Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 августа 2019
Прецедент для Новороссии?

Прецедент для Новороссии?

Самопровозглашенная Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) добивается признания ООН
Валентин Неверов
19.11.2015
Прецедент для Новороссии?

Сорок лет назад, 14 ноября 1975 года Испания, Марокко и Мавритания подписали в Мадриде соглашение, по которому Испания отказывалась от западной Сахары и с 28 февраля 1976 года передавала ее территорию под «временное административное управление Марокко и Мавритании». В апреле 1976 года они подписали между собой соглашение о границе. Но при этом ни одно из государств не приняло в расчет мнение местного населения.

Поэтому 27 февраля 1976 года «Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-О́ро» (испанское сокращение ПОЛИСАРИО. – В.Н.) заявил о создании на территории Западной Сахары - Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), соответственно, объявил Марокко и Мавританию оккупантами и начал против них партизанские действия.

ПОЛИСАРИО получил поддержку, как финансовую, так и оружием, из Алжира (основной спонсор и первое из государств, признавшее САДР; на алжирской территории в районе Тиндуфа размещены западно-сахарские беженцы, руководящие органы и учебные базы ПОЛИСАРИО) и Кубы (через Кубу шла военная помощь СССР), До 1983 года помощь шла также из Ливии. Борьба за независимость продолжалась десятилетия. В марте 1990 года в ходе поездки по странам Северной Африки генсек ООН Перес де Куэльяр посетил район Западной Сахары, контролируемый марокканцами, а также лагеря сахарских беженцев в Тиндуфе.

В июне 1990 года генеральным секретарем ООН был представлен доклад о положении в Западной Сахаре, в котором содержался план урегулирования западно-сахарской проблемы.

Предполагалось, что она будет решена в два этапа: первый - прекращение огня; второй - переход Западной Сахары под контроль специального наблюдателя ООН, отвод части марокканских войск, проведение референдума о будущем территории.

Следствием стало принятое в сентябре 1991 года соглашение о прекращение огня, также предполагалось провести референдум в январе 1992 года. По различным причинам референдум откладывался. Потом Марокко вообще отказалось признать ранее принятые соглашения о возможности независимости Западной Сахары.

Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что отказ Марокко от переговоров означает также отказ от соглашения 1991 года о прекращении огня, но не возобновил военные действия, хотя и обладает серьезной военной силой.

И вот уже более двух десятков лет республика находится в состоянии не мира, но и не войны. Вместе с тем, на данный момент Сахарскую Арабскую Демократическую Республику признало более 80 государств (но не ООН).

В Москве с начала 2000-х работает западно-сахарское Бюро по связям с Россией. И, возможно, что путь, по которому идет САДР, предстоит преодолевать и ДНР/ЛНР.

Так, сам факт существования западно-сахарской республики уже не может игнорироваться, с ним вынуждены считаться другие страны. В том числе, разумеется, и Марокко, которое с помощью посредников или напрямую ведет переговоры с САДР об урегулировании конфликта.

Похожая ситуация складывается и в отношении Украины к ДНР и ЛНР. Во всяком случае, их участие в Минском переговорном процессе и в двухсторонних контактах с киевскими эмиссарами по военно-политическим вопросам показывает, что делать вид, будто эти самопровозглашенные республики не существует, уже невозможно.

Через своих представителей в рамках групп стран-посредников Россия участвует в переговорах по урегулированию конфликтов и в Западной Сахаре, и в Новороссии. Причем по западно-сахарскому вопросу переговоры РФ с обеими сторонами проводятся и в Москве. Российская сторона справедливо считает, как и прежде, что народ САДР имеет право на самоопределение и военным путем данную проблему не решить. Этими обстоятельствами тоже подтверждается сходство политических ситуаций в означенных регионах. Такое сходство проявляется и в том, что, повторим, ДНР-ЛНР и Западная Сахара де-факто равноправные участники международных переговорных процессов.

Важная деталь: за истекшие 40 лет САДР установила дипломатические отношения более чем с 60 странами. Кроме того, западно-сахарские Бюро, которые называются либо Бюро по связям, либо Бюро по сотрудничеству, а фактически являются неофициальными диппредставительствами, имеются в 20 странах. Таким образом, Западная Сахара успешно преодолевает политическую изоляцию. Можно также сказать, что признаки подобной антиизоляционистской тенденции начинают проявляться и во внешних сношениях ДНР/ЛНР.

В частности, со ссылкой на государственные таможенные комитеты ДНР и ЛНР появляются сообщения, что прорабатываются вопросы более активного развития торговых связей этих самопровозглашенных республик с Болгарией, Турцией, Польшей, Ираном, Абхазией, Южной Осетией, странами Балтии.

Глава ДНР Александр Захарченко недавно говорил, что «развиваются отношения в политическом плане с Европой, где отношение к ДНР меняется к лучшему».

А министр иностранных дел Вануату, экс-колонии Лондона и Парижа (до июля 1980 г.), Сато Килман заявил, что его страна «может признать независимость ДНР и ЛНР в случае получения соответствующего предложения, исходя из принципа деколонизации».

Но процесс дипломатического признания новообразованных стран, как показывает международная практика, отнюдь не быстрый. Скажем, Абхазия и Южная Осетия, начиная со времени провозглашения своей независимости, признаны всего лишь Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру и Вануату. Однако торговые отношения Сухум и Цхинвал имеют более чем с 20 странами. У ДНР и ЛНР таких стран-партнеров пока намного меньше.

Пожалуй, главными стимулами для развития межгосударственных отношений являются военно-политическая стойкость новообразованных стран и их тщательно выверенная внешняя политика, на которую оказывает влияние геополитическая ситуация. Так, неоднократные попытки марокканских войск сломить сопротивление народа Западной Сахары провалились. После чего, в середине 1990-х, Рабат согласился на непрямые переговоры с САДР, а затем и на их сочетание с прямыми переговорами. Соглашалось Марокко и на периодические прекращения огня с обеих сторон, обмены пленными и т.п.

Не похожую ли картину наблюдаем мы и в Новороссии в контексте провала попыток Киева вооруженной силой и экономической блокадой задушить ДНР/ЛНР?

Когда это не удалось, начались, напомним, Минский процесс, двухсторонние контакты, отвод вооружений с линии соприкосновения, обмены пленными. Правда, киевские власти периодически заявляют о новых планах по «зачистке» ДНР и ЛНР.

О планах такого рода заявляли и в Марокко, когда проводились активные военные операции против Западной Сахары (конец 1970-х - середина 1980-х). Но затем пришлось признать реалии и «вынужденно» вступить в переговоры. Сегодня на 70% западно-сахарской территории (в северном и центральном регионах) размещены марокканские войска, но ситуация здесь такая, которую можно охарактеризовать словами «ни войны, ни мира». Военные действия снова приостановлены, при этом отдельные боестолкновения продолжаются. Около трети западно-сахарской территории (примыкающий к Мавритании южный регион САДР) контролируют западно-сахарские власти, но в военном плане и здесь неспокойно. Опять- таки просматривается аналогия с регионом ЛНР/ДНР.

Стоит упомянуть, что в Западной Сахаре находятся крупнейшие месторождения фосфатов, здесь сосредоточено около 25% всех мировых запасов, кому они достанутся - тот и станет монополистом в мире.

В недрах пустыни найде­ны залежи железной руды, содержащей титан и ванадий. Потому тоже здесь столь долго длится вооруженная борьба. А Донбасс, как известно, богат углем. Такое вот сходство тоже имеется.

Теперь понятно, почему представители САДР и ДНР/ЛНР вместе участвовали в международной конференции «Диалог наций. Право народов на самоопределение и построение многополярного мира», состоявшейся в Москве. Позиция представителей САДР, ДНР, ЛНР, других реально существующих, но не признанных стран, включая Приднестровье, высказанная на форуме, была единой: мировое сообщество должно считаться с реалиями и отказаться от двойных стандартов в вопросах национально-территориального самоопределения. «На этой конференции самое главное — это трибуна, чтобы сказать, что у нас происходит», — говорил Али Салем Мохамед из Западной Сахары. Политик рассказывал о многолетней борьбе ПОЛИСАРИО с марокканскими военными и стремлении его народа быть, в конечном итоге, услышанным Советом Безопасности ООН.

