Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Египет: политическая турбулентность

Египет: политическая турбулентность

Страна приходит в себя после революции
Владимир Дергачёв, Каир
17.06.2011
Египет: политическая турбулентность

Не прошло и четырёх месяцев после революции «лотоса», какегипетская пресса, аналитики, политические деятели задались вопросом – а каковы же приоритеты и задачи на ближайший период, как выходить из кризиса, словом - как жить дальше?

Бывая время от времени в Египте, трудно не заметить - налицо кардинальные перемены. Отменена политическая цензура, активно ведётся борьба с коррупцией, началась подготовка к парламентским и президентским выборам, издано новое законодательство о политических партиях, реструктурируются органы госвласти, пересматривается внешняя политика страны, распущена Национально-демократическая партия, проведён референдум по внесению поправок в Конституцию, готовится новый Основной Закон, активные формы обрела общественная жизнь в стране.

С другой стороны, наблюдаются изменения в настроениях представителей интеллектуальной элиты, публицистов и просто мыслящей интеллигенции.

Люди видят, - пока что у власти отсутствует долгосрочная стратегия развития страны, нет единства мнений по вопросам направлений и методов реформирования государства в постреволюционный период.

Непонятно, откуда появятся новые инвестиции, как и привлечь капиталы, а также активизировать процесс трансформации внутренних накоплений в производственные инвестиции. Особенно критический характер умонастроения приняли после проведённого в Египте 19 марта референдума по внесению поправок в Конституцию

Именно после референдума зазвучали опасения усиления исламского «крена», проявившего себя уже во время голосования, на которое представители получившей возможность открытой политической деятельности Ассоциации «Братья-мусульмане» (АБМ) шли под лозунгом: «Скажи «да», чтобы быть с Аллахом». Они обвиняли в непатриотичности и безбожии (такфире) голосующих против новых положений Основного закона страны и, в конечном итоге, после обнародования итогов голосования, объявили о «завоевании урн с бюллетенями» и победе ислама. Позже известный в Египте политик, председатель партии «Тагамму» Рифаат Саид заявил, что подход «Братьев-мусульман» к процедуре проведения референдума показал их истинное лицо. Они вернулись к своим традиционным методам ведения политической борьбы, выступив единым фронтом с салафитами с угрозами в адрес христиан Египта.

Сходные оценки делаются и местными политологами, считающими, что идеологические установки «Братьев» остались неизменными, а их целью является нейтрализация правоохранительных структур, в первую очередь – полиции и службы безопасности. Именно для этого они ведут подстрекательскую работу среди населения для сохранения нынешнего положения «вакуума безопасности» в стране. «Рука» АБМ видится последним и в открытии тюрем во время событий 25 января, приведших к созданию атмосферы анархии на улицах городов Египта. В то же время, не все так однозначно.

«Братья-мусульмане» в Египте остаются наиболее организованной политической силой, обладающей развитой социальной, образовательной и благотворительной инфраструктурой.

Во многих случаях именно АМБ, занимаясь благотворительной деятельностью, оказывала в кризисных ситуациях помощь малоимущим, что способствовало поддержанию ее авторитета среди наиболее бедных слоёв населения. Продолжается и активная пропагандистская работа с ее стороны. Благоприятные условия для нее созданы в результате фактической либерализации политической жизни, когда всем общественно-политическим силам предоставлено право открыто выражать свои взгляды. Умело были использованы и выступления молодежи на Тахрире, в которые АБМ, не имея к ним прямого отношения, сумела своевременно внести свою лепту (в отличие от официальной коптской Церкви).

Но сохраняется и накал протестных настроений. Их катализатором стали затянувшийся переходный период, отсутствие единства мнений и продуманной программы реформ, а также разобщённость и неорганизованность политических сил, которые в условиях общей нестабильности и завышенных ожиданий масс выступают с требованиями быстрых и решительных изменений на всех уровнях.

Определённое брожение наблюдается и среди самих «Братьев-мусульман» - молодёжное крыло ассоциации проводит собственные форумы, участвовать в которых отказываются руководители АБМ из числа её старейшин.

Суть разногласий состоит в требованиях мусульманской молодёжи обеспечить большую прозрачность руководящих структур «братства», ввести представителей в состав бюро наставников АБМ, повысить роль женщин в общественной жизни, дать молодым возможность самостоятельно выступать в СМИ и создать отдельную партию, альтернативную планируемой - «Свобода и справедливость». Тема для обсуждения - и взаимоотношения мусульман с коптами.

