Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 мая 2024
Канал преткновения

Канал преткновения

Как могут повлиять события в арабском мире на экспортную политику России
Алексей Чичкин
07.02.2011
Канал преткновения

События в Северной Африке, особенно массовые волнения в Египте взвинтили цены на нефть до рекордного уровня: почти 105 долларов за баррель. А своего рода «экспорт» происходящего в Тунисе и Египте уже в Йемен, то есть на Аравийский полуостров – главный поставщик нефти на Запад – может значительно повлиять на транзит черного золота в регионе. В перспективе вполне реальной становится перекройка практически всей карты снабжения нефтью индустриальных государств.

Сейчас до трети общемировых перевозок нефти и нефтепродуктов осуществляется по йеменско-египетской артерии: Аденский залив Индийского океана-Красное море-Суэцкий канал. Если южная часть артерии примыкает к Йемену (через Баб-эль-Мандебский пролив и юг Красного моря), то северная (Суэцкий канал) – это уже непосредственно территория Египта.

Буквально на днях уже были пресечены попытки блокировать проход не только танкеров, но и военных судов по Суэцкому каналу. Кроме того, раздаются призывы создать "подлинно национальную администрацию" канала - подобно той, что была создана в 1955 г., когда канал был национализирован при Г.А. Насере.

Израильские СМИ не исключают, что администрацию канала могут захватить ультраисламисты, которые наверняка закроют эту артерию и параллельный трубопровод не только для Израиля, но и для транзита нефти в западные страны.

А в Йемене оппозиционеры нередко пытаются заблокировать йеменский пролив между Аденским заливом (т.е. Индийским океаном) и Красным морем. Так что, закупорка столь важной артерии вполне возможна, что называется, и на входе и на выходе.

Не будем забывать, что через Суэцкий канал с 1950-х гг. перевозится минимум треть общего объема нефти и нефтепродуктов, ввозимых в Северную Америку. По региону ЕС этот показатель еще выше – 50%. А в целом - это около двух миллионов баррелей в сутки (включая перекачку по параллельному нефтепроводу СУМЕД между югом и севером канала). Через него проходит свыше 30 тысяч торговых кораблей в год, в том числе супертанкеры, перевозящие 29-30 миллионов тонн нефти каждый. Заметим также, что Запад снабжается, в основном, аравийской нефтью, причем до 65% объема ее поставок производится, опять-таки, по маршруту Красное море - Суэцкий канал.

По оценкам The Wall Street Journal от 31 января, именно волнения в Египте вызвали обвал на мировых фондовых рынках и резкий подъем цен на нефть. Положение усугубляет и ситуация в Йемене, периодические рецидивы египетских и йеменских событий в Алжире, Иордании, Ливане. По мнению этого издания, если ситуация в регионе не изменится, цены на нефть могут подскочить выше 110 долларов за баррель, что крайне негативно скажется на экономике все большего числа государств. А вот «умиротворение» региона, скорее всего, обвалит нефтяные цены. Что, в свою очередь, ухудшит социально-экономическое положение многих стран-нефтеэкспортеров, включая Россию.

Кроме того, многие зарубежные эксперты прогнозируют ускоренную реализацию новых нефте- и газотранзитных проектов, особенно на Кавказе, в Средней Азии, Балканах и Восточном Средиземноморье. Одновременно, по их мнению, повышается роль российской, каспийской, среднеазиатской и североморской нефти в снабжении развитых государств.

В частности, по тем же прогнозам, существенно снизится роль нестабильных Северной Африки и Ближнего Востока в мировом нефтеснабжении. Зато, повторим, увеличится спрос на нефть из стран бывшего СССР и, вследствие этого, на новые проекты по ее доставке – такие, например, как Балтийская трубопроводная система-2 (Брянск - Смоленск- Усть-Луга); болгаро-греческий нефтепровод (куда нефть будет доставляться из Новороссийска и Туапсе); трубопроводный проект Одесса--Львов-Гданьск. Намечено продление нефтепровода «Дружба» из Венгрии в Австрию и к портам бывшей Югославии.

