Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2019
Юг России: транспортные разрывы

Юг России: транспортные разрывы

Вновь отложено строительство важных для региона магистралей
Игорь Леонидов
13.04.2016
Юг России: транспортные разрывы

Железные дороги, соединяющие по кратчайшему маршруту Ростовскую область, Ставрополье, Калмыкию и Нижнее Поволжье, не будут построены в ближайшие годы. Не будет и трансазовского парома Таганрог – Керчь. Об этом стало известно на инвестиционном форуме Ростовской области, состоявшемся недавно в Торгово-промышленной палате РФ в Москве.

Следовательно, во-первых, продолжится потеря Россией транзитных евроазиатских грузопотоков. А они уже «уходят» на обходящий РФ железнодорожно-паромный коридор КНР – Казахстан – Азербайджан – Каспий – Грузия – Турция, введенный в действие в 2015 г. Во-вторых, отсутствие дополнительной транспортной связи Крыма с соседней Ростовской областью вполне может ограничить экономические связи полуострова с другими регионами страны.

О том, что упомянутых железных дорог в ближайшей перспективе не будет, сообщил автору и глава Агентства Ростовской области по инвестициям Игорь Бураков. Речь идет о проектах, разработанных еще в начале – середине 1950-х, но... уже 6 раз «отстраненных» от реализации: это Сальск (Ростовская область) – Дивное (Ставрополье), Куберле (Ростовская область) – Элиста (Калмыкия) – Астрахань. Многие участники форума в кулуарах говорили и о том, что не будет железной дороги также от Буденновска (восточное Старополье), где создаются крупные нефтегазохимический и хлопко-экспериментальный кластеры, к близлежащим каспийским портам Лагань или Махачкала (Калмыкия, Дагестан). Хотя и этот проект был готов опять же в начале 1950-х...

Еще в советское время на форумах по региональной экономической проблематике неоднократно отмечалось, что «разрывы», т.е. несостыковки между железными дорогами упомянутых регионов, во-первых, усложняют их социально-экономическое развитие, а, во-вторых – на другие направления уходит внешнеторговый транзит соседних стран. Так, в 2015-м совокупный железнодорожно-портовый транзит грузов стран Закавказья и Центральной Азии сократился на Юге России, включая Нижнее Поволжье, почти вдвое. И похоже, этот транзит будет сокращаться и впредь. Зато в том же 2015-м объем этого транзита по коридору КНР – Казахстан – Каспий – Азербайджан – Грузия – Турция вырос более чем наполовину. Упущенная выгода России, по многим экспертным оценкам, превысила в 2015 г. 250 млн долл.

Пока несостоявшиеся южнороссийские магистрали, обеспечивая, подчеркну, кратчайшее расстояние между черноморско-азовским, прикаспийским и ставропольским и нижневолжским регионами страны, ускорили бы их реиндустриализацию.

И наконец-то позволили бы сформировать комплексную транспортную систему всего Юга России, что важно, помимо всего прочего, и для освоения транзитных грузопотоков, и, очевидно, в геополитическом плане.

Кстати, в итоговом документе совместной экономической конференции Дагестана и Ставрополья, состоявшейся в Нефтекумске (Ставрополье) 18 февраля с.г., отмечено: «... с большим вниманием была воспринята информация полпреда Главы Республики Дагестан в Северном территориальном округе Дагестана В.С. Паламарчука о проработке вопроса строительства железнодорожной ветки Буденновск – Кочубей (Ставрополье – Дагестан), около 200 км, на Махачкалу. Что позволит разгрузить автотранспортные потоки в этом направлении, повысить уровень грузо- и пассажирооборота железных дорог в регионе, значительно увеличить грузооборот Махачкалинского торгового порта. Данный проект внесет свою лепту в возрождение евразийского «Шелкового пути».

Но, на мой взгляд, такая аргументация «вторична» на фоне повсеместных бюджетно-инвестиционных «оптимизаций». Когда многие проекты межрегиональной значимости, под предлогом очередного кризиса, уже в который раз переносятся на неопределенные сроки. В транспортной сфере это, в частности, стратегические проекты Северной широтной магистрали («Заполярного Транссиба») между Северным Уралом и Восточной Сибирью, железной дороги БЕЛКОМУР (Архангельская область – Урал), железных дорог БАМ – Якутск – Магадан, Красноярск – Тува – Монголия. Наряду с упомянутыми, вновь отложенными транспортными проектами на Юге России.

Отсутствие таких артерий ведет к социально-экономической стагнации многих регионов, их обособлению друг от друга, затрудняет их связи с «центром», да и с внешним миром.

А также способствует растущей перегруженности многих действующих дорог и портов. По имеющимся оценкам, объемы скапливания грузов и грузовых поездов в большинстве черноморско-азовских и прикаспийских портов РФ стали с начала 2000-х более частыми как раз из-за «разрывов» в железнодорожной сети данных регионов. Это не позволяет своевременно передислоцировать товарные составы между портами. Как следствие, на Черном, Азовском морях, Нижней Волге и на Каспии объемы загрузки большинства российских портов и примыкающих железных дорог уже наполовину, а то и вдвое выше их реальной мощности.

