Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2019
Украинский фактор «Турецкого потока»

Украинский фактор «Турецкого потока»

Почему Европа тормозит создание российского газопровода
Алексей Балиев
21.08.2015
Украинский фактор  «Турецкого  потока»

Анкара и Москва до сих пор не согласовали ценовую скидку на российский газ. Вопрос даже может быть передан на рассмотрение в международный арбитражный суд. Это обстоятельство является одной из причин того, что турецкая сторона отложила подписание основных документов по строительству и эксплуатации газопровода «Турецкий поток». Факт отсрочки реализации проекта недавно признал и министр энергетики РФ Александр Новак.

В этой связи обращает на себя внимание жёсткое высказывание министра энергетики Турции Танер Йылдыз: «Россия видит в Турции лишь транзитное государство. Но Анкара заинтересована в совместном проекте поставок природного газа. И только скидкой на газ эту проблему Россия не решит».

Действительно, есть ряд проблем, которые выходят далеко за рамки турецко-российских отношений. Прежде всего, следует принять во внимание тот факт, что Турция и почти все страны Евросоюза, включая заинтересованных в российском газе Грецию и Болгарию, – члены НАТО, возглавляемой США. Потому в Анкаре не могут не учитывать негативную позицию США и ЕС по новому газопроводу. И если эта позиция не изменится, тогда трубы от границы Турции могут быть доведены только до Греции или Болгарии. Но это вовсе не означает, что Афины и София получат разрешение от Брюсселя и Вашингтона потреблять российский газ, доставленный по этому маршруту.

Тем более, маловероятно, что эти две столицы «цивилизованного мира» позволят проложить газопровод по болгарской или греческой территории в другие страны ЕС (и НАТО).

И это при том, что участие Турции в поставках газа наравне с «Газпромом» отвечает директивам Евросоюза о диверсификации углеводородного и маршрутов его доставки в ЕС. Поэтому Турция намерена застраховать свои потери на тот случай, если газопровод не станет транзитным. Турки хотят получить 13% скидку на газ, Россия пока готова предложить снижение цены на 11%.

Правда, вариант совместных российско-турецких поставок газа в Европу сократит доходы российской стороны, по экспертным оценкам, на 20%, а то и на все 30%. Но потери от транзита газа по украинскому маршруту могут быть несравненно выше. Россия уже профинансировала экономику Украины на несколько десятков миллиардов долларов через систему постоянных скидок на газ, чего Украина все годы «нэзалэжности» добивалась, откровенно шантажируя российскую сторону прекращением транзита в Европу. Поэтому варианты продления «Турецкого потока» в Европу будут обсуждаться на ближайших переговорах с Еврокомиссией (запланированы на сентябрь), говорит министр энергетики России Александр Новак. «Официальных предложений не было от Еврокомиссии. Мы знаем, что разные варианты рассматриваются. Мы ждем, какие варианты Евросоюз предложит для строительства своей внутренней инфраструктуры. Много стран, интересантов», - сказал он.

Изначально «Газпром» планировал строительство четырех ниток «Турецкого потока» мощностью 63 млрд куб. м: первая — для поставок в Турцию, остальные — в Европу. «Турецкий поток», по версии «Газпрома», позволил бы ему отказаться от транзита газа через Украину по завершении действующего контракта в 2019 г. Но переговоры с Турцией застопорились: Россия хочет подписать с ней межправительственное соглашение по всем четырем ниткам, а Турция — пока только по одной.

В начале августа «Интерфакс» сообщил, что российская компания, которая собиралась строить четыре нитки газопровода, в итоге решила ограничиться одной или двумя (на одной нитке настаивала и Анкара). «Турецкий поток» должен пройти от Анапы по дну Черного моря и далее по территории Турции до ее границы с Грецией, где планируется создать газовый хаб. В год по газопроводу можно будет прокачивать до 63 млрд кубометров газа. Естественно, Греция заинтересована в продлении «Турецкого потока» до Италии. Ранее о такой возможности говорил и глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Но Анкара поддерживает также проект, лоббируемый США и ЕС, - «Южный газовый коридор» (ЮГК), идущий в Европу через Турцию. Здесь планируются поставки азербайджанского, туркменского, а в перспективе, возможно, – и иранского газа.