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Петр С.
24.11.2015 14:41
Совершенно соглашусь с Есаулом. Есть реальные эксперты, болеющие за компетентность, объективность и правду. Такие выжимки из интернета, без комментариев крайне необходимы читателям! Надеюсь на продолжение заявленной автором темы. Действительно, неплохо было бы ввести раздел "Наша справка". Не только далекие Гибралтар и Сахара могут быть примером для Новороссии. Очень хотелось бы, чтобы данные материалы "дошли" до руководства ДНР и ЛНР. Это крайне важно.
Есаул
23.11.2015 23:01
Судя  по информации в материале и т.п. материалах, знание этих вопросов - не только информационное. Но ТАКИЕ выкладки - вне реляций многочисленных "экспертов", т.к. им не предписано отклоняться от оплачиваемой столбовой дороги, даже под патриотической "маской". Реальные эксперты, болеющие за компетентность, объективность и правду - ЭТО СТОЛЕТИЕ, прежде всего.
Александр Мясникян
22.11.2015 7:58
Анатолию-3. Отличным образцом в ряду приведенных Вами непризнанных государств могла бы явиться Нагорно-Карабахская Республика (НКР), которая провозгласила свою независимость еще в 1991 году и все эти прошедшие с той поры огненные годы с оружием в руках отстаивала свою независимость от оголтелого, опьяненного нефтедолларами наглого врага. НКР не удалось сломить даже тогда, когда Азербайджан обломав зубы вовлек в конфликт против НКР советские регулярные подразделения ВВ и ВДВ (предательская операция советских войск "Кольцо" против ополченцев НКР в 1991г.)Кремлевские большевики всегда отличались близорукостью по части геополитической прозорливости на южном Кавказе (разве что опомнившись, Сталин на склоне лет попытался исправить ошибки на западно-армянском и константинопольском направлениях, да не успел....).Особенно странно, что именно туркам (в том числе и азербайджанским) удавалось успешно протаскивать такие политические решения(которые на 99% всегда были антиармянскими), которые наносили колоссальный вред геополитическим интересам исторической России в Закавказье. Представляете себе, что бы произошло, если бы в 90-х годах Карабах не выстоял и поддался натиску советско-азербайджанских войск? Россия  не имела бы баз и военно-стратегического присутствия в Армении, а значит вообще за Кавказским хребтом. Потому что если бы был повержен Карабах, то была бы повержена и Армения. Все Закавказье было бы наводнено мощным антироссийским элементом с его отрицательным влиянием уже и на русский Кавказ с его дремлющей нестабильностью. Карабах это тот же ключ-форпост на Южном Кавказе, что и Новороссия и Крым в русском Причерноморье. Потеря их явилась бы геополитической катастрофой и для Армении и для России соответственно. Некоторые высокопоставленные дурни, которым поручила "нелегкая" принимать судьбоносные решения с лупой в руках снисходительно рассматривают размеры Армении и НКР на географической карте, забывая прописную истину:"мал золотник, да дорог". Большевистские вожди обуреваемые идеей левацкого космополитизма ("дедушки" нынешнего либерального космополитизма) всеми силами пытались растворять самоидентификацию и национальные коды наших народов (русского и армянского) налево и направо раздавали исконно русские и армянские земли с проживающим на нем аутохтонным населением. Так для русских были потеряны Крым, Донецк, Харьков, Луганск, исконные земли кубанского и теркского казачества, области в Прибалтике, на южном Урале. У армянского народа оторвали Карабах, Нахиджеван. Все это примеры страшного и коварного умысла по уничтожению национальных кодов и государственности неугодных народов и государственных образований. Мы за милость Божью для наших народов должны считать национально-освободительную борьбу армянского народа 90-х и Русскую Весну Пробуждение великого русского народа 2014, наконец то очнувшихся от сна и тирании и твердо заявивших о своих правах и национальных интересах. Да благословит Господь Бог русское и армянское оружие, да благословит Господь Бог праведное сопротивление наших народов и даст нам силы и мудрость стоять в Правде и Истине на благо наших народов и вековой русско-армянской дружбе и союзничеству. Нам друг без друга гарантированная смерть, так пусть же опыт героического народа НКР, 26 летний опыт успешного государственного и военного строительства этой республики послужит примером для вновь образованных братских ДНР и ЛНР, в добрый путь дорогие братья, НКР чем сможет тем вам поможет!      
в 278
21.11.2015 22:50
Моё мнение право нации на самоопределение должно стоять выше чем целостность государства только народ имеет право решать свою судьбу (вспомните как появились на карте мира такие страны как Эритрея Восточный Тимор  Южный Судан и др.)
Анатолий-3
21.11.2015 22:31
Отличный материал! Практически год назад, 2 декабря, я прочитал у вас материал //Чем Новороссия хуже Гибралтара?// Алексея Балиева, даже сохранил его в отдельном файле как пример решения проблемы Новороссии. Там было и про Гибралтар, и про Белиз.
Рад, что вы продолжили эту серию материалов и написали о Сахарской республике, которая также может служить образцом для ДНР и ЛНР. Интересно, какие еще непризнанные государства могут также быть образцом для решения проблемы? Автор проделал большую работу, собрав множество разбросанных по интернету сведений о САДР. Буду благодарен если вы заведете для собирающих информацию читателей раздел типа "Наша справка", куда станете включать подобные подборки фактов, не отягощенные выводами и анализом автора, как говорят, не нужна "литературщина" А материалы такие крайне необходимы читателям.


Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».