение дельты Нигера» - ДОДН, впрочем, не брезгуют этим занятием и другие группировки экстремистского толка. Захваты заложников начались два с лишним года назад. За это время было похищено более двухсот иностранцев, в большинстве случаев их отпускали живыми и здоровыми после получения выкупа.

В последние дни боевики проявили повышенную активность: всего за 48 часов на воде и на суше были похищены 16 человек.

До последнего времени оставалась неизвестной судьба моряков, похищенных 24 июля со шведского судна «Геркулес». Это россияне - капитан и старший механик, украинцы - матрос и моторист, и поляк - повар. Нападение совершили вооруженные боевики на двух быстроходных катерах. Они сказали, что принадлежат к некоей «Армии освобождения», но никаких требований не выдвигали. И только в понедельник стало достоверно известно: моряки с «Геркулеса» освобождены. По словам советника посольства России в Лагосе Виктора Гончарова, «переговоры об освобождении вели правоохранительные органы Нигерии в тесном контакте с российским диппредставительством». На вопрос о том, был ли выплачен выкуп, дипломат округло заявил, что «информацией об условиях освобождения посольство не располагает». Позже он все же сказал: нигерийские подразделения правоохранительных сил освободили захваченных заложников в ходе спецоперации.  

ДОДН пока открещивается от последних «акций». Руководство движения заявило об этом в письме, направленном по электронной почте в агентство «Рейтер»: «Ни одно из наших подразделений не докладывало о похищениях. Но банды похитителей тоже приносят определенную пользу, хотя мы не одобряем их мотивы и образ действий». Заодно боевики «дельты» пообещали в ближайшие недели устроить серию взрывов на нигерийских нефтепроводах…  

Сообщения об атаках на торговые суда поступают почти каждый день. По данным Международного морского бюро, в прошлом году было совершено 447 пиратских нападений. По другим данным - более 500. Ежегодный доход пиратов составляет порядка 25 миллиардов долларов. Морские разбойники XXI века ничем не уступают коллегам из далекого прошлого. Сегодняшние пираты - это такие же грабители и убийцы.

Согласно докладу Международного морского бюро, за 2007-й пираты похитили 18 судов, убили пятерых членов экипажа, 64 моряка были ранены, взяты в заложники 292 человека.

Современных пиратов можно разделить на три вида. Первые - это «шпана», которая нападает на небольшие суда, стоящие в порту или на рейде, чтобы стащить то, что плохо лежит, или ограбить команду. Вторые - хорошо оснащенные бандиты, имеющие в распоряжении быстроходные катера. Вооружены они автоматами, крупнокалиберными пулеметами и гранатометами. Перехватывают суда, идущие малым ходом в проливах или вдоль берега. Цель - завладеть ценным грузом или судном. Они заранее знают, какое торговое судно им нужно, и что им надо брать на этом судне. С командой не церемонятся: либо всех убивают, либо выбрасывают за борт. Третья группа - это преступные синдикаты, имеющие разветвленную сеть морских брокеров и фрахтовщиков, они обладают связями в правительственных и правоохранительных кругах. Оснащены современными средствами спутниковой связи и навигации. Работают под «заказ». Они не только похищают грузы и суда, но и предлагают дешевый фрахт. Найдя падкого на низкую цену грузоотправителя, заключают контракт, оформленный на подставную фирму. В итоге «судно-призрак», загрузившись в одном порту, исчезает на просторах Мирового океана.  

Есть шесть особо опасных для мореплавания районов, на долю которых приходится более 70 процентов пиратских нападений. Они находятся у побережий Индонезии, Бангладеш, Нигерии, Индии и в заливе Аден. Эксперты предлагают избегать якорных стоянок у берегов Индонезии, к берегам Сомали не рекомендуется приближаться ближе, чем на 50 миль. Теперь к «пиратским» районам добавлен еще один - Малаккский пролив, который в последнее время стал считаться наиболее опасным.  

В прошлом месяце Совет безопасности ООН дал разрешение направлять в территориальные воды Сомали военные корабли для борьбы с пиратами и освобождения захваченных ими людей. Документ призывает «государства, заинтересованные в использовании морских торговых путей у побережья Сомали, активизировать и координировать свои усилия в целях противодействия актам пиратства и вооруженного разбоя в сотрудничестве с сомалийским переходным федеральным правительством». В течение шести месяцев со дня одобрения резолюции страны, которые получат разрешение сомалийских властей, направленное Генеральному секретарю ООН, «могут входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства». Совет Безопасности резюмировал: государства должны оказывать содействие судам, находящимся под угрозой нападения или подвергшимся атаке пиратов.  

