Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Россия - Грузия: попытки диалога

Россия - Грузия: попытки диалога

Возможен ли выход из состояния «холодной войны» между нашими странами?
Александр Крылов, Андрей Арешев
08.08.2011
Россия - Грузия: попытки диалога

За прошедшие после Пятидневной войны три года не произошло ничего, что позволило бы говорить о хоть каком-то самом минимальном продвижении в сторону нормализации российско-грузинских отношений. Российский МИД обвиняет Грузию в организации диверсионных рейдов в Абхазии и Южной Осетии и возлагает на Тбилиси ответственность за увеличение количества «потенциально опасных инцидентов» в регионе. Власти Грузии продолжают прежний курс на конфронтацию с Россией (меры по срыву Олимпиады в Сочи, разыгрывание «черкесской карты», противодействие вступлению РФ в ВТО, информационная война и т.п.), отказываются от юридического оформления соглашения о неприменении силы в зонах конфликта и обвиняют российские спецслужбы в шпионаже и организации терактов. В такой ситуации научные контакты между Россией и Грузией приобретают особое значение.

После Пятидневной войны США и ЕС лишились изрядной доли своих иллюзий по поводу грузинской демократии, прозвучало много довольно жестких критических замечаний в адрес нынешнего правящего режима. Но на днях политика Тбилиси вновь получила существенную моральную поддержку: сенат сделал перерыв в обсуждении проблемы грозящего США финансового дефолта и единогласно принял резолюцию "о продолжающихся нарушениях суверенитета и территориальной целостности Грузии и отношении к мирному урегулированию конфликта в рамках международно признанных границ Грузии".

В документе, в частности, говорится, что «Абхазия и Южная Осетия — это регионы Грузии, оккупированные Российской Федерацией". Сенат США призывал Россию предпринять шаги для выполнения всех положений соглашения о прекращении огня от 2008 года, т.е. «вывести войска из Абхазии и Южной Осетии и обеспечить допуск на эти территории международной гуманитарной помощи". Одновременно сенат США "призывал Россию и тех лиц, которые контролируют ситуацию в Абхазии и Южной Осетии, позволить вернуться всем вынужденно перемещенным лицам и впустить на эти территории международных наблюдателей".

Москва расценила эту резолюцию как свидетельство превращения США в одну из сторон конфликта, а затем устами премьер-министра В. Путина впервые заявила о возможности реинтеграции Южной Осетии с Россией, если того пожелает ее население.

Закономерно, что на фоне сохраняющихся противоречий между Россией и ее западными партнерами на Южном Кавказе, а также многолетней конфронтации между Москвой и Тбилиси на официальном уровне восстановление дипломатических отношений остается чем-то из области фантастики, которая может стать реальностью лишь в отдаленной перспективе.

В 2011 году одной из форм сохранения диалога между российскими и грузинскими учеными и политологами стали организованные Научным обществом кавказоведов (НОК) международные конференции. Первая из них состоялась в феврале в столице Армении Ереване, вторая - в июле во Владикавказе. Один из ведущих грузинских политологов Ивлиан Хаиндрава, принимавший участие во второй конференции НОК, подчеркнул значение проведения такого рода конференций в современных условиях:

«Я еще раз убедился, что диалог с российской стороной целесообразен и необходим, хотя бы на том уровне, на каком он возможен. В отношениях между нашими странами есть проблемы, которые вряд ли поддаются разрешению в ближайшей перспективе. Однако, может быть, стоит отложить их на какое-то время и попробовать на взаимовыгодной основе шаг за шагом решить те вопросы, которые подлежат решению уже сегодня. Это безопасность, экологические, экономические проблемы, вопросы, связанные с перемещением людей и многое другое.

К слову, я считаю, что Северный Кавказ — регион, где интересы Грузии и Российской Федерации объективно не расходятся, а совпадают. И он может стать определенным фактором сближения между нашими странами.

Опыт последних десятилетий демонстрирует, что на основе общих интересов Россия наладила партнерские отношения с рядом государств, в том числе своих соседей, с которыми у нее были — а в известном смысле, и остаются — противоречия, еще совсем недавно казавшиеся почти неразрешимыми.

Имею в виду страны Балтии, некоторые государства Восточной Европы… Так что любые попытки российско-грузинского диалога, по-моему, все-таки предпочтительнее, чем полное отсутствие движения в этом направлении. В конце концов накапливаются и «обкатываются» какие-то идеи, наработки, которые обязательно пригодятся в будущем» («Аргументы и факты. АиФ Тбилиси», № 30 (462) от 27.07.2011).