Кстати, в числе аналогичных маршрутов – и американо-британский проект трансбалканского нефтепровода Болгария-Македония-Албания, то есть между Черным морем и Адриатикой. Проектом предусматривается переброска российской, каспийской, румынской и среднеазиатской нефти в Западную Европу и США (то есть с Востока на Запад), а североафриканской и албанской – в нефтедефицитные страны бывшего СССР (с Запада на Восток). Причем этот и другие упомянутые проекты реализуются с 2007-2008 гг. Так что, нефтяная и трубопроводная «замена» Ближнего Востока уже готовится.

Но такой передел может разрушить ОПЕК, а это, в свою очередь, будет провоцировать «нефтяные войны» между странами - крупными добытчиками и экспортерами нефти.

Заметим кстати, что предотвращение согласованной политики таких стран, особенно на мировом нефтяном рынке, было и остается одной из главных задач Запада. И, похоже, она вскоре будет решена…

Несомненно, египетско-йеменская ситуация развивается по выгодному для России сценарию, поскольку «внезапно» и быстро растут доходы госбюджета. По мнению экспертов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, хотя российская нефть на мировом рынке традиционно дешевле других нефтяных сортов, ее цена, ввиду североафриканских и ближневосточных событий, растет и наверняка, будет расти. По крайней мере – в текущем году и в начале будущего года. А это – минимум 600 млрд. долл. дополнительных доходов для госбюджета.

По последним же данным Минфина от 3 февраля, ввиду сверхвысокой цены на черное золото дефицит госбюджета РФ в 2011 г. будет ниже 3% от ВВП - против ожидавшихся 3,6%. Кроме того, дорожающая нефть позволит властям снизить налоговую нагрузку на экономику и увеличить государственные расходы.

В связи с этим аналитики «Финнам.ру» предполагают, что в 2011-м при цене на нефть в 85-90 долл. за баррель дефицит госбюджета составит 1,7-2.1% ВВП, а при 95 долл. – только 1 % ВВП. При цене же в 100-102 долл. – он составит примерно 0,5%. Похожие прогнозы у Института энергетических исследований РАН, ряда российских нефтяных компаний. То есть, бюджетный дефицит в России может стать, образно говоря, символическим.

Однако при этом Россия рискует окончательно превратиться в сырьевой, в том числе нефтесырьевой придаток Запада. Зависимость РФ от экспорта нефти, и без того высокая еще с 1970-х гг., - резко усилится. И, как следствие, станет невыгодным развивать комплексную переработку нефти (да и другого сырья). Тому есть примеры: ввиду рекордного удорожания нефтесырья в те или иные послевоенные годы, фактически отказались от ее переработки, по данным экономических структур ООН, свыше 15 «нефтяных» стран. Они и сегодня вывозят на мировой рынок сырую нефть, но не продукты ее переработки. Зато они же импортируют почти все эти продукты…

Надо сказать, что по уровню развития нефтепереработки Россия уже сегодня сильно отстает не только от Запада, но и от большинства стран ОПЕК и многих других «нефтяных» государств. Таких, например, как Туркмения, Узбекистан, Габон, Бруней и даже «нефтедефицитная» Белоруссия.

Тем временем сценарий передела мирового нефтяного рынка западные аналитики считают уже почти неотвратимым. Небезызвестный Джордж Сорос в газете The Washington Post от 3 февраля с.г. предупредил, что «могут быть сорваны поставки нефти из региона…Представления о «старом» Ближнем Востоке нужно менять». Поэтому, по мнению известного финансиста, эффект домино возможен в других странах Северной Африки и Ближнего Востока. А чтобы этого не произошло, США целесообразно поддержать оппонентов Хосни Мубарака.

