Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Сколько православных в Казахстане?

Сколько православных в Казахстане?

По численности православных республика занимает одно из первых мест в мире
Александр Шустов
02.12.2010
Сколько православных в Казахстане?

Священный Синод Русской православной церкви принял решение изменить структуру митрополичьего округа в Казахстане, образовав в его составе три новых епархии. Основанием для этого послужил рост числа православных приходов и храмов в республике, что, учитывая ее огромную территорию и численность православного населения, требует более эффективного управления. Образование новых епархий – хороший повод для того, чтобы еще раз задаться вопросом о количестве православных в Казахстане, которое до сих пор остается неизвестным.

В соответствии с последним решением Синода число епархий РПЦ в Казахстане увеличивается в два раза. Помимо существовавших ранее Алма-Атинской, Уральской и Чимкентской епархий решено образовать три новых – на территории Карагандинской области – Карагандинскую епархию, Костанайской и Северо-Казахстанской областей – Костанайскую, а Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей – Павлодарскую епархию. Костанайской епархией будет управлять епископ Анатолий (Аксенов), последние годы находившийся на покое в Москве, Павлодарской епархией - архимандрит Варнава (Сафонов), наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря (в Мордовии), а Карагандинской епархией - митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Все три новые епархии РПЦ образованы на территории Северного и Северо-Восточного Казахстана – в областях, где традиционно сконцентрирована большая часть славянского населения республики. Накануне распада СССР русские составляли относительное большинство населения семи северных и северо-восточных областей - Восточно-Казахстанской (65,9%), Северо-Казахстанской (62,1%), Карагандинской (52,2%), Павлодарской (45,4%), Целиноградской (44,7%), Кустанайской (43,7%) и Кокчетавской (39,5%), а в первых трех они были абсолютным большинством. В общей сложности русские составляли чуть менее половины (47,6%) населения северных областей, почти в два раза превосходя по численности казахов (27,8%) и составляя вместе с проживавшими здесь украинцами и белорусами абсолютное большинство.

Несмотря на массовую эмиграцию 1990-х гг., в результате которой русское население Казахстана сократилось на четверть, этнодемографическая ситуация в северных областях кардинально не изменилась, хотя определенное снижение удельного веса славянского населения все же произошло. Если в конце 1980-х гг. русские составляли 47,6% населения северных областей, то в конце 1990-х гг. – 43,6%, тогда как казахи - 38,5%.

Даже такие меры, как перенос столицы из Алма-Аты в Астану, переселение казахов-репатриантов из других государств и объединение преимущественно русских по населению областей с казахскими, не смогли полностью изменить ситуацию.

Темпы сокращения славянского населения в северных и северо-восточных регионах, где оно находилось в привычной для себя этнокультурной среде, оказались гораздо более низкими, чем на юге и западе. Если в северных областях численность русских в 1990-е гг. уменьшилась на 30,3%, то в южных - на 42,7%, а в западных – на 50,2%. Сокращение русского населения на юге и западе происходило в среднем в 1,5 раза быстрее, чем на севере. В итоге удельный вес проживавших на севере русских относительно всего русского населения республики увеличился с 62,3 до 64,7%, тогда как в южных и западных областях он уменьшился. Кардинально этнодемографическая ситуация не изменилась и в 2000-е гг. Численность русских за это время снизилась на 15,3%, составив 3,8 млн. чел. (23,7%), однако на севере они по-прежнему преобладали.

Однако, численность русских и других народов, в массе своей исповедующих православие - это еще не численность православных, так как среди них могут быть атеисты и приверженцы других конфессий. Собственно говоря, численность последователей той или иной религии можно оценить двумя основными способами: подсчитав количество так называемых «этнических» христиан или мусульман, то есть народов, исторически исповедующий данную религию, или же путем проведения опроса, в ходе которого опрашиваемым задается вопрос о том, к какой религиозной традиции они себя относят. Первый метод является менее точным, но более доступным, так как численность того или иного этноса известна по данным переписей населения, а также текущей демографической статистики. Использование второго метода затруднено тем, что проведение опросов требует довольно больших средств, а для того, чтобы получить статистику по всей стране, численность опрошенных должны быть достаточно высокой.

Если основываться на этнической статистике, можно заключить, что накануне распада СССР христианское население в Казахстане преобладало. По данным Всесоюзной переписи 1989 г. в Казахской ССР проживало 7640,6 тыс. мусульман и 8258,4 тыс. христиан, составлявших, соответственно, 47,3 и 51% населения. Спустя десять лет наиболее многочисленные конфессии Казахстана поменялись местами. К 1999 г. в республике насчитывалось 9077,8 тыс. мусульман и 5593,2 тыс. христиан. В итоге удельный вес мусульман вырос до 60,7%, а христиан – снизился до 37,5%. Тем самым этноконфессиональный облик Казахстана кардинально изменился. Накануне распада СССР среди его жителей преобладали христиане, что выделяло его на фоне мусульманских республик Средней Азии, а через десять лет большинством стали мусульмане.

Однако данные социологических опросов рисуют несколько другую картину.

Исследование, проведенное в 2002 г. Институтом сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан» показало, что число приверженцев христианства в республике по-прежнему больше, чем ислама.

В опросе приняли участие 1120 казахстанцев, 50,4% которых отнесли себя к верующим, 21,5% заявили, что они неверующие, но придерживаются религиозных обрядов, еще 14,2% неверующих верующих уважают, 7,6% относятся к религии равнодушно, а 1,3% идентифицировали себя как противников религии. Распределение ответов на вопрос о том, «К какому религиозному направлению вы себя относите?» дало следующую картину: 33,4% выбрали ислам, 35,4% - православие, 2,4% - католицизм, 0,8% -протестантизм, а 0,2% - нетрадиционные религиозные направления. Остальные участники опроса затруднились ответить или же указали какие-то иные конфессиональные направления.

