Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Кондуктор не нажмет на тормоза

Кондуктор не нажмет на тормоза

На Кавказе начинается строительство новой железной дороги
Лев Паршин
04.08.2008
Кондуктор не нажмет на тормоза

Президенты Азербайджана, Грузии и Турции торжественно заложили капсулу в основание полотна будущей магистрали, которая свяжет эти три страны. Так был дан зеленый свет проекту БТК: Баку–Тбилиси-Карс.

Говоря о нем, участники церемонии не скупились на эпитеты. Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал его реализацию историческим событием. Президент Турции Абдулла Гюль отметил, что новая магистраль оживит исторический «Шелковый путь» внесет значительный вклад в экономическое развитие региона, повысит благосостояние его населения и позволит переправлять грузы из Китая в Европу. Президент Грузии Михаил Саакашвили подчеркнул, что строительство дороги «позволит Грузии занять свое место на карте Европы». «Россия закрыла железную дорогу для Грузии, но мы через Босфор выйдем в Европу», - цитируют его грузинские СМИ.  

Для закавказских стран действительно важно иметь надежные транспортные связи с динамично развивающейся Турцией. Но, если посмотреть на карту региона, то видишь: железная дорога в этих краях уже существует. Она идет из Тбилиси через армянский город Гюмри как раз к турецкому Карсу.

Естественный вопрос: зачем трем странам понадобилось прокладывать новый путь через труднодоступные горные районы?

Дело в том, что дорога Тбилиси – Гюмри – Карс, через которую осуществлялся основной грузооборот между СССР и Турцией, ныне мертва. В 1993-м Турция в одностороннем порядке приостановила движение по этой магистрали в знак солидарности с Азербайджаном, который оказался в состоянии военного конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Открыть границу Анкара согласна только при условии, что Армения выведет свои войска из Карабаха и откажется от требований признать геноцид армян в 1915-м.  

Ереван всеми силами пытался отговорить соседей от дорогостоящего нового строительства и задействовать старую магистраль, построенную еще во времена Российской империи. Армения готова была даже отказаться от взимания пошлин за провоз грузов соседних государств по ее территории. Но не могла принять навязываемых ей политических условий.  

Договориться не удалось. Баку и Анкара явно стремятся сохранить и ужесточить транспортную блокаду Армении, оказать экономическое давление на страну, которую Азербайджан рассматривает как агрессора.

Грузия же увидела в этом проекте возможность подзаработать на транзитных услугах, а, главное, «стать элементом нового Великого шелкового пути», который должен произвести «геополитический и геоэкономический переворот в регионе», как выразился Михаил Саакашвили.

Продвижение проекта БТК не обошлось без издержек. Его участники, быть может, неожиданно для себя, оказались в конфликте со старшим заокеанским партнером – Соединенными Штатами Америки. Для строительства дороги нужны были деньги. Инициаторы проекта рассчитывали на кредит Экспортно-импортного банка США. Однако палата представителей конгресса приняла закон, которым запретила банку финансировать строительство дороги в обход Армении. Конгрессмены объяснили: проект не должен иметь поддержки США, так как он продолжает незаконную экономическую блокаду этой кавказской страны. Вероятно, «сработало» мощное армянское лобби на Капитолийском холме.  

Получив удар откуда не ждали, инициаторы проекта от него не отказались. Тем более, что американцы лишь не дали денег на проект, но не стали возражать против его реализации. Анкара, Баку, Тбилиси решили «скинуться» сами. Для Турции финансировать сооружение своего участка протяженностью 76 километров – не большая проблема. Азербайджан тоже поднакопил нефтедолларов. А вот у Грузии не нашлось свободных средств, чтобы оплатить прокладку 29 километров пути по своей территории. Братская помощь пришла из Баку. Госнефтефонд Азербайджана выделил Грузии 200 миллионов долларов кредитных средств на исключительно льготных условиях - сроком на 25 лет по ставке 1 процент в год.  

Противники проекта – в основном, в Армении – уже называют серьезные трудности, которые могут ожидать строителей.

Хотя дорога небольшая, всего 105 километров, придется преодолеть несколько горных хребтов. Часть трассы пролегает по незащищенному от ветров высокогорному плато, местами выше 2 тысяч метров, зимой там можно ожидать сильных снежных заносов путей. Но Баку, Тбилиси, Анкара уже делят шкуру неубитого медведя и подсчитывают дивиденды, которые проект БТК будет приносить. На первом этапе планируется перевозка 1 миллиона пассажиров и 6.5 миллионов тонн грузов в год. Затем показатели должны увеличиться в три раза. Это – «экономика». Есть, ясно, еще и «политика»  

У каждой из стран, участвующих в проекте, свои цели и свои интересы. Турция хочет усилить свое влияние в Закавказье. Азербайджан добивается изоляции своего «обидчика», Армении. Однако ни Анкара, ни Баку не пытаются при этом восстанавливать против себя Москву: резона нет, экономические и даже политические связи этих стран с Россией по своему объему и значению далеко превосходят все то, что может дать проект БТК. Только Тбилиси видит в нем шанс как-то «ущипнуть» Москву, лишний раз дистанцироваться от нее.  

Все три страны связывают со строительством железной дороги большие геостратегические замыслы. Они хотят гонять по ней не только свои грузы, но и организовать грандиозный евроазиатский трафик. Некоторое время назад МИД Грузии заявил, что к данному проекту подключатся Китай и Корея, которые в обход России смогут поставлять грузы в Европу.  

Любая страна, любая бизнес-структура вольны, конечно, выбирать для себя наиболее выгодные и надежные пути транспортировки своей продукции. Можно представить себе и такой вариант: китайские или корейские производители забудут про Транссибирскую магистраль и направят товары через Казахстан к Каспийскому морю, потом на судах до Баку, а там уж по новому пути в Турцию и далее в Европу. Выглядит красиво, но не слишком ли утопично?  

Усиление пассажиро- и грузопотока в регионе Кавказа – позитивный фактор для экономического развития. Гипотетически и Россия может использовать новую дорогу для взаимовыгодных перевозок грузов из Турции и в Турцию.

Только вот проект БТК преследует не столько экономические, сколько политические цели.

 Главная из них – изоляция Армении. Но страна, которая рассматривается как союзник России, в одиночестве не останется. Москва уже дала понять: она использует все возможности, чтобы облегчить реализацию транзитных и транспортных потребностей Еревана.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.