Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Саммит СНГ и без Грузии саммит

Саммит СНГ и без Грузии саммит

Никаких особых достижений на пути к интеграции не отмечено, никаких кардинальных решений не принято
Лев Паршин
13.10.2008
Саммит СНГ и без Грузии саммит

В политической терминологии английское слово саммит стало означать встречи, конференции и совещания на высшем уровне. Когда знакомишься с итогами бишкекского совещания, то невольно напрашивается вопрос: не родила ли эта гора мышь? 

В телевизионных репортажах о встрече лидеров СНГ в Бишкеке показывались подготовленные к заседанию официальные документы. В списке участников отчетливо была видна строчка: «Саакашвили Михаил Николаевич – президент Грузии».  

Что это? Прокол технических служб? Ведь Тбилиси давно объявил о выходе из Содружества. Саакашвили призвал и другие страны покинуть, как он выразился, «объединение, которым управляет Россия без спроса других стран». Иначе говоря, он облил грязью всех участников СНГ, представив их безропотными марионетками Москвы. После такого «батоно Мишо» просто не мог, как ни в чем не бывало, явиться на встречу со своими бывшими коллегами.  

И все-таки это вряд ли была протокольная ошибка организаторов саммита. Скорее наоборот - скрупулезное соблюдение протокола. В соответствии с уставными документами Содружества Грузия формально перестанет быть его членом в августе 2009 года. До этого она сохраняет право участвовать в его мероприятиях.  

Остальные члены Содружества решили пока держаться вместе. Конечно, у каждой страны – свои национальные интересы, свои заботы и проблемы. Но их объединяет историческая общность народов, взаимозависимость национальных экономик, вековые человеческие связи. Вместе легче адаптироваться в жестком пространстве мировой рыночной экономики, справляться с новыми вызовами. Участники саммита договорились о создании рабочей группы на уровне министров финансов. Они должны в ближайшее время собраться в Москве, чтобы обсудить ситуацию с мировым финансовым кризисом.  

Содружество поставило перед собой цель: в короткие сроки добиться высокой степени интеграции.

Такой, например, какой достиг Европейский Союз с его общим рынком товаров, услуг, рабочей силы, с открытыми границами для своих граждан, с общей внешней политикой и т.д.  

Саммит в Бишкеке показал, что до этой цели пока еще далеко. Попытались, было, согласовать общую программу экономического развития до 2020 года, но не получилось. Документ отправили на доработку.  

Разные страны СНГ по-разному выстраивают приоритеты интеграции. Одни готовы идти достаточно далеко и быстро, другие выжидают, посматривают на Европу, надеясь, как Украина, скоро оказаться в ее объятьях. Поэтому выработалась практика так называемой разноскоростной и разноуровневой интеграции. В Бишкеке состоялся еще один саммит– ЕврАзЭС, то есть Евразийского Экономического Сообщества. Это Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Они уже несколько лет пытаются сформировать общие внешние таможенные границы, выработать единую внешнеэкономическую политику. Но даже эти «маяки» интеграции пока не слишком преуспели в своих усилиях.  

Помимо глубоких объективных причин пробуксовки, которая замедляет интеграцию новых независимых государств, есть, кажется, и субъективные.

СНГ во многом функционирует по советскому образцу – много формализма, пустых, повисших в воздухе деклараций.

На уровне глав государств, правительств, руководителей министерств и ведомств подписаны сотни документов. Казалось бы, постсоветское пространство давно должно было бы стать образцовым интеграционным объединением. Пока не стало. Как удрученно признал хозяин нынешнего саммита, киргизский президент Курманбек Бакиев, «С реализацией решений очень туго».  

Вот и в Бишкеке было принято 19 документов. В том числе такие эпохальные решения: О проведении очередного заседания Совета глав государств СНГ; О председательстве в СНГ; О Председателе Экономического Суда СНГ; О заместителе Председателя Экономического Суда СНГ;  

О награждении Грамотой СНГ;  

О Положении о председательстве в СНГ; О Положении о Национальных координаторах государств-участников СНГ.  

Стоило ли большим людям приезжать ради таких решений в далекую Киргизию, которая как раз в это время пострадала от сильного землетрясения?  

СНГ действует как образцовая бюрократическая структура – одни и те же вопросы обсуждаются из года в год, а реального сдвига не видно.

Давайте попробуем продраться сквозь нагромождение формулировок по одной из проблем, которая очень заботит всех лидеров – о реформировании СНГ. Два года назад главы государств решили, что надо перестроить Содружество, сделать его более динамичным и работоспособным. Год понадобился, чтобы разработать «Концепцию дальнейшего развития СНГ» и «План основных мероприятий по ее реализации». Еще год прошел – и в Бишкеке подписано постановление «О документах, подготовленных в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств». Из всего этого, если поднатужиться, можно понять: к перестройке механизма сотрудничества пока даже не подступили.  

Выход Грузии из состава СНГ не нанесет большого ущерба процессу реформирования Содружества, поскольку этот процесс и так идет ни шатко, ни валко. По оценке Сергея Лаврова, участие Грузии в последние годы в Содружестве было нацелено не на содействие его консолидации, а скорее на эрозию СНГ. Поэтому, заметил Лавров в Бишкеке, «не вижу каких-либо негативных последствий для деятельности нашей общей организации». Так сказать, Саакашвили с возу – СНГ легче.  

Но негативные последствия все-таки будут – в сфере геополитики. Одно звено выпало из состава Содружества и будет теперь очагом дестабилизации, вражды и напряженности в регионе. Грузия рвется в НАТО, подогревает реваншистские настроения, нацеливается на ускоренное перевооружение. Соединенные Штаты не отказываются от политики массированной военной помощи Тбилиси. Саакашвили будет вести антироссийские интриги с некоторыми участниками СНГ, прежде всего с Украиной, пытаться расколоть Содружество. Со всем этим России придется считаться, выстраивать свою политику – твердую, но спокойную и выдержанную. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.