Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Разделенный народ Европы (часть 2)

Разделенный народ Европы (часть 2)

Русины продолжают отстаивать свои права
Евгений Осадчий
04.08.2008
Разделенный народ Европы (часть 2)

О существовании на европейской этнической карте довольно многочисленного (до одного миллиона человек совокупно), но разделенного на множество частей государственными границами народа русинов, к сожалению, знают только специалисты. Средний европеец, как и средний россиянин, вообще не слышал о русинах. Между тем это один их древнейших автохтонных народов Европы...

Сложность положения русинов как народа заключается еще и в том, что он разделен по конфессиональному признаку – часть исповедует греко-католическую веру, а часть православие.  

Исторически на формирование русинского этноса в Центральной Европе большое влияние оказало христианство, которое было воспринято предками русинов на век раньше, чем произошло крещение Киевской Руси.

 Почти два года в русинском ареале проповедовали святые Кирилл и Мефодий, поскольку не имели возможности войти в Моравское государство, к тому времени занятое германцами. Принятию христианства способствовали тесные экономические связи с соседними славянскими странами, а также то, что значительные территории проживания русинов входили в Моравское и Болгарское государства.  

Постепенно формировались религиозные общины и церковные организации византийского обряда. Православные религиозные организации русинов вплоть до 1947 года подчинялись Сербскому патриархату, а греко-католики, объединенные в Мукачевскую епархию, - непосредственно Риму.  

Глубокая религиозность - характерная особенность русинского этноса. По переписи 1930 года в Закарпатье назвали себя греко-католиками 359 191 человек, православными – 11 234, вместе это почти 70% тех, кто называет себя русинами. В настоящее время три четверти православных закарпатцев (около 600 тысяч) - члены Украинской православной церкви Московского Патриархата.  

Русины, которые эмигрировали в США, сначала ходили в церковь совместно с выходцами из Западной Украины.

Однако вскоре сказались расхождения в богослужебной практике и общественной позиции верующих, и подкарпатские русины учредили греко-католическую митрополию в Питтсбурге и православную митрополию в Джонстауне (Пенсильвания).

Обе церкви, православная и греко-католическая, сыграли важную роль в национальной идентификации русинов. Во всех официальных документах периода вхождения в Чехословакию принадлежность к этим конфессиям выступала синонимом русинской национальности. В первые годы после присоединения к СССР эти конфессии подвергались гонениям. Православная Церковь перешла в подчинение Московскому Патриархату, а греко-католическая, поставленная вне закона, преследовалась до 1990-х годов.  

К сожалению, и в независимой Украине продолжается нарушение прав верующих руками самих же верующих. Насаждается «украинизация» в богослужении там, где традиционно пользовались церковнославянским языком (близким к русинскому). Это означает,что людям, причастным к богослужению, нужно переобучаться в угоду верующим, прибывшим из соседних украинских областей, особенно из Галичины. Эта же категория верующих добивается подчинения греко-католических общин Закарпатья львовскому греко-католическому центру, что является унижением роли и значения Мукачевской епархии.  

Таким образом, аргументы в конфессиональной сфере также убедительно доказывают, что национальность «русин» должна войти в государственный реестр национальностей Украины, что позволит защитить язык богослужения, обряды и традиции, сохраненные народом на протяжении веков. Поступать иначе - значит загнать решение русинской проблемы в тупик, нанести вред и украинскому обществу, внести межнациональный раздор. Тем более бессмысленно не признавать русинской национальности, если официально считают ее носителей частью украинского народа.  

События после распада СССР серьезно ухудшили положение русинов, продолжавших оставаться в составе Украины, однако лишенных какого бы то ни было национально-автономного статуса.

1 декабря 1991 года на Украине был проведен референдум относительно желания ее граждан выйти из состава СССР, 92,5% процента закарпатцев проголосовали за суверенитет и независимость Украины.  