Гипотетически таким образом создается конкурент «Турецкому потоку». Уже только этот фактор требует весьма аккуратной, прагматичной переговорной позиции РФ с турецкой стороной, которая прекрасно понимает свое значение как основного транзитера и для российского, и для каспийского газа.

Все сказанное выше это как бы российско-турецкая часть проблемы нового газопровода. Другие ее части непосредственно связаны с несколькими европейскими странами. Сербия, исторический союзник России, а в данной ситуации еще и потенциальный транзитер газа в конце июля с.г. вдруг официально заявила о поддержке и признании «территориальной целостности Украины, включая Крым». Столь недружественная позиция может поставить под вопрос поставки газа через ее территорию.

Кроме того, соседние с Сербией Болгария, Румыния, а также Греция и другие страны, которые рассматриваются Россией в качестве транзитных, будучи членами Евросоюза, зависят, повторим, от позиции ЕС и США. Например, Македонию, не участвующую в ЕС, тоже «продавливают» на предмет неучастия в «Турецком потоке». К сожалению, небезуспешно: премьер Никола Груевски недавно заявил, что «Македония присоединится к проекту только при условии договоренности между Россией и Еврокомиссией. Македония принимает решения на базе своей евроатлантической ориентации».

Соседняя Албании, тоже не член ЕС, в конце июля продлила, как и Евросоюз, санкции против Крыма и Севастополя (до 23 июня 2016 г. включительно). Возможно ли будет в дальнейшем через эту страну проложить из Греции транзитный трубопровод (и далее - в Италию)? К тому же «Газпром» недавно прервал контракт с основным подрядчиком проекта – итальянской компанией «Сайпем» (планировалось, что она проложит первую линию «Турецкого потока»).

Такой вот туманной стала для России «турецкая» перспектива, и не только для нее. Многие европейские страны тоже ищут варианты выхода из этой ситуации.

Так, министры иностранных дел Венгрии, Сербии, Македонии и Греции могут осенью подписать меморандум о строительстве газопровода от Турции до Австрии, и назвали его «Tesla».

Проект уже передан на рассмотрение в Европейскую сеть системных операторов передачи газа (ENTSOG) для получения статуса проекта общественного интереса.

Планируется, что «Tesla» сможет работать и в реверсном режиме. Газ будет поступать не только из «Турецкого потока», но и из Трансанатолийского газопровода (ТANAP). Этот газопровод предназначен для поставок газа в Европу из азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Италию. Азербайджанского газа для «Tesla» не хватит, а когда через Турцию может пойти иранский или туркменский газ, неизвестно, поэтому без «Турецкого потока» проект не состоится, считают специалисты. Но если будет принято решение об ограничении «Турецкого потока» одной (или двумя нитками), то это поставит под вопрос и создание «Tesla».

Кроме того, у «Tesla», который пребывает еще в стадии проекта, уже есть конкурент, тоже проект - словацкого газопровода «Eastring», который должен пройти от Турции через Болгарию и Румынию. Он, «Eastring», тоже передан на рассмотрение ENTSOG. В начале июня премьер-министр Словакии Роберт Фицо предложил подключить «Eastring» к «Турецкому потоку». Председатель правительства России Дмитрий Медведев обещал изучить его предложение.

По-видимому, ЕС не станет финансировать ни «Eastring», ни «Tesla», которые, судя по замыслу, не являются конкурентами «Турецкому потоку». Но на пути этого российского проекта есть серьезное препятствие в виде пресловутого «украинского вопроса».

