Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Сенсация в Ле Бурже

Сенсация в Ле Бурже

Во Франции проходит 21-я международная выставка военно-морской техники EURONAVAL-2008
Сергей Птичкин
30.10.2008
Сенсация в Ле Бурже

На официальной церемонии открытия EURONAVAL-2008 присутствовал главком нашего флота адмирал Владимир Высоцкий (на фото в центре), прилетевший во Францию буквально на один день. Мельком осмотрев российскую экспозицию, он стремительно направился к стендам французского кораблестроения, где попросил показать ему авианесущие корабли.

Встретили нашего главкома вежливо, но не более того. В качестве гида приставили чернокожего менеджера среднего звена. Французы, естественно, предположили, что русский адмирал просто осмотрит экспозицию и удалится дальше. Однако случилось неожиданное.  

Выслушав информацию о характеристиках вертолетоносца, адмирал Высоцкий буквально огорошил приставленного менеджера вопросом: сколько стоит современный вертолетоносец, и за какое время Франция может построить такой корабль для России? Француз растерялся, но сказал, что проект стоит 350 миллионов евро, однако для России цена может быть и уменьшена. Строительство же займет три года. Впрочем, он тут же пояснил, что не в его компетенции обсуждать столь важные вопросы.  

А когда Высоцкий поинтересовался возможностью совместного строительства больших кораблей с ядерными энергетическими установками, черный менеджер и вовсе сник. Впрочем, и французы поняли, что обделили вниманием нашего адмирала, к нему сразу подошел один из руководителей судостроительной корпорации. Однако внимание Высоцкого уже переключилось на проекты корпорации THALES. Здесь его сразу окружили топ-менеджеры и специалисты высшего звена.  

Главком выслушал обстоятельный рассказ о том, какая замечательная компания THALES и о том, какие прорывные проекты она реализует для ВМС стран НАТО. Его очень заинтересовала выставленная на показ интегрированная, как ее назвали, башня боевого корабля. Устанавливаться она может практически на любой фрегат, корвет или крейсер.

А изюминка ее в том, что одна эта башня обеспечивает весь диапазон оптико-электронного и радарного отслеживания во всей надводной полусфере корабля.

Привлекли внимание Высоцкого и глубоководные необитаемые аппараты. В итоге он заявил, что готов рассмотреть вопрос о тесном сотрудничестве с этой корпорацией сразу по нескольким направлениям. Более детальную проработку перспективных проектов главком поручил своему заместителю – вице-адмиралу Николаю Борисову.  

Для справки стоит сказать, что общеевропейская корпорация THALES выиграла тендер на проектирование авианосца для ВМС Великобритании. И Высоцкий это прекрасно знает. Так что главной целью главкома был, скорее всего, не вертолетоносец, а изучение самой возможности заказа у ведущей мировой фирмы проекта авианосца для России и опять же возможность его строительства в кратчайшие сроки на лучших верфях Западной Европы. Судя по тому, как уверенно вел себя Владимир Высоцкий, можно предположить – политическое решение принято, и деньги под этот проект уже выделены.  

На фоне финансового кризиса и достаточно скромного стенда «Рособоронэкспорта» на EURONAVAL-2008 никто, конечно, не ожидал от главнокомандующего Военно-морским флотом России подобных заявлений. Одномоментно наша страна превратилась из скромного продавца малых боевых кораблей в крупнейшего мирового покупателя военно-морской техники. Такую новость не смогли переварить даже охочие до сенсаций журналисты. СМИ на высказывания адмирала Высоцкого отреагировали вяло.  

А ведь если задуматься, случилось то, чего и надо было ждать. Российское крупнотоннажное кораблестроение так и не вышло из кризиса девяностых годов. Подводные атомные ракетоносцы строятся второй десяток лет. Даже дизельную субмарину «Лада» в Питере никак достроить не могут, хотя она давно должна была бы стать в строй ВМФ.

Поэтому, если принято решение оснастить наш флот большими кораблями, в том числе и авианосцами, то другого варианта, кроме как заказать их за границей, нет. Во-первых, построят быстро и качественно, а во-вторых, деньги не разворуют.

Если такое действительно случится, то полностью изменится политика закупки вооружений не только для флота, но и для всех Вооруженных сил России. Кстати, российские кораблестроительные КБ в силу ряда причин были бы только рады, если их проекты, в том числе для ВМФ, реализовывались бы на западных верфях. Об этом открыто говорилось на салоне в Ле Бурже. Впрочем, одного желания, пусть даже подкрепленного деньгами, тут мало. Столь радикальный шаг потребует и законодательного оформления. А как отнесутся наши законодатели к идее размещения государственного оборонного заказа в странах НАТО – не известно.  

Да и на Западе такой шаг России, вне всякого сомнения, вызовет не только восторг, но и сильное противодействие, особенно со стороны США. Ведь по самой структуре НАТО будет нанесен сильнейший удар. В чем смысл продвижения этого военно-политического блока на Восток и связанные с этим огромные затраты, если Россия будет покупать на Западе вооружение, стоимостью в миллиарды евро? Зачем пугать курицу, готовую нести золотые яйца? Напротив, надо перестать ее нервировать.  