Тогда же проводился областной референдум относительно автономии Закарпатья. Но по просьбе Л. Кравчука и его администрации сессией областного совета слово «автономия» было заменено его энциклопедическим толкованием – «специальная самоуправляющаяся территория» и соответственно внесено в бюллетень: «Считаете ли Вы, что необходимо, чтобы Закарпатье получило, с занесением в Конституцию Украины, статус специальной самоуправляющейся территории, как субъекта в составе независимой Украины и не входило в любые другие административно-территориальные образования»? За это проголосовали 78% участников референдума. Однако, результаты референдума относительно статуса Закарпатья официально Киевом и к настоящему времени не признаны. Воля народа грубо проигнорирована.  

Надежды русинов на то, что демократическая Украина будет способствовать возобновлению отобранной у них Сталиным государственности, не оправдались. С упрямой настойчивостью, вопреки исторической правде и нынешней реальности, русинов пытаются превратить в «этнических украинцев» (близких к ним, но не тождественных). Этим вносятся чуждые русинам тенденции национальной неприязни. Именно отсюда идет опасность для целостности Украины, а не от русинов. «Неугомонные патриоты» спровоцировали принятие на государственном уровне тайного «Плана мероприятий по решению проблем украинцев-русинов», направленному на ускоренную ассимиляцию русинов.  

Как пишет Олег Сапожников (Фонд «Свободная Европа»): «Власть современной Украины при всех своих декларациях относительно своего «европейского вектора развития» делает равнодушный вид, что русинской проблемы не существует, потому что нет самих русинов, а есть «украинцы» и кучка сепаратистов. Речь идет даже не только о лишении права русинов на воссоздание своей автономии, речь идет об отсутствии у русинского народа даже тех прав, которыми обладают другие национальные меньшинства Украины».  

Одним из вопиющих аспектов нарушения прав народа, а соответственно и прав человека, в Закарпатье является хозяйственно-экономическая практика украинских властей этом регионе.

Рельефно-климатические особенности обусловили характер социально-экономической жизни региона. В течение веков здесь образовались своеобразные способы ведения хозяйства, как в горной местности, что занимает 80 процентов территории, так и равнинной части края, в частности в возделывании земли, животноводстве, переработке продукции и потреблении. Четко очертились три составные экономики: а) крестьянское сельское хозяйство на базе выкупленной крестьянами земли; б) ремесло; в) промышленность. С установлением советской власти первые две составляющие были ликвидированы. Крестьянские хозяйства были коллективизированы, большинство исторических владельцев, а это сотни тысяч людей, были отлучены от земли, приобретенной ими за средства от своего труда. Борьбой с «кустарничеством» уничтожено ремесло. Промышленность базировалась исключительно на местном сырье. Надо принять во внимание, что на 1945 год в области насчитывалось 173 предприятия, в том числе 31 - лесной и деревообрабатывающей промышленности, 18 - производства стройматериалов, 94 - пищевой промышленности. Большинство населения посезонно работало в сельском и лесном хозяйстве, что давало возможность сочетания обоих сфер в занятости рабочей силы. Предложения местной власти относительно сохранения и умного использования этого фактора центром не были учтены. Все знают, что вплоть до 60-х годов по-варварски леса вырубались для «восстановления», а за последние годы независимой Украины эта позорная практика нарастает с угрожающими размерами и последствиями. Лесная и деревообрабатывающая промышленность достигла своего пикового уровня в 70-90 годы. Потом начался ее упадок. Более 45 тыс. работников этой отрасли потеряли работу.  

Принцип выравнивания социально-экономического развития регионов, провозглашенный в 70-х годах относительно Закарпатья, не был реализован. По фондообеспечению одного работающего область, даже на 90-е годы, в 4-7 раз отставала от других промышленно развитых регионов Украины. Проблема занятости населения решалась созданием предприятий, которые работали на привозных материалах и производили комплектующую продукцию. На них было занято свыше 200 тысяч специалистов, преимущественно молодых рабочих. Все они сегодня - вне экономической жизни. Поэтому, наряду с возобновлением производства «на приватной основе», очень необходимо с помощью центра вернуться к организации законченного цикла производства для внутреннего и зарубежного рынков.  