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович выступает за сохранение украинского транзита. Если он прекратится, то транзита лишится и Словакия, соответственно – и солидных доходов от реверса российского газа на Украину. Поскольку Шефчович словак, то, согласно европейской «традиции», он будет добиваться сохранения словацкого транзита. Но если Украина все-таки лишится транзита, то Словакия сможет сохранить его с помощью «Eastring», поэтому Шефчович предпочтет поддержать его. Представитель Еврокомиссии отказался комментировать это предположение, но подтвердил, что комиссия выступает за сохранение украинского транзита, а еще сообщил, что утвержденный список проектов общественного интереса, куда хотят войти «Eastring» и «Tesla», будет представлен во втором полугодии 2015 г.

Вместе с тем, согласно исследованию, обнародованному недавно экспертами британской компании BP, в ближайшие 20 лет зависимость Европы от импорта газа возрастет с нынешних 50% до 71%. При этом доля российского газа в европейском импорте, по меньшей мере, сохранится на нынешнем уровне (32-33%). Газ из России поступает в Европу по трем основным трубопроводам. Примерно половина прокачивается по территории Украины, еще около 30% через Беларусь по газопроводу «Ямал» и 16% по дну Балтийского моря через «Северный поток». Такие данные привела на пресс-конференции в конце мая Клаудиа Кемферт, заведующая отделом Немецкого института экономических исследований, который по заказу фракции «зеленых» в Европарламенте провел исследование, посвященное последствиям возможного прекращения поставок российского газа в Европу.

Было отмечено, что зависимость европейских стран от поставок российского энергоносителя разная. В Германии, например, 38% потребляемого газа - из России, в странах Балтии, Финляндии, Словакии, Чехии, Австрии – 100% или почти 100 %.

Причем, в страны Восточной Европы газ из России поступает преимущественно именно по украинскому транзиту, Германия после ввода в эксплуатацию «Северного потока» зависит от этого маршрута в меньшей степени. Следовательно, и последствия прекращения поставок газа через Украину будут для стран Европы разными. Но, отметила Кемферт, ни для одной из них - не катастрофическими.

Болезненными они стали бы, в первую очередь, для Хорватии, Венгрии и Румынии, которые пока не имеют возможности получать сжиженный природный газ (СПГ) и слабо интегрированы в европейскую газотранспортную сеть, предусматривающую и реверсные поставки. Но как бы то ни было, полное прекращение поставок газа из России привело бы к значительному повышению цен на него, правда, разному в разных странах. Так, на Украине они выросли бы более чем на 200%, в Финляндии - более чем на 100 %, в странах Балтии - почти на 100%, в Венгрии и Болгарии - примерно на 50%. В Германии - только на 20%.

Это обстоятельство, считает заказавший исследование сопредседатель фракции «зеленых» в Европарламенте Райнхард Бютикофер, может привести к существенному разладу в рядах Европейского союза (DIM), что угрожает его единству и способно парализовать внешнеполитическую деятельность Брюсселя. Отсюда понятно, почему в ЕС так цепко отстаивают «украинский транзит» для российского газа.

Забывая при этом, что сама Украина готова в любой момент использовать «газовый рычаг» для давления на Европу в своей борьбе против «агрессивной» России.

Здравый смысл подсказывает, что в целях европейской энергобезопасности надо не препятствия на пути импорта газа из России в Европу сооружать, а искать наиболее рациональные пути обхода столь ненадежного транзитера, как Украина.