Что же касается главных причин консервации паромного проекта Крым (Керчь) – Таганрог, Игорь Бураков сослался на «слабую грузовую базу в обоих направлениях и азовское мелководье». Правда, дорабатывается проект паромной линии между Керчью и портом Ейск (на севере Краснодарского края), расположенным невдалеке от Таганрога. И вовсе не из-за большей здесь грузовой базы или глубоководности маршрута. А потому, что Крыму и соседним российским регионам нужны, в том числе по политическим причинам, разные маршруты транспортно-экономических связей.

На мой взгляд, транспортная система Юга России оказалась в заложниках бюджетно-инвестиционной псевдоэкономии, рассчитанной, похоже, не на краткосрочный период. Но политико-экономические последствия такого сценария, по-моему, сугубо негативные.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Олег
18.04.2016 10:01
Подняли важнейшую тему, огромное спасибо автору и вашей газете! Всего вам доброго, не теряйте из сферы своего журналистского внимания развитие (точнее, неразвитие) железнодорожного транспорта в России! Это беда практически всех наших регионов, понял, что теперь в нашем любимом "Столетии" появится специальный раздел. Будем ждать! Олег Розенфельд.
Власий
16.04.2016 13:10
Спасибо! Потому у власти - совершенно иные "типы" людей, которым, из-за постоянного голода, нужны только постоянные кормушки или, хотя бы, откаты. Конечно, под "патриотическими" лозунгами, столь популярными сегодня и в плане воспроизводства управленческих и т.п. кадров...
Шабалин
14.04.2016 18:12
Зато денег НЕ "нема" на сверхзарплаты и "конверты"  разному трансп. начальству и его подельникам. Ещё с послесталинского периода, а  сейчас - тем более...
Решето
14.04.2016 18:04
ВЕРА  - добавить нечего...
орожник
14.04.2016 18:01
Вот именно, НИК 45! Как и дорога порт Архангельск-порт Мезень,запланированная еще в 1952-м, но отменнная уже в апреле 1953-го . Руководство Архан. области на своем экономич.  форуме в Москве (2013)  признало, что до сих пор этот проект и БЕЛКОМУР НЕ  входят в повестку дня реализации.
     СРАЗУ видно, что чинновникам и их "обслуге" не нравятся конкретика, реальные оценки реального...Да ещё "отделять" Крымский мост от остальной примык. сети дорог, паромов  - потстсоветские мастеровые, не иначе...
Краснопресненский Олег
14.04.2016 17:36
Глупость и иезуитство несусветное. Причем здесь только  Керчеенский мост  - посмотрите, всего лишь на карту  ВСЕГО приазовского региона РФ, Калмыкии, других регинов ЮФО-СкФО-Нижней Волги, на их "странные" трансп. сети !  Один мост "в отрыве" от остальной трансп. системы - аобсурд и очковтирательство, очередное!   Оценки проектных, экспертных групп, в т.ч.межведомственных, были и раньше, еще в сов. период. в планах ЭТИХ территорий в основном те же жд. и в постсоветское время значатся (например, через Буденновск к портам Каспия, через Калмыкию - к Астрахани или Волгограду)
   Тем временем, совсем недавно создали мост КНР-Грузия-КНР в обход РФ, хотя он КУДА ДОРОЖЕ И ДЛИННЕЕ, чем такого рода артерии в соседней части РФ! Потому что ТАМ точнее рассчитали, ВО ЧТО (в т.ч. геополитически) такие "простои" в РФ.
  Серго и Пресня абсолютно правы. На позавчер. так назыв. "Форуме регионов" ставился вопрос о транспортно сети (в повестке дня) лишь в плане футбольного шоу-"патритоизма"...
А Отрывать мост и примыкающих коммуникаций, их состояния, развития и т.п. - абсудрд дажедля школьника. Но иезуитство, иноглда вполне искусное, всё более беспредельное, уже генетическое...
Ник 45
14.04.2016 16:13
А Ж-Д ветки Карпогоры (Архангельск) - Венденга (Сыктывкар), Сыктывкар - Пермь, Сургут - Белый Яр - Енисейск? Тоже заморожены.
Путеец
14.04.2016 16:06
Владимир Иванович - в самую точку! Надо приводить расчеты, расставлять приоритеты. Всего мы сразу сегодня построить не можем, всем понятно. Да, приоритет - Керченский мост! И правильно! Конечно, жалко, что путь Буденновск - Кочубей не строят - денег нема. Кстати, уважаемый Sergo, кто это вам рассказал, что платформы еще простоят? Вы хотя бы за пределы Московской области по "железке" проедьте и попробуйте ступить на платформу на среднего размера полустанке... Если не упадете в яму - вам повезло. Чего это вы, не зная броду, так категоричны? Скажете, еще и шпалы не надо перекладывать? И так состав пройдет? Всех скопом в "ворье" записываете?
ВЕРА
14.04.2016 13:36
Зато Якунин был озабочен развитием ж.д. во Франции, наверное, сегодня там и развивает.
Sergo
14.04.2016 9:23
А МПС-РЖД-ЦППК-и т.д. и т.п. массово ремонтируют платформы(которые еще бы и так простояли) и жалуются на низкие тарифы....
ворье-с
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».