Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
От Сахары до Гренландии

От Сахары до Гренландии

По инициативе Франции создан новый международный альянс
Лев Паршин
29.07.2008
От Сахары до Гренландии

В Париже состоялся саммит лидеров ряда государств. СМИ объявили о создании Средиземноморского Союза. В него вошли все страны Евросоюза, государства Северной Африки, балканские и арабские государства, Турция, Израиль – всего 43 страны с населением свыше 760 миллионов человек.

Инициативу создания Средиземноморского Союза впервые выдвинул Николя Саркози, когда он начинал борьбу за кресло президента Франции. По его первоначальному плану членами альянса должны были стать три европейские державы - Франция, Испания и Италия, кроме того, Турция и африканские страны Средиземноморья, а также Иордания и Израиль. Став президентом, Саркози уже в этом высоком ранге стал вербовать сторонников своей идеи, хотя ее смысл формулировался несколько невнятно. В декабре 2007 года после встречи с лидерами Италии и Испании Саркози заявил: «Мы трое решили, что Средиземноморье будет объединенным и будет выступать против войны и несчастий». Кто бы возражал против таких благих намерений. Однако у многих партнеров Франции оставалось немало вопросов насчет того, что на самом деле было на уме у Саркози.  

Париж давно проявлял недовольство тем, что в политике Евросоюза в последние годы проявляется заметный крен в сторону Восточной Европы. В связи с вступлением в ЕС новичков из этого региона приходится уделять повышенное внимание их адаптации в Сообщество, выделять для этого много ресурсов. Франция предложила выправить такой дисбаланс, сделав акцент на южном, средиземноморском направлении внешней политики объединенной Европы. Париж, понятное дело, претендовал на главную роль в этом процессе. В случае успеха Франция могла бы стать лидером в средиземноморском регионе, значительно укрепить свои геополитические позиции.  

Политическое мышление французов всегда отличалось заметным франкоцентризмом.

Со времен де Голля каждый президент считал, что через Париж должна проходить ось, вокруг которой вращается мир.

Ну, если не весь мир, то, по крайней мере, огромный регион Средиземноморья. Однако партнеры Франции просто так на это согласиться не могли. Вокруг инициативы Саркози началась яростная полемика. Особенно серьезные возражения план французов вызвал со стороны Германии. Не будучи средиземноморской державой и оказываясь вне создаваемого союза, она теряла доступ к рычагам политики ЕС в регионе, полностью уступая их Франции. А между тем многие практические проекты в рамках Союза предполагалось финансировать из бюджета ЕС, в который самые большие взносы делает именно Германия. Канцлер Ангела Меркель с немецкой скрупулезностью подсчитала до последнего пфеннига, или, правильнее теперь говорить, до последнего евроцента, во что обойдется реализация всего задуманного. Оказалось - 20,6 млрд евро. Германия не могла согласиться на то, чтобы амбициозные идеи Саркози оплачивались немецкими денежками. Берлин, а также и другие европейские столицы стали настаивать: в Средиземноморский Союз должны на равных войти все 27 государств-членов ЕС. Саркози пришлось уступить. Лишь после внесения изменений в начальный проект, после длительных переговоров с Францией Германия, а затем и другие страны решили поддержать создание Средиземноморского Союза.  

Затем партнеры подправили Саркози еще в одном чувствительном него вопросе. Ему не разрешили назвать свое детище Союзом. Та же Германия, а особенно Испания стали справедливо указывать на то, что предлагаемая структура по своим задачам и направлениям деятельности почти полностью повторяет Барселонский процесс. А этот институт действует уже более 10 лет, та же Франция принимает в нем активное участие. Что же, это будут параллельные или соперничающие институты? Пойдет распыление средств и усилий?  

Напомним: Барселонский процесс или Евро-Средиземноморский диалог, был запущен в 1992 году как инструмент интеграционной стратегии ЕС в отношении стран южного Средиземноморья. Он стал важным международным форумом, в рамках которого обсуждаются вопросы развития стран-членов Евросоюза и юга Средиземноморья, координация действий в сфере политики и безопасности. Страны-участники проводят регулярные встречи на высшем политическом уровне, создали механизм, позволяющий постепенно реализовывать поставленные ими интеграционные задачи.  

Мадрид, Берлин, другие столицы не захотели из-за прихоти Саркози отбрасывать этот институт, тем более в него уже вложены немалые деньги. А французский президент не мог расстаться со своей мечтой о союзе.  

После долгих дискуссий родился компромисс: слить оба проекта в один, сделать Средиземноморский Союз как бы развитием Барселонского процесса.

И вот в Париже торжественно подписывается декларация, в которой новая структура называется «Барселонский процесс: союз для Средиземноморья». Такая вот политико-лингвистическая новация. Саркози может считать парижский саммит своей большой дипломатической победой, хотя, конечно, его первоначальная идея изрядно выхолощена. Получилось что-то не совсем понятное. Хотите разнообразить свою скучную жизнь, тогда ищи эро чаты в которых голые девочки устраивают секс шоу. Впервые в России мы нашли грань между порно и эротикой, вот тут вы сможете общаться без ограничений. Это, конечно, не союз в привычных понятиях международного права – как объединение государств, создаваемое для каких-либо совместных целей, действий, - а скорее клуб или форум. Свое мнение о том, как строить международные отношения на перекрестке трех континентов, будут высказывать государства, расположенные не у теплых морей середины Земли, а на берегах холодной Балтии – Эстония, Финляндия, Польша и другие, а также и такие, которые вообще не имеют выхода ни к каким морям – Чехия, Венгрия, Люксембург. В декларации новорожденное образование деликатно именуется партнерством, но в печати, да и в речах французских политиков все еще применяется формула «Средиземноморский Союз». Париж делает хорошую мину при сомнительной игре.  

Документ скреплен подписями президентов, премьер-министров, королей, пора начинать действовать. Задачи поставлены грандиозные: превратить Средиземноморье в регион мира, демократии, сотрудничества и процветания, содействовать экономическому и социальному развитию всех стран-участниц, бороться с продовольственным кризисом, остановить наступление пустынь в Африке и многое другое. За что схватиться, с чего начать? В этом разногласий среди партнеров нет: надо сначала создать секретариат организации, набрать туда хотя бы двадцать дипломатов и специалистов, назначить генерального секретаря. Эту задачу поручено решить министрам иностранных дел, которые соберутся для этой цели в ноябре. Сейчас между ними идут интенсивные консультации и перетягивание одеяла. Алжир, Марокко, Мальта готовы принять секретариат у себя. Не откажется от своих претензий и политическая элита Франции, которая до сих пор чувствует себя уязвленной тем фактом, что штаб-квартиру ООН международное сообщество решило разместить в Нью-Йорке. Кроме того, Париж будет добиваться для своего кандидата кресла генерального секретаря.  

Все организационные проблемы предполагается решить до конца нынешнего года. А с начала 2009-го партнерство развернет работу по существу. Правда, для этого еще предстоит подсобрать деньжат, утвердить бюджет.  

Как может относиться Россия к евро-средиземноморскому партнерству?  

Многие положения парижской декларации Москва должна поддержать так же, как она поддерживала основные принципы Барселонского процесса. Например, в документе говорится о намерении сторон предотвратить распространение оружия массового уничтожения – ядерного, химического и биологического, стремиться к созданию зоны мира и стабильности в Средиземноморье, поддерживать мирное урегулирование на Ближнем Востоке. По этим и многим другим проблемам Россия могла бы быть названа важным партнером для диалога. А на таком направлении, как энергетическая безопасность и обеспечение региона энергоресурсами, масштабное взаимовыгодное сотрудничество с участием России уже развивается.  

Россия исторически прочно связана со Средиземноморьем, и сейчас эта связь только усиливается, причем как с южной частью региона, так и с северной.  

В Москве считают, что широкую международную стратегию мира и безопасности в регионе следует строить на основе концепции Большого Средиземноморья - партнерского сотрудничества государств Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Южной Европы и Ближнего Востока.

При таком подходе Россия смогла бы внести весомый вклад в развитие евро-средиземноморского диалога. Возможно, эта проблематика будет включена в новой договор о партнерстве Россия – ЕС, подготовка которого наконец начинается.  

Средиземноморский Союз, пусть это даже не настоящий союз, может стать позитивным фактором международных отношений, если будет способствовать укреплению стабильности, безопасности и развитию региона. Если же он ставит целью держать Россию в стороне от этих процессов, то эффект может быть только негативным. Да и не получится это.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.