Отсутствие дифференциации региональной политики центра привело к тому, что обедневший регион Закарпатья стал донором бюджетам соседних областей - Ровенской, Ивано-Франковской - как посредников в поставке энергоносителей.  

Санатории перечисляют свои прибыли в АО «Укрпрофоздоровлення» в Киев. Минеральные воды в Закарпатье сегодня – это сверхдоходы олигархических кланов и их прислужников в Киеве. Это третье, после уничтожения леса и отобрания от коренного населения земли, ограбление края.  

За бесценок вывозятся также поваренная соль, цеолит, шерсть и другие ресурсы.

От добывания мужиевского золота, которое получило статус «украинского», область ничего не получает.

 Так называемая приватизация торговых, бытовых, производственных и др. объектов, созданных за средства трудовых коллективов, людям труда мало что дала. Трудовые коллективы практически отстранены от приватизационного процесса, ибо ему предшествовали лишение сберегательных и страховых вкладов на сумму свыше 3 миллиардов долларов США, ограбление трастовыми компаниями, безработица. Посреднические фирмы, которые находятся за пределами области, воспользовавшись безденежьем населения нашего края, скупают акции, сертификаты, овладевают имуществом, насаждают свои кадры, своевольно ведут себя в соблюдении законов о труде.  

Нарушено демографическое и социальное равновесие в крае. За полвека население удвоилось и достигло 1,3 миллиона человек. Здесь, если вычесть площадь, занятую лесами, плотность населения на 1 кв. км. составляет 200 человек. Это наибольший показатель на Украине и в СНГ. На одного жителя приходится всего 0,15 га земли. В настоящее время из 746 тысяч работоспособных имеют постоянные места работы лишь 280 тысяч человек, включая чиновнический управленческий аппарат и силовые структуры. Напомним, что в 1930 году в Закарпатье насчитывалось 60 тысяч безработных. Мировая общественность тогда била тревогу на этот счет, называя край «Африкой в Центре Европы». А в настоящее время около 400 тысяч человек, в основном автохтонные русины, квалифицированные специалисты, молодежь, выброшены из разных сфер общественно полезного труда. Они вынуждены отправляться в Европу или Россию, чтобы прокормить семью. Почти нет среди них лиц, которые бы не испытали рэкета в странах СНГ или дискриминации в других европейских государствах. Немало работников оставили там и здоровье, и свою жизнь. Да и их мизерные заработки вымываются из области в условиях упадка производства и потери возможности труда в соседних странах, которые ввели систему визового въезда. Постепенно ликвидируется внутренний рынок.  

История повторяется, к сожалению, в ухудшенном варианте. Завершение XX века для Закарпатья по всем признакам, но в усугубленном центральной властью виде, тождественно концу XIX век Тогда, в 1899 году, ирландец по происхождению, экономист министерства полеводства Венгрии Е. Еган, исследовав экономическое положение подкарпатских русинов, писал: «страшно смотреть на этот умирающий народ. Уже ныне можно предсказать и тот день, когда последний русин убежит из края». И дальше: «... этот крестьянский народ попался в руки наисильнейшего и наихитрейшего торгового элемента в Европе...» Невосполнимые потери несет сегодня русинский народ из-за отсутствия демократического правового регулирования хозяйственных отношений, в условиях когда сверхдоходы достаются олигархам, которые завладели основами экономики - энергоносителями, приоритетными сферами.  

Коренное население - русины практически не могут воспользоваться своими правами, они лишены доступа к ресурсам и хозяйственным мощностям.

Законы Украины, как правило, не учитывают особенностей Закарпатья, которые формировались в течение веков.  

