Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
«Новое мышление» для НАТО

«Новое мышление» для НАТО

Станет ли Североатлантический альянс открытым для настоящего партнерства?
Вольфганг Ишингер
12.05.2010
«Новое мышление» для НАТО

Когда американский вице-президент Джозеф Байден объявил на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в 2009 году о «новом старте» отношений между США и Россией, мы были свидетелями «политической весны». Однако сегодня, через год после знаменательной речи, мы должны констатировать, что ожидаемый прогресс в отношениях до сих пор не наступил, особенно в том, что касается евроатлантической архитектуры безопасности.

Наследие холодной войны все еще препятствует планам по всеобъемлющей интеграции бывших советских республик в евроатлантические структуры. Таким образом, современная система срочно требует капитального ремонта.

Рассмотрим пример с НАТО. Первоначально, согласно двойной стратегии, расширение альянса предполагало учет опасений России по этому поводу. Поэтому в 1997 году был основан Совет Россия-НАТО. Однако, хотя создание Совета было правильным решением, он не оправдал возложенных на него ожиданий. Этот орган никогда не использовался для дискуссий или, тем более, для решения вопросов, касающихся общих угроз. Отношения между Россией и Западом ухудшились за последние 10 лет. Особенно очевидно это стало в ходе грузинской войны, когда работа Совета Россия-НАТО ввиду кризиса была приостановлена и тем самым контакты между Москвой и НАТО были ослаблены.

Для построения надежной архитектуры безопасности США, Европа и Россия должны сотрудничать более тесно. Развитие новой стратегической программы НАТО предоставляет хорошую возможность приблизиться к данной цели.

Для этого нам необходимо новое мышление, которое не основано на старых стереотипах.

Предложения президента Дмитрия Медведева по новой архитектуре безопасности показывают – при всех законных возражениях, которые можно было слышать на Западе, – что Россия считает себя частью Европы.

Сначала имеет смысл восстановить утерянное доверие. Оба президента, Барак Обама и Дмитрий Медведев, ровно год назад мужественно и вопреки множеству препятствий дали письменное обязательство общего видения безядерного мира и тем самым объявили, что ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия является их общей приоритетной целью.

Достигнутый на данном этапе прорыв в переговорах по новому договору СНВ для ограничения стратегического ядерного оружия является убедительным доказательством нового взаимного доверия. При нынешних обстоятельствах Вашингтон и Москва могут предпринять дальнейшие двусторонние шаги по разоружению, включая радикальные сокращения стратегического ядерного арсенала.

Почему на оставшееся в Европе тактическое ядерное оружие, которому никто больше не может найти рационального военного применения, не должны распространяться эти планы по разоружению?

На сегодняшний день большинство экспертов сходятся во мнении, что наибольшая опасность состоит в потере легитимности и надежности режима нераспространения ядерного оружия, кроме того постоянно увеличивается риск того, что это оружие попадет в руки террористов. Критики делают вывод, что отказ от ядерного оружия в Европе является началом конца НАТО. Это не что иное как старое мышление «ядерного партнерства». Федеральное правительство не должно позволить сбить себя этим с толку, напротив, ему следует и дальше хладнокровно форсировать вопрос переговоров с Москвой об этой системе вооружения.

Совместное развитие систем противоракетной обороны, предложенное недавно генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном, наряду с контролем над вооружениями может стать еще одним средством укрепления отношений. Подтверждение принципа, что альянс открыт для всех европейских государств – включая Россию, – тоже будет способствовать сокращению недоверия. Недавно на соответствующее предложение Фолькера Рюэ в Москве обратили пристальное внимание.

На этом основании могла бы сложиться не столь обремененная взаимным недоверием совместная работа с Москвой, оказывающая воздействие на такие важные вопросы, как нераспространение ядерного оружия, энергетическая политика, переговоры с Ираном, вопрос Афганистана, а также на попытки возродить ближневосточный мирный процесс. Новая стратегическая программа НАТО предоставляет исторический шанс выстроить отношения с Россией на новом фундаменте. По моему мнению, в настоящее время это является важнейшей стратегической задачей для трансатлантического единства.

Вольфганг Ишингер председатель Мюнхенской конференции по вопросам безопасности

Перевела Мария Минина



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.