Необходимо подчеркнуть, что выступления грузинских участников неизменно вызывали повышенный интерес участников наших конференций и присутствовавших на них журналистов, что свидетельствует о неудовлетворительном освещении грузинской тематики в российских СМИ и отчетливо ощущаемом обществом «информационном голоде» в этом отношении.

Это в полной мере относится к прозвучавшим на конференции НОК во Владикавказе докладам грузинских участников. На ней директор программы Южнокавказских исследований Республиканского института Грузии Ивлиан Хаиндрава проанализировал особенности внутриполитической жизни постреволюционной (после «революции роз» 2003 г.) Грузии. Он подчеркнул противоречивый характер происходящего: наряду с успешной административной реформой, развитием инфраструктуры, искоренением низовой коррупции уже на начальном этапе реформ начинается «закручивание гаек», связанное с необходимостью укрепления позиций правящего режима.

После событий августа 2008 года власти Грузии фактически отказались от дальнейших реформ, и перешли в «режим самосохранения».

И. Хаиндрава определил четыре главные опоры нынешней власти: силовые структуры, в первую очередь МВД; страх, вернувшийся в общество, в том числе в межличностные отношения; деньги, включая т.н. «элитную» коррупцию с соответствующим перераспределением бюджетных потоков; пропаганда и полный контроль властей над основными информационными ресурсами.

Хаиндрава подчеркнул отличие грузинской столицы от остальной части страны: для Тбилиси характерна большая степень оппозиционности и большее разнообразие информационных ресурсов, что затрудняет их контроль. По его мнению, судьба действующего президента после 2013 года может сложиться по-разному, разногласия внутри нынешней грузинской правящей элиты способны привести к «переконфигурации» политического поля с включением в него отдельных частей оппозиционного спектра.

Другой представитель Грузии, директор Института исследований национализма и конфликтов Паата Закареишвили рассказал о северокавказской политике Грузии, ее возможных последствиях для двусторонних отношений и для ситуации в регионе в целом. По его мнению, Северный Кавказ создает серьезные вызовы российской государственности, но он потенциально способен стать точкой сближения двух стран. При содействии ЕС и ОБСЕ можно достичь позитивного вклада Грузии в обеспечение региональной стабильности, что подразумевает и переформатирование некоторых шагов официального Тбилиси на северокавказском направлении.

В ходе состоявшейся дискуссии многие участники дали критическую оценку действиям грузинского парламента и подчеркнули недопустимость использования давних, часто действительно сложных и трагических исторических событий для дестабилизации обстановки на Кавказе.

В частности, Паата Закарейшивили особо подчеркнул те новые риски, которые связанны с негативным влиянием политики грузинских властей в контексте приближения Олимпиады-2014.

Однако, по мнению участников из Грузии, существующий характер российско-грузинских отношений делает невозможным отмену решения грузинского парламента о признании «геноцида черкесов» в Российской империи. В этой ситуации П. Закареишвили предложил в качестве лучшего в нынешней ситуации выхода «не педалирование», а еще лучше - полное замалчивание черкесской темы, в том числе и решения грузинского парламента о признании «геноцида черкесов» в Российской империи, в Грузии и России.

Наряду с обсуждением грузинской тематики на конференциях НОК были проанализированы проблемы развития Кавказского региона как части постсоветского пространства, оказавшегося в последние годы перед серьезными вызовами. Бурные события в странах Ближнего и Среднего Востока актуализировали поиск адекватных сценарных моделей развития, путей модернизации политических и социально-экономических систем. Особенно оживленную дискуссию вызвал тезис российского политолога А.В. Рябова о перспективах создания в различных странах СНГ «витринных» моделей перспективного развития, примером которой является авторитарная модель проведения реформ в Грузии.

Несмотря на остроту нынешних российско-грузинских отношений большинство участников конференций пришло к выводу, что после августа 2008 года «центр тяжести» кавказской политики сместился в сторону Азербайджана и Армении, что в настоящее время наиболее взрывоопасной является ситуация вокруг Нагорного Карабаха. В ходе дискуссий были высказаны разные мнения о перспективах возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией, однако общее мнение сводилось к тому, что ситуация все больше осложняется.

Александр Крылов - президент Научного общества кавказоведов, доктор исторических наук; Андрей Арешев - главный редактор сайта НОК (www.kavkazoved.info).

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.