Если рассматривать ситуацию в контексте мировой финансовой системы, то многие аналитики склоняются к тому, что североафриканский и возможный общеаравийский кризисы усугубят существующие проблемы этой системы, ускоряя ее «уход» от доллара. По данным доцента МГУ им. Ломоносова кандидата экономических наук Андрея Кобякова, «даже если вы поедете в Египет, который находится недалеко от ЕС, то на рынке с удовольствием у вас возьмут евро, но уже едва ли захотят брать доллары. Ибо во всем мире постепенно меняется структура национальных валютных резервов». Как полагает А. Кобяков, недавнее объявление Банка России, что «лишь треть своих резервов он будет держать в американских ценных бумагах, - тому подтверждение».

Но имеются и более радикальные идеи. Так, президент Всемирного банка Роберт Зеллик в недавней публикации в британской Financial Times допускает возврат обязательного золотого содержания (т.е. золотого стандарта) валют, отмененного в середине 70-х под давлением США и Международного валютного фонда.

Приведем и мнение руководителя Института динамического консерватизма Константина Черемных о мировом энергетическом раскладе 2011 года.

Этот расклад «обещает стать весьма бурным. К примеру, недавнее открытие крупных месторождений газа на израильском шельфе предвещает новые проблемы и конфликты, в том числе в Средней Азии».

Словом, принцип «разделяй и властвуй» становится весьма актуальным на мировом рынке нефти. И не факт, что передел этого рынка, в том числе маршрутов экспорта нефти, позволит нынешней России стать индустриальной или, по крайней мере, нефтеперерабатывающей державой…

«Нефтяная хроника» Суэцкого канала

1942 г. Захват канала и срыв нефтеснабжения Великобритании была одной из главных задач германо-итальянских войск в Северной Африке. Затем планировался массированный удар по нефтепромыслам на Аравийском полуострове. В тот период почти все британские потребности в нефти обеспечивались ее транспортировкой с Ближне-Среднего Востока через Суэцкий канал (трансаравийских нефтепроводов не было до начала 1950-х гг.). Но германо-итальянские войска были остановлены у Эль-Аламейна (западнее Каира) союзниками СССР. А Египет отказывался объявить войну Германии и Италии до февраля 1945-го.

1955 г. Правительство Г.А. Насера национализировало эту артерию, управляемую британо-французской администрацией. В тот период свыше 70% нефти, поступавшей в Западную Европу, перевозилось через Суэцкий канал.

1956 г. Великобритания, Франция и Израиль развернули совместную военную операцию по захвату канала и свержению Г.А. Насера. Но ультиматум, предъявленный им Москвой, заставил агрессоров вывести войска из зоны канала и с Синайского полуострова. Египет временно приостановил транзит нефти в западные страны по каналу.

1967 г. Израиль захватил восточный берег канала и весь Синайский полуостров. Резко подскочили цены на нефть, а судоходство по этой артерии было парализовано до середины 1970-х гг.

1973-1974 гг. Египет захватил ряд участков на восточном берегу канала, а Израиль выдвинул проект параллельного канала и нефтепровода по своей территории (Эйлат-Ашдод). Арабские и большинство других стран ОПЕК объявили нефтяное эмбарго США и их союзникам: оно действовало до 1975 г. Это привело к беспрецедентному удорожанию нефти. Но СССР не поддержал "арабское эмбарго", наращивая экспорт своей нефти на Запад по растущим ценам (из "нефтяных" соцстран это эмбарго поддержала только сталинистская в тот период Албания).

Вторая половина 1970-х
. Американо-египетско-израильские переговоры привели к поэтапному выводу израильских войск с Синая и из зоны канала. После чего было возобновлено (в конце 70-х) судоходство по этой артерии. Началось промышленное освоение запасов синайской нефти.

Конец 1990-х. Израиль снова выдвигает проект судоходного канала и нефтепровода по своей территории (Эйлат-Ашдод), апеллируя к возможной дестабилизации Египта и «растущей изношенности» Суэцкого канала.

Материалы по теме:

И Насера приговорили

Нефтяное наступление России 

Куда приведет нас труба?

На газовой игле

Специально для Столетия


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.