В 2004-м был принят Международный кодекс безопасности на море, где расписаны действия команды в случае пиратского нападения.

Есть несколько святых правил: не выполнять условия пиратов сразу, не разглашать сумму выкупа, не рисковать жизнью экипажа.

 Если пираты уже захватили судно и выдвинули требование, то платить сразу нельзя: тут же начнутся массовые захваты судов. Также не следует разглашать конечную сумму выкупа - чтобы другим неповадно было, и чтобы у судовладельцев была возможность снизить цену. По словам Валентина Туреева, управляющего директора Союза российских судовладельцев, в последнее время появляется все больше и больше требований к безопасности судов. Например, в потайных местах на судне устанавливаются несколько специальных «тревожных кнопок»: стоит их нажать - и сигнал о захвате поступает на пульты дежурных в портах. У берегов Малайзии, Сингапура и Индонезии сегодня акваторию патрулирует самолет, который отмечает подозрительные катера и направляет к ним морские патрули. Моряки признают, что этот метод уже приносит пользу, и пиратство в этих краях заметно снизилось.  

Но они уверены: без оружия на борту отбиться от современных флибустьеров невозможно. На некоторые корабли, в основном туристические, стали устанавливать так называемую «акустическую пушку», устройство, излучающее направленную энергию в диапазоне миллиметровых радиоволн или звуковой сигнал, в несколько раз превосходящий порог, который безболезненно воспринимает человек. Впервые «пушку» применили осенью 2005-го у берегов Сомали, тогда круизный лайнер «Сиборн спирит» успешно отбил атаку местных пиратов.  

«Акустическая пушка» - штука довольно дорогая. То ли дело проверенный временем и надежный «Калашников» - но сегодня на судах нет оружия. Это раньше, в советское время, в сейфе капитана мог лежать пистолет, сейчас запрещено и это. В случае, если на судно попадают вооруженные пираты, сопротивление совершенно бесполезно - пираты, не задумываясь, открывают огонь.  

Международной практикой допускается уничтожение пиратов без суда и следствия - кстати, по американским законам, по сей день пирата можно повесить на рее.

 Однако, по закону взятые в плен пираты должны предстать перед судом той страны, в территориальных водах которой они были захвачены, или, если пиратов поймали в нейтральных водах, их должны судить в стране, к которой приписано судно.  

Наиболее эффективно борются с пиратством военно-морские силы, так как в открытом море только они имеют право останавливать суда. Но в Мировом океане, кроме американского ВМФ, другой силы практически нет. Да и после окончания «холодной войны» в Юго-Восточной Азии США и Великобритания вполовину сократили свое военное присутствие, что сразу отразилось на росте нападений на торговые суда.  

Сегодня снова начинает выходить в Мировой океан российский Военно-морской флот. А с советских времен у наших моряков был накоплен богатый опыт в борьбе с пиратами. В обстановке строжайшей секретности в СССР была разработана и проведена крупная антипиратская операция. Ядром ударной группы наших кораблей стали специально оборудованные торговые и рыболовецкие суда. На них были установлены мощные двигатели, тщательно замаскированные орудия и небольшие ракетные установки. Экипаж - исключительно офицеры спецназа КГБ, морской пехоты и ВМФ СССР. Корабли направились в различные уголки планеты, где пираты проявляли наибольшую активность. Всего, по неполным данным, советскими кораблями-ловушками в различных регионах планеты было уничтожено и взято на абордаж более 10 пиратских судов.

Несколько главарей пиратов были найдены мертвыми - не исключено, что в этом были «виноваты» наши спецназовцы.

Да и боевые корабли существенно «пощипали» пиратов. В Карибском море советский крейсер уничтожил два пиратских корабля. Близ Мадагаскара советская военная эскадра Тихоокеанского флота спасла от бандитов французское торговое судно. Два пиратских судна были разнесены в щепки артиллерийским огнем двух наших эсминцев, а третье судно, получив прямое попадание 100-мм снарядом в машинный отсек, взято на абордаж. Пираты в ходе этой операции потеряли убитыми более 60 человек, около 50 попали в плен.  

Так что российские моряки отлично знают, как надо поступать с пиратами. Беспощадно.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.