Но, как известно, «украинский фактор» определяет ныне всю внешнюю политику Брюсселя, разумеется, не без «подсказки» (давления) из Вашингтона. В результате столь недальновидных действий в проигрыше окажутся и Европа, и Россия. США, как всегда, будут в выигрыше. Кстати, в этом смысле исследование, которое провел DIM, иначе как провокационным не назовешь. Причем, не только в отношении России, но и ЕС в целом.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Взгляд со стороны
16.01.2016 17:08
Насколько это верно, все зависимые газопроводы (украинский, турецкий и им подобные) будут использованы для шантажа России.
И насколько верна фраза из предыдущего комментария, "Ведь большинство из тех, кто принимает решения сами одной ногой
живут в России, а другой на западе"
Когда они наконец станут двумя ногами и повернутся лицом к России?
На кого работаем?
27.08.2015 11:35
Очередная глупость или намеренная диверсия против собственной страны - вот что такое турецкий поток. Он имеет те же проблемы, что и при транзите через Украину. Почему Крым никто не рассматривает? Сделайте терминал и пусть те кому газ нужен сами ведут газопроводы или подгоняют корабли. Экономика Крыма  была бы на высочайшем уровне, да вопрос признания его российской территорией была бы решена. Но нет. Ведь большинство из тех, кто принимает решение сами одной ногой живут в России, а другой на Западе. Вот и стараются во всю.
Валера
24.08.2015 10:35
Энергоресурсы свои, цены на энергию своя, стоимость продукции обусловлена собственными ценами на энергоресурсы. Ну, если цивилизация хочет видеть нас на коленях и в постоянном вымаливании разрешений на жизнь, тогда строим потоки и поставляем энергоресурсы, а по другому пора самим начинать жить по собственному усмотрению, а не как указывают со стороны.
Правда есть одно «но» -  желание народа встроится в управление страной, а не отдавать на откуп продажным чиновникам, жить независимо, работать плодотворно.
Эмигрант
21.08.2015 21:00
Чем Турция, как транзитер, лучше Украины?
Как показывают последние события, еще хуже, еще ненадежнее.
Как иметь дело с таким "партнером" когда Турция начинает "выкручивать руки" России еще до того, как осущесствлен проект поставки газа? А что будет дальше, когда в проект будут вложены десятки миллиардов и мы будем "привязаны" к Турецкому потоку?
Потребует скидки не 13, а 50%,а то и все 100? А назревающая политическая нестабильность в Турции и возможность прихода к власти исламских экстремистов превращают транзит через Турцию в авантюру.
Вполне ожидаемо. Как ни горько это признать, но, как и раньше, транзит российского газа на 100% зависит от США.
Как показывает опыт, элита европейских стран полностью зависит от руководства США и готова пожертвовать своими стратегическими и экономическими интересами в угоду "мирового лидера продвинутой демократии"(Прибалтика, Болгария - яркое тому подтверждение).
Вот пример Украины. В 2004 году комиссия сената США по вопросам восточной Европы выдает аналитику  для Госдепа: низкие цены на газ для Украины (на тот момент 25% от мировой) это недопустимая для  США зависимость Украины от РФ и требует сделать все возможное для ликвидации "такой зависимости" (которая на деле предсталяет невиданную в  истории отношений между странами дотацию Украины со стороны России).
В 2005 году посол Тейлор выдает Ющенко ( наконец пришли к власти "оранжевый патриот" лишайный Ющенко, который проводил в посольстве США больше времени, чем на рабочем месте) директиву: разорвать газовый контракт с Россией (49,8 доллара за 1000 кубов до 2010 года).
Ющенко, в свою очередь выдает соответствующую директиву премьеру Тимошенко. Все, контракт разорван, а далее 90, 160, 190 и так до 100% рыночной цены на газ для Украины.
Вот он, ПЕРВЫЙ камень в разрушение экономики Украины (переход на рыночные цены  сразу сделал внешнеторговый баланс Украины отрицательным и этот дисбаланс рос с каждым годом вместе с ценою на газ)!
Меня поражает лицемерие и фарисейство многих свидомых политиков Украины, которые упрекают Россию за высокие цены на газ, прекрасно зная, откуда у этих цен "растут ноги".
Удивляет политика Газпрома, который ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, с какой то маниакальным упорством стремится продать как можно больше газа в Европу.Даже несмотря на будущие потери (больше газа, больше затрат, превышение предложения над спроосм,снижение цены - убытки). Неужели руководство Газпрома не видит, что НЕ МЫ определяем цену на нефть и газ? И в любой критический момент по директиве из Вашингтона эта цена для России МОЖЕТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНА как неприемлемая для России (убыточной).
Почему Газпром не ориентируется на развитие внутреннего рынка?
А если мы взяли курс на развитие собственной экономики и новую индустриализацию, то ЯСНО, что рано или позно мы сами сможем потреблять свой газ (и как энергоресурс и как сырье и в этом случае нам просто НЕ НУЖНЫ будут поставки сырья - сами будем производить все нужное, при этом бесцельное приоретение зеленой бумаги теряет смысл).
Почему в этом случае Газпром планирует фактически неограниченное увеличение поставок газа за пределы страны?
А ведь нашим стратегическим парнерам также потребуютсятся увеличить объемы поставок.
Так стоит ли так маниакально стремиться увеличивать объемы поставок в Европу?
Есть у РФ стратегическое планирование в сфере энергоресурсов?
Почему интересы Европы для Газпрома выше интересов России?
Если мы действительно хотим стать индустриальной державой, то будущее снижение поставок нашей нефти и газа за рубеж никак не повлияет на нашу экономику.
А наша нефть и газ, которые останутся у нас - это наш стратегичесикй ресурс для будуших поколений и гарантия нашего суверинитета!
? ? ? ? ?
21.08.2015 19:09
Или турецкий фактор "Украинского потока" ?
Александр Круглов
21.08.2015 14:55
"ТОРГОВАТЬ РЕСУРСАМИ - ТОРГОВАТЬ РОДИНОЙ!" И. В. СТАЛИН

