Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Нефтяное наступление России

Нефтяное наступление России

Балканские перспективы нового энергетического проекта
Александр Рытов
16.01.2006

Российско-греческие отношения приближаются к определению "приоритетные" как для Москвы, так и для Афин. Уровень взаимосвязей России и Греции во многом зависит от реализации крупных экономических проектов, которые одновременно будут играть серьезную политическую роль для развития Балкан и черноморско-средиземноморского региона.

Речь прежде всего о проекте нефтепровода Бургас – Александруполис. Этот нефтепровод значительно увеличит и облегчит поставки российской нефти в Европу. Коме того, поставки будут осуществляться быстрее, а их цена уменьшится как для стран региона, так и для всего западного рынка. Дипломаты подчеркивают, что нефтепровод Бургас – Александруполис дополнит пропускные мощности пролива Босфор, сделает ситуацию менее опасной для экологии региона, уменьшит вероятность аварий в условиях танкерных "пробок" в Босфоре. Некоторые эксперты говорят более откровенно: проект представляет собой альтернативу транспортировки нефти через черноморские проливы и призван снять с повестки дня "босфорскую проблему". Как известно, при нынешних возможностях транспортировки более 100 миллионов тонн нефти турецкая сторона пропускает не более 80 миллионов тонн в год, объясняя ограничения перегрузкой пролива. К тому же, когда нефть из Новороссийска и Туапсе начнет через Бургас поступать на рынки Южной Европы, а Россия получит возможность дополнительно оставлять в бюджете огромные средства, которые сейчас теряются в виде оплаты за транзит Украине.

Однако, несмотря на явную прибыльность проекта только спустя 13 лет после рождения этой идеи, в апреле 2005 года Россия, Греция и Болгария сумели подписать меморандум о сотрудничестве по его реализации. С российской стороны в строительстве нефтепровода принимают участие такие компании как ТНК-ВР, "Стройтрансгаз", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть" и "Транснефть". Греческую сторону представляют компании "Хеленик Петролеум", "Прометей Газ", "Лацисгрупп"; болгарскую – Универсальный терминал (Бургас). Во время посещения Греции в сентябре 2005 года Путин не случайно подчеркнул, что реализация этих двух проектов позволит России выйти на новый уровень энергетического сотрудничества с Европой. "Здесь можно выходить не только на двустороннее, но и многостороннее сотрудничество в регионе".

Поездка Путина в Грецию состоялась сразу же после его визита в Германию, где в присутствии президентов двух стран был подписан договор о Северо-Европейском газопроводе, который вызвал такую бурю негодования у некоторых соседей Москвы. В Салониках руководители России и Греции подписали меморандум о поддержке реализации идеи строительства газопровода Бургас-Александруполис.

Некоторые политологи уже называют нефтепровод основными воротами поставок российской нефти на рынки Европы. С российской стороны предприняты важные шаги по увеличению экспортно-энергетических возможностей в причерноморском регионе. Только на туапсинском нефтяном комплексе, где сосредоточена добыча, переработка и транспортировка, в течение трех лет "Роснефть" намерена увеличить переработку "черного золота" с 4 до 12 миллионов тонн, а мощности терминала – с 10 до 17 миллионов, для чего уже авансировано 1,6 миллиардов долларов. В планах компании значится и финансирование российской части проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Общая протяженность трассы составит около 300 километров, количество перекачивающих станций – 2-3, а возможный объем прокачки нефти – 35 миллионов тонн в год с возможным увеличением до 50 миллионов.

Реализация проекта станет серьезным стимулом к развитию российско-греческого взаимодействия в рамках Черноморского Экономического Сотрудничества. Кроме того, в преддверии запуска нефтепровода Греция активно координирует свою политику в области энергетической безопасности с другими странами Балкан и Западной Европы. 25 октября 2005 года страны Евросоюза и восемь балканских стран подписали в Афинах эпохальное соглашение об учреждении объединенного Энергетического Сообщества Юго-Восточной Европы (ЮВЕ), которое будет функционировать в соответствии с законодательством Евросоюза. Турция отказалась присоединиться к договору по причинам несогласия с некоторыми аспектами экологической политики. Э.Бусек, специальный координатор Пакта Стабильности Евросоюза, отметил, что в ближайшие годы Евросоюз направит около 12.5 миллиардов евро на инвестиции в энергетическую инфраструктуру региона, а также 8 миллиардов в транспортировку и распределение электричества и сырья. Основная цель соглашения о создании Энергетического Сообщества ЮВЕ заключается в том, чтобы создать единую систему регулирования торговли энергоносителями в регионе. Предполагается, что балканские страны, которые еще не являются членами Евросоюза, примут за основу его единые рыночные правила в области энергоносителей и начнут либерализацию своего рынка, чтобы к 2008 году привести его в соответствие с требованиями Евросоюза. Этот договор позволит создать стабильную нормативно-правовую среду, благодаря которой в энергетическую инфраструктуру Балкан резко увеличится объем инвестиций, особенно накануне начала реализации проекта Бургас – Александруполис. Правовой совет Сообщества будет находиться в Афинах, техническо-информационный центр – в Софии, секретариат – в Вене.

Таким образом, выгода от реализации проекта огромна. Прежде всего, Греция сможет экономически конкурировать с Турцией, чьи проливы престанут быть единственным путем доставки энергоносителей в Европу из Черного моря и Каспия; эта страна еще более усилит свои позиции на Балканах, в Средиземноморье и в Европе. Россия также увеличит свое влияние на Балканах и на европейском континенте в целом, проложив газовый трубопровод в Германию по дну Балтийского моря, а также приняв участие в прокладке южного пути для российской, каспийской и казахской нефти в Европу и другие страны Средиземноморья.

Реализация проекта позволит Болгарии значительно увеличить свое влияние в регионе и за счет равноправного партнерства с Москвой избавиться от политического синдрома прошлых лет, связанных с зависимостью от СССР и России, которая, в свою очередь, демонстрирует свои уникальные возможности по транспортировке нефти. Проект еще более свяжет православные балканские страны, предоставив им для этого реальный экономический инструмент. Нефтепровод также заставит Анкару быть более сговорчивой по многим политическим и экономическим вопросам в отношения с балканскими странами.

Конечно, нельзя забывать и об отношениях Москвы и Киева. Создание альтернативных путей транспортировки российской нефти и газа через Черное и Балтийского моря превращается в серьезный политический инструмент России в отношениях с Украиной, чье руководство вынуждено значительно изменить политику и риторику по отношению к восточному соседу.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.