Следовательно, наступило время реализовать законодательно волеизъявление закарпатцев на референдуме 1991 года. Необходимо не только внести русинскую национальность в "Словарь национальностей Украины" (с присвоением отдельного идентификационного кода, который бы обязательно учитывался в переписях населения Украины и других официальных документах), но и создать условия для правовой реализации законных прав коренного населения Закарпатья.  

Украина – независимое демократическое государство, руководство которого неоднократно заявляло о «европейском векторе своего политико-правового развития». Европейские структуры неоднократно с симпатией высказывались в адрес того курса, который осуществляет новое правительство и Верховная Рада Украины. Однако, на примере судьбы русинского народа мы сталкиваемся с вопиющим нарушением прав человека, более того, прав целого народа, с проявлением двойных стандартов в оценке законодательства и практики стран, входящих в Совет Европы. В случае с положением русинов – речь идет не о лишении прав на создание автономии, на что, как убедительно доказывают материалы исторических и политических исследований, у русинов есть полное международно признанное право, речь идет об отсутствии у русинского народа даже тех прав, которыми обладают другие национальные меньшинства Украины. То есть речь идет о дискриминации целого народа по национальному признаку!  

Европейская Хартия региональных языков и языковых меньшинств принята Советом Европы в ноябре 1992 года. Эта Хартия является дополнением к Европейской конвенции о защите прав человека и Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Эти документы провозглашают полифонический подход к защите культурно-языковых прав населения, заключающийся в признании многообразия языков, взглядов, позиций. Эти документы трактуют язык не только как средство общения, но и как неотъемлемую часть культуры и самосознания человека - носителя языка. Украина, провозглашая свою европейскую ориентацию, ратифицировала эти документы. Казалось бы, это создает прочную юридическую базу хотя бы для прав русинов на использование своего языка в образовании и общественной сфере. Но не тут-то было! В законе о ратификации вообще отсутствует упоминание о русинах. Среди национальных меньшинств Украины упомянуты крымские татары, цыгане, гагаузы. Есть русские, евреи, греки и болгары, венгры, словаки, румыны, молдаване и белорусы. Но русинов нет...  

Русинам приписывается стремление к выходу из состава Украины, ненависть к украинцам, их называют не иначе как «силой зла, направленной против Украины и ее государственности». Степень разъяренности при этом совершенно несопоставима с нынешним масштабом движения и вызвана именно тем, что сам факт его наличия нарушает привычный и удобный взгляд на национальный вопрос как на борьбу за украинство против наследия русской империи.

В случае с русинами «палач» и «жертва» меняются местами, «угнетенные» украинцы сами становятся угнетателями, а такой имидж не нужен «европейской, цивилизованной Украине».

В Украине игнорируется даже факт официального признания русинов в качестве отдельного народа в странах Евросоюза, куда Украина так стремится. А русины признаны как национальное меньшинство (а значит и как народ) и в Польше, и в Венгрии, и в Чехии, и в других странах. Собственно, основным и главным русинским вопросом является отсутствие какого-либо статуса русинского народа на территории Украины.  

История русинского народа полна скорбных страниц. Самый мрачный эпизод связан с истреблением в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны 70 тысяч русинов – мужчин, женщин и детей в Талергофе. Это факт геноцида, так как люди гибли именно вследствие своей принадлежности к народу русинов. Европа не помнит о трагедии русинов в Талергофе, как не замечает медленный геноцид осуществляемый на наших глазах.  

Шаг к признанию права на автономию русинов в современных условиях – это шаг к превращению Украины из унитарного государства в федеративное, но именно этот путь может привести к гармонизации национальных отношений.  

 

* В статье использованы материалы работ Николая Петровича Макары, председателя Русинского научно-образовательного общества, представителя Закарпатского областного общества "Знание" Украины; Михаила Ивановича Шарги и прот. Димитрия Сидора, председателя Сойма Подкарпатских Русинов, Олега Сапожникова (Фонд «Свободная Европа»).  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.