За 12 лет И.В. Сталин превратил СССР в ведущую в Европе и вторую в мире ПРОМЫШЛЕННУЮ ДЕРЖАВУ, а Путин за свои 15 лет превратил РФ в СЫРЬЕВУЮ КОЛОНИЮ ЕС и США! ПОЗОР ПУТИНОМИКЕ!

1-я ПЯТИЛЕТКА (1928-1932)

Глава государства - И.В.Сталин.

"В соответствии с политикой индустриализации страны в первую очередь должно быть усилено производство средств производства... рост тяжелой и легкой индустрии, транспорта и сельского хозяйства.... Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР".

Началась интенсивная индустриализация страны.

Всего было построено 1500 крупных промышленных предприятий.

Национальный доход увеличился почти в 2 раза.

Объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза.

Строительство электростанции Днепрогэс (крупнейшей в мире).

Построены металлургические заводы в городах - Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш).

Построены тракторные заводы в городах: Сталинград, Челябинск, Харьков, Нижний Тагил (Уралвагонзавод).

Построены автомобильные заводы: ГАЗ, ЗИС.

Появились новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, станкостроительная, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, черной металлургии, химическая.

Создана вторая угольно-металлургическая база - Кузбасс.

Введена в эксплуатацию Туркестано-Сибирская железная дорога.

В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.

Социалистические преобразования сельского хозяйства: 211 тыс. колхозов, 150 тыс. тракторов, 2446 машинотракторных станций, 70 тыс. специалистов с высшим и средним образованием.

Валовая продукция промышленности в 3 раза превысила уровень 1913 года.

СССР вышел на 2-е место в мире по машиностроению, выплавке чугуна и добыче нефти и на 3-е место по производству электроэнергии.

"фундамент социалистической экономики построен, победа социализма в СССР обеспечена".

2-я ПЯТИЛЕТКА (1933-1937)

И.В.Сталин, 4 февраля 1931 года: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

Глава государства - И.В.Сталин.

Всего построено 4500 крупных промышленных объектов.

Национальный доход вырос в 2,1 раза.

Объём промышленной продукции вырос в 2,2 раза.