Нынешний салон дает полную картину тех направлений, по которым будет развиваться боевое кораблестроение в ХХI веке. Если судить по тому, что показывается на EURONAVAL-2008, то можно сделать вывод, что времена огромных боевых кораблей уходят в прошлое. Армады линкоров и крейсеров требовались, когда шла активная борьба за сферы влияния на планете. Да и то, даже в те годы гигантские линейные корабли особого влияния на передел мира не оказали. А сегодня, нравится нам это или нет, но живем мы во времена глобализации, когда каждый уголок земного шара просчитан и поделен между сильными мира сего. И военно-морские силы требуются больше для защиты прибрежных акваторий и экономических зон, а не для битвы за удаленные Фолкленды. В этой ситуации российские кораблестроители оказались в положении достаточно выигрышном. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. С распадом Советского Союза самые большие верфи отошли Украине, да и экономика новой России потянуть строительство крупных кораблей уже не могла. И отечественные КБ занялись проектированием ранее экзотичных корветов, фрегатов и скоростных кораблей береговой охраны. Причем, проектирование сразу пошло с учетом новейших мировых требований, с использованием самых современных технологий.  

Так, питерское Центральное морское КБ «Алмаз» экспонирует во Франции проекты кораблей, имеющих надстройку не металлическую, а из композитных материалов. Это позволяет снизить вес корабля, а значит усилить его боевую мощь и создать более комфортные условия обитания для экипажа. Общая архитектура кораблей выполнена по технологии «стелс».

Естественно, интерес к «алмазовской» продукции в мире проявился почти сразу. Способствовало этому и то, что новейшие фрегаты не только предлагаются на экспорт, но и заказываются российским флотом.

В составе ВМФ успешно несет службу корвет-«невидимка» проекта 20382 «Стерегущий». Но еще более современные ракетно-артиллерийские корветы, фрегаты и корабли береговой охраны с грозными именами «Скорпион», «Катран», «Мангуст», «Мираж», «Ястреб» - ждут своих покупателей.  

Северное конструкторское бюро, опять же из Питера, специализировалось на создании больших кораблей. В частности, в его стенах были спроектированы тяжелые атомные ракетные крейсера «Киров» и «Петр Великий». Как сказал ведущий конструктор СКБ Александр Якимчук, представляющий в Ле Бурже изделия своего предприятия, творческий потенциал СКБ позволяет спроектировать и авианосец. Однако сегодня, по его словам, на мировом рынке велик спрос на корабли небольшие, проекты которых в достаточном количестве и представлены на выставочных стендах.

В центре внимания на EURONAVAL-2008 несколько неожиданно оказалась экспозиция Зеленодольского КБ из Татарстана. Здесь, в глубине России, вдали от океанских просторов проектируют фрегаты типа «Гепард», «Корсар» и малые артиллерийские корабли «Торнадо».

Отличительной особенностью зеленодольцев является то, что все их корабли при относительно малых размерах имеют мощнейшее и самое разнообразное вооружение, большие скорости хода и отличную мореходность.

Все это позволяет им выполнять боевые задачи в прибрежных зонах, на мелководье, а если потребуется, уходить в открытый океан и наносить удары по значительно более крупным кораблям противника.  

Гендиректор Зеленодольского ПКБ Леонид Шарапов сказал, что уже в ближайшей перспективе может появиться возможность создания новых проектов для третьих стран с участием российских и западных фирм, прежде всего французских. Работы в этом направлении, в том числе и на салоне в Ле Бурже, ведутся очень активно. А это свидетельствует о том, что потенциал отечественной кораблестроительной промышленности не утрачен и мировым сообществом признан.  

Впрочем, почивать на лаврах не стоит. В последние двадцать лет Запад все-таки развивался по сравнению с Россией гораздо более динамично. Франция, в частности, на EURONAVAL-2008 показала целую серию перспективных высокоскоростных и малошумных подводных лодок. И около них всегда было многолюдно. Однако точно такие же типы субмарин были лет тридцать назад детально просчитаны в тогда еще Ленинградском КБ морской техники «Малахит». Там же давным-давно создано уникальное оборудование для боевых пловцов.

К сожалению, в Ле Бурже не мы показываем удивительные по своим возможностям субмарины и прекрасную оснастку боевых пловцов.

Очень много на салоне EURONAVAL выставлено глубоководных аппаратов, управляемых дистанционно. В России, похоже, это направление вообще не разрабатывается. Явно недостаточно на наших стендах проектов по модернизации судов. Корабли ведь несут службу десятилетиями, и, продав один раз тот же фрегат, можно затем многократно его совершенствовать, получая немалую прибыль. И по вооружению нам есть, что предложить. Тут и новейшая спаренная шестиствольная 30-мм пушка «Дуэт», у которой большое будущее именно в различных модернизациях. Новейшая российская 100-мм автоматическая пушка способна, по мнению специалистов, одной очередью разрезать эсминец. Предприятие «Базальт», известное своими гранатометами, предлагает прекрасные комплексы по защите кораблей от подводных диверсантов, но продвигаются они на рынок весьма вяло.  

Предприятие «Альтаир» показало в Ле Бурже систему ПВО с оптико-электронным наведением «Гибка». Комплекс очень интересный, но, если судить по общей экспозиции салона, оптико-электронное наведение и управление огнем стало просто обязательным элементом боевого оснащения кораблей ВМС самых разных стран. А ведь еще десять лет назад именно российская «Гибка» стала прорывной разработкой и на мировом рынке была воспринята с большим интересом. Увы, активно внедрить ее на рынке мы так и не смогли.  

Стоит отметить, что среди чисто военных предложений все больше демонстрируется гражданских проектов. Очень образно эту тенденцию выразила одна из немецких фирм. На ее стенде показан удивительный гибрид (на фото): носовая часть – боевой корабль, а кормовая – яхта суперкласса. Просто мечта российского олигарха – и отбиться от врагов можно, и отдохнуть на высшем уровне. А суть этого гибрида в том, что развитие боевого кораблестроения, в случае необходимости, позволяет решить любую задачу судостроения гражданского. И комментариев тут не требуется. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.