Результаты этого опроса говорят о том, что не только христианство в целом, но и одно только православие превосходило по числу приверженцев ислам. Общее же количество верующих христиан в Казахстане на тот момент приближалось к 40% населения, причем в эту цифру, видимо, не вошли представители христианских течений неопротестанского толка – пятидесятники, харизматы, баптисты и т.п., развернувшие в республике активную деятельность. Данные «ЦЕССИ» способны серьезно поколебать представление о Казахстане как преимущественно мусульманской стране. Причинами этого могут быть несколько факторов. В условиях иноэтничного окружения уровень религиозности обычно возрастает, что вполне могло привести к увеличению числа верующих среди русских и других традиционно христианских этносов. Этот феномен можно наблюдать на примере национального самосознания, которое в условиях чуждой этнокультурной среды проявляется гораздо более обостренно. К числу христиан, по-видимому, отнесла себя и какая-то часть казахов, укорененность ислама среди которых гораздо ниже, чем у традиционно земледельческих этносов региона – таджиков и узбеков.

В то же время, данные проведенной в 2009 г. всеобщей переписи населения рисуют иную картину. По ее итогам 70,2% населения Казахстана (11,2 млн. чел.) исповедуют ислам и 26,2% (4,2 млн.) – христианство. Неверующими же являются всего 2,8% жителей страны (450 тыс. чел.). Если снижение количество христиан еще можно объяснить миграционными процессами, то резкое, более чем в два раза, увеличение численности мусульман за столь краткий период невозможно, как и почти полное исчезновение атеистов. Расхождение данных опроса и переписи вызвано, скорее всего, различиями в методике их проведения. По всей видимости, перепись была ориентирована на учет «этнических» христиан и мусульман, тогда как опрос – на реально верующих, или, говоря языком православия, воцерковленных. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что процент приверженцев ислама и христианства по итогам переписи почти что совпадает с удельным весом казахов и русских, отличаясь от него всего на несколько пунктов.

Довольно интересную картину рисуют и данные опроса ЦЕССИ о том, что жители Казахстана считают определяющим для своей национальной идентичности. 21,6% опрошенных выбрали язык, 17,6% - национальность отца, 12,9% – религию, 12,3% - традиции и обычаи, 9,6% - национальность матери, 8% - гражданство, 7,4% - расовую принадлежность, 5,2% - место рождения и 4,4% - личный выбор. Третье место, занятое в этой иерархии религией, говорит о том, что главной роли в ходе формирования национальной идентичности она пока не играет, но в то же время является одним из ключевых факторов, влияющих на этот процесс. Причем с течением времени ее значение может увеличиваться, так как уровень религиозности населения имеет тенденцию к росту.

Однако единства внутри христианства в Казахстане, как и во всем остальном мире, не наблюдается. По словам посетившего в 2007 г. республику протоиерея Александра Салтыкова стремление к соперничеству, в частности, отличает католичество.

Одним из его проявлений стало намерение Римской католической церкви построить напротив православного собора в Караганде, открытого в 1997 г., свой храм, которое, однако, не было поддержано местной администрацией. Примечательно, что в Казахстане, где крайне мало католиков, на тот момент уже действовали семь католических епархий, тогда как православных было только три. Одним из центров католицизма является Караганда, где находится кафедра архиепископа, а также семинария с ректором в сане епископа. Постановке образования в католической семинарии православная церковь могла только позавидовать. Цикл обучения включает восемь лет, при семинарии действует прекрасная библиотека с книгами на всех европейских языках, включая современную русскую богословскую литературу. Все восемь лет изучается латынь, четыре года – богословские дисциплины. Лекции читают приезжие из Европы специалисты. Правда, на тот момент учились в ней всего 15 человек, а выпускники предпочитали уезжать в Европу.

Православное образование в Казахстане вплоть до недавнего времени было представлено духовным училищем с заочным отделением в Алма-Ате, а также центром дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского университета в Караганде. Только в 2010 г. духовное училище было преобразовано в семинарию, которую возглавил бывший ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев). И это при том, что на территории Казахстана в настоящее время действуют 9 православных монастырей, 230 приходов и более 300 священнослужителей. Большинство приходов сконцентрировано в районах традиционного проживания славянского населения - северных и северо-восточных областях, где и были образованы три новые епархии.

Между тем, по численности православного населения Казахстан занимает одно из первых мест в мире. Если взять за основу данные «ЦЕССИ-Казастан» (35,4%) и общую численность населения республики на тот период (около 15 млн. чел.), количество православных в Казахстане составит около 5 млн. чел. Это примерно соответствует численности славянского и другого «русскоязычного» населения республики. Сравнивая полученные цифры с данными о численности православных в различных странах мира, опубликованными интернет-изданием «Православие.ru», можно заключить, что Казахстан по этому показателю опережает такие традиционно православные государства, как Македония (1 млн.), Грузия (2 млн.) и Молдавия (3 млн.), находясь примерно на одном уровне с Белоруссией и Болгарией (по 6 млн.).

Более значительное число православных проживает лишь в пяти странах мира – Сербии, Греции, Румынии, Украине и России.

Приведенная статистика говорит о том, что образование новых епархий в Казахстане – шаг не только актуальный, но и крайне своевременный. Высокая численность православного населения делает крайне необходимым строительство новых храмов, создание приходов и образовательных учреждений, требующих эффективного управления. Они создают ту церковную инфраструктуру, без которой дальнейшее развитие православия в Казахстане будет делом трудноосуществимым.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.