Объём сельскохозяйственной продукции вырос в 1,3 раза.

Подготовлены высококвалифицированные кадры. Лозунг: "Кадры решают всё!"

Построены военные заводы, и они начали выпускать танки, самолёты, орудия.

Строительство метро в Москве.

Интенсивное развитие отечественной авиации - новые институты, КБ, заводы.

На самолёте АНТ-25 экипаж, в составе В.Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков, совершил беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США.

Построены каналы - Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км).

Построены и открыты школы - 3,6 тыс. в городах и посёлках и 15 тыс. в сельской местности.

На полях колхозов и совхозов уже работало - 456 тыс. тракторов, 128 тыс. комбайнов, 146 тыс. автомобилей.

Итог двух сталинских пятилеток - СССР стал крупной промышленной державой, общество состояло из дружественных социальных слоёв (рабочие, крестьяне, интеллигенция), общество было единым, окрепла дружба народов.

3-я ПЯТИЛЕТКА (1938-1942)

Глава государства - И.В.Сталин.

Введено в действие 3000 новых крупных промышленных предприятий (до июня 1941 г.)

Валовая продукция всей промышленности увеличилась на 45%, а машиностроения - более чем на 70%.

Вступили в строй гидроэлектростанции - Угличская и Комсомольская.

Построены металлургические заводы - Новотагильский и Петровск-Забайкальский.

Построены медеплавильные заводы - Среднеуральский и Балхашский.

Построен Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

В 1940 году численность рабочих и служащих выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928 году.

Пятилетка проходила в годы ожидания войны, поэтому расходы на армию приходилось постоянно увеличивать - 25% (1939), 34%(1940), 43,4%(1941).

Осваивалось производство новых видов военной техники - средние танки Т-34 и тяжелые танки КВ, реактивные минометы БМ-13 ("Катюша"), штурмовики Ил-2 ("Летающий танк"), бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1.

Пятилетку закончить не удалось, началась война.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945)

К началу войны Красная Армия в приграничных округах имела - численность порядка 2,7 млн. человек, 1475 новых тяжелых и средник танков (всего было около 12 тыс.), 1540 самолётов новых конструкций (всего было около 10 тыс.). Для полного перевооружения армии требовалось ещё 1-2 года.

После начала войны на восток страны, где уже работали примерно 20% военных заводов, были эвакуированы около 2000 предприятий и 11 млн. человек, и там, на заранее подготовленных площадках, была быстро организована работа этих предприятий. Советская промышленность с июля 1941 года по сентябрь 1945 года выпустила 137 тыс. самолетов, 104 тыс. танков и САУ и 489 тыс. артиллерийских орудий. Это стало возможным благодаря успешному выполнению трёх первых сталинских пятилеток.

Таким образом, в результате грандиозных преобразований в экономике и социальной сфере в 1928-1940 годах в стране был создан новый общественный строй - Социализм. Строй с высоким промышленным и военным потенциалом и высоким морально-патриотическим духом народа.

Прочность нового строя была проверена и подтверждена в годы Великой Отечественной войны.

СССР победил, но, наряду с огромными людскими потерями, были также частично или полностью разрушены промышленные предприятия на оккупированной территории, которые надо было восстанавливать.

4-я ПЯТИЛЕТКА (1946-1950)

Глава государства - И.В.Сталин.

Основная хозяйственно-политическая задача послевоенной пятилетки была сформулирована И.В.Сталиным 9 февраля 1946 года: "восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах".

Советские люди своим героическим трудом успешно решили эту задачу.

Построено новых и восстановлено 6200 крупных промышленных предприятий.

Восстановлен металлургический завод Запорожсталь.

Вступила в строй Днепрогэс.

Заработали все шахты Донбасса.

Сельское хозяйство вышло на предвоенный уровень.

Успешно шла работа по Атомному проекту - было создано атомное оружие.