С достаточно жёстких позиций выступают сами копты, требующие законодательных гарантий равенства последователей христианства и ислама перед законом, права на выдвижение кандидатуры от христиан на пост президента. Недавно копты отвергли призыв «Братьев» к проведению нового диалога, заявив, что он основан на конфессиональном подходе, в то время, как «копты и мусульмане – союзники, у которых одна родина». Данная воздержанность - это продуманная и взвешенная заявка на отстаивание своих позиций в будущей политической конфигурации без оглядки на религиозную принадлежность.

Что касается представителей молодёжи «25 января», их образ действий показывает, что у движения по-прежнему отсутствует чётко выраженная программа действий, нет определённости с целями - бороться за права человека, продолжать сопротивление или заниматься экономическими проблемами? Принимаемые решения носят импульсивный характер. Из своей среды никто не намерен выдвигать себя в качестве лидера (во избежание обвинений в «вождизме») либо предлагать конкретные кандидатуры на предстоящих парламентских и президентских выборах. Как декларируется, поддержка будет оказываться тем или иным кандидатам в зависимости от степени соответствия (в их понимании) принимаемых решений и реализуемых госаппаратом мер целям движения. Принципиальный момент - собственное позиционирование в качестве «силы давления» (наподобие «зелёных»), которая будет действовать в соответствии со своими симпатиями и антипатиями, оказывая постоянное влияние на процесс принятия политических решений и проводя работу среди населения.

Небезынтересно, в этой связи, заявление о том, что «время безраздельного контроля над массами прошло». Это тогда, как Египет сегодня являет собой пример для всех народов арабского Востока, где вопрос перемен является всего лишь вопросом времени.

Любые же проявления экстремистских настроений или отдельные эксцессы расцениваются как попытка контрреволюционного движения вспять, инспирируемой последователями старого режима.

Процесс выдвижения всё новых требований принял перманентный характер. Это побудило Высший Совет Вооружённых сил Египта провести специальную встречу с представителями молодёжных движений, где военные попытались донести простую идею – нельзя что-то требовать и не брать на себя ответственности. Однако, похоже, увещевания так и не были услышаны. При этом всех несогласных с их подходами, выступающих с другими лозунгами, они относят к контрреволюционным силам, в число которых начинает попадать и армия.

Сложившееся положение говорит о том, что при существующем вакууме в сфере обеспечения безопасности и правоприменительной практики, в отсутствие чётко сформулированной программы действий открываются благоприятные возможности для исламистских кругов усилить своё влияние и выдвинуться на ведущие позиции в системе государственной власти. О росте аппетитов исламистов свидетельствуют постоянные заявления руководителей «Братьев-мусульман», легализовавших на днях свою новую партию «Свобода и справедливость», о намерении получить до 40% мест в парламенте (ранее шла речь не более чем о 30% мест) и полной готовности региональных советов организации к проведению выборов в обе палаты будущего парламента.

И уже совсем одиозным стало новое требование двух ведущих функционеров из числа руководителей АБМ «не успокаиваться, пока Египет не станет исламским государством».

Так что как ни стараются «Братья» держаться «в тени», а истинные намерения нет-нет, да и становятся достоянием гласности.

Последние тридцать лет после подписания Кэмп-Дэвидских мирных соглашений Египет считался оплотом мира и стабильности в регионе. Никуда не делся и Суэцкий канал – важнейшая мировая транспортная артерия. Видят для себя угрозу, в случае прихода к власти исламских радикалов в Египте, режимы в других сопредельных, и не только, странах. Неожиданный поворот приобретает ситуация, когда «Братья» выступают за скорейшее проведение парламентских выборов, где им практически гарантировано большинство мест. Правда, им оппонируют критические голоса в самом Египте, призывающие отложить голосование, чтобы дать оформиться неокрепшим политическим движениям страны.

Однако самой большой неприятностью может стать развитие событий по «алжирскому сценарию», с определённым нюансом - обострением межконфессионального конфликта, который может использоваться экстремистскими силами, заинтересованными в подрыве стабильности в стране, создании обстановки хаоса и реализации своих идей государственного устройства. Не допустить такой вариант – одна из главных задач, стоