Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
Некорректная дилемма «Восток или Запад»

Некорректная дилемма «Восток или Запад»

Артем Мальгин
20.12.2004

Неоднозначность внутриполитических изменений в России и их трактовок, прежде всего Европой, должны подтолкнуть российский правящий класс максимально уверить своих европейских визави в том, что мы по-прежнему – страна, идущая в правильном, демократическом направлении.

Важно показать, что суть нашей политики не пикировки в информационном поле, но взаимодействие с учетом взаимных интересов и особенностей. Чем плотнее взаимодействие, тем более понятны мы будем друг для друга.

И здесь мы можем опереться на уже достигнутое. По итогам первого президентства Владимира Путина наше взаимодействие с Европой оказалось наиболее динамичным и успешным в сравнении с другими измерениями внешней политики.

Россия в целом определилась в своем отношении к институциональным игрокам и политико-идеологическим трендам, присутствующим на европейской арене. Так, нынешнее взаимодействие с ОБСЕ можно оценить как позитивно-критическое. Отношения с Советом Европы в принципе такие же, может быть, традиционно чуть выше уровень взаимной критики. Вместе с тем и воздействие Страсбурга на Россию выше, хотя в последнее время ОБСЕ догоняет Совет Европы в своей активности на постсоветском пространстве и как следствие – начинает затрагивать болевые для России проблемы. Отношения с НАТО можно охарактеризовать как прохладную отстраненность.

Неоспоримо приоритетное место в российской европейской политике – именно политике, а не только экономике – занял Европейский союз. При этом скорость «продажи» новых инициатив России в отношениях с ЕС может считаться весьма завидной и в принципе отвечает динамике развития самого ЕС. Стоит назвать две важнейшие инициативы. Первая – Общее европейское экономическое пространство, а вторая – идея «четырех свобод», которые конкретизируют ОЕЭП.

Связующим звеном между политическими и бизнес-усилиями стали переговоры по ВТО, где опять основным контрагентом для России стал Европейский союз. Накопленный опыт переговоров с европейской бюрократией трудно переоценить – это тот «технологический» капитал, который потребуется России и в дальнейшем. Возможно, весьма скоро.

Вместе с тем в отношениях России и ЕС, а значит, и с Европой в целом, есть проблемы, которые в своей совокупности несут значительный негативный заряд.

Одна из них связана с дальнейшей политико-экономической ориентацией европейских стран СНГ, прежде всего Украины. При этом Украины – безотносительно к итогам предстоящих «переголосований». По мере географического приближения ЕС его привлекательность для потенциальных участников возрастает. В этой ситуации некорректная дилемма «Восток или Запад» выходит на первый план. Кажущаяся простота этой ложной дилеммы притягательна – для чиновников ЕС, для бывших советских республик, для их оппонентов в России. В этом ключе идут дискуссии по проблематике Единого экономического пространства – попытке интеграционного объединения России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Еще неясно, сумеют ли национальные дипломатии и национальный бизнес этот проект реализовать. Однако предвзятые рефери уже появились на поле.

Главный же парадокс заключается в том, что ОЕЭП России и ЕС, а также ЕЭП четырех постсоветских государств – стратегически взаимодополняющие механизмы. России не построить общее пространство с ЕС по географическим, инфраструктурным и т.п. соображениям через голову своих соседей. Важность же такого пространства чрезвычайно велика для самого ЕС. Взаимное понимание этого факта было бы разумно обозначить политически, и чем скорее, тем лучше.

Второй из важнейших проблем является для России сохраняющаяся прохладность и даже некоторая раздражительность в отношениях со странами Центральной и Восточной Европы. Отрадно то, что это ненормальное положение несколько сглаживается нарастанием экономических связей. Однако этого явно недостаточно. России нужны целенаправленные усилия на этом направлении, спорадичность же таких попыток однозначно ведет к неудаче. Сейчас, когда страны ЦВЕ стали полноправными членами ЕС, хорошие отношения с ними становятся залогом успеха нашей политики в отношении Евросоюза в целом.

Возможно, стоило бы подумать об институциональных формах субрегионального сотрудничества стран ЦВЕ, европейских стран СНГ и России. Если мы этого не сделаем, то сделают без нас. Потенциал старта новой политики России в регионе может содержать в себе намеченный на январь 2005 г. визит Владимира Путина в Варшаву.

Третьей проблемой является то, что отношения РФ–ЕС базируются на уже неадекватном правовом фундаменте. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС было подписано в 1994 г. В 2007 г. его действие истекает. Нормальный переговорно-дипломатический цикл для такого рода соглашений длится около полутора-двух лет. Сейчас самое время начинать подготовку нового документа. Переговоры дадут возможность понять, насколько далеко готов идти ЕС в развитии отношений с Россией. Возможно, в ходе или преддверии этих переговоров стоит произнести слово «ассоциация».

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - заместитель директора Центра постсоветских исследований МГИМО, доцент



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».