Кроме достижений СССР, о которых говорилось выше, только упомянем, что были ещё и победы в войне с Финляндией (1939) и в войне с Японией (1945), а также решалась такая масштабная задача, как создание социалистического лагеря.

5-я ПЯТИЛЕТКА (1951-1955)

Глава государства - И.В.Сталин (до 05.03.53), Н.С.Хрущёв.

Построено более 3000 крупных промышленных предприятий.

Национальный доход вырос на 71%.

Объем продукции промышленности вырос на 85%.

Объём продукции сельского хозяйства вырос на 21%.

Капиталовложения выросли почти в 2 раза.

Построены металлургические заводы: Закавказский, Череповецкий.

Вступили в строй новые ГЭС (полностью или частично): Цимлянская, Горьковская, Усть-Каменогорская.

Построена атомная электростанция в Обнинске (первая в мире).

Появилось новое оружие: атомная и водородная бомбы.

Началось усиленное развитие нефтяной и газовой промышленности.

Рост добычи угля.

Ускоренно развивалось машиностроение и приборостроение.

Построен Омский нефтеперерабатывающий комбинат.

Построен канал Волго-Дон.

Качественные изменения произошли в промышленности: стало 300 отраслей.

Построен газопровод Ставрополь-Москва (крупнейший в Европе).

Рост числа тракторов на селе с 139 тысяч (1950) до 1 млн. (1955).

К концу 50-х: трактора - 1 млн., комбайны - 500 тыс., грузовики - 700 тыс.

Введено в оборот 13 млн. га новых земель.

А ЧТО СДЕЛАЛИ МЫ?  СЫРЬЕВУЮ КОЛОНИЮ ЕС и КИТАЯ?
Уточнить бы
21.08.2015 14:43
Что-то не сходится с другими источниками, 21 августа пишут, что процесс пошел:

Похоже, реализация проекта «Турецкий поток» сдвинулась с мертвой точки. Анкара направила в Москву для согласования проект межправительственного соглашения о строительстве газопровода. Об этом в среду, 19 августа, заявил Rueters министр энергетики Турции Танера Йылдыза. По словам министра, Анкара ждет реакции российских властей на этот документ.

Автор пишет "Турки хотят получить 13% скидку на газ, Россия пока готова предложить снижение цены на 11%".

Другой источник сегодня дает цифры по скидке:

Напомним: в конце июля появилась информация о «заморозке» переговоров по «Турецкому потоку». В числе причин называлось отсутствие договоренности о предоставлении турецкой стороне скидок на российский газ. Как заявлял Йылдыз в феврале 2015 года, речь идет о скидке в 10,25% за объем поставок 28−30 млрд кубометров газа, что «Газпром» категорически не устраивало. Но компромисса, видимо, удалось достичь: на прошлой неделе замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский заявил, что российско-турецкие переговоры возобновятся в ближайшее время. Судя по документу, направленному Анкарой, Яновский как в воду глядел.

На всякий случай ссылка http://svpressa.ru/economy/article/129917/
алекс-1
21.08.2015 13:59
НЕ смотря на всю рекламу кремля  "Турецкому потоку" он так и остался рекламой. Лидеры ЕС (не смотря на зависимость от российского газа)все таки хотят освободится от этой зависимости.Почти 50% выручки Газпрома-это Европа. Вот и нервозность Москвы и шараханья к Китаю.Вследствие чего,подписание контрактов(с маоистами) не всегда выгодны народу РФ.
var
21.08.2015 13:31
Я категорически, обоими руками за направление всех добываемых энергоресурсов на внутренние нужны.
Ну и с союзниками поделиться по возможностям/потребностям…

А господа гейропейсы пусть пользуются СПГ из-за океана.
Заодно выявим суть «зелёных» (на примере экологических издержек добычи).

Эксклюзив
06.12.2019
Валерий Мацевич
Будут ли страны Прибалтики проситься обратно в российскую «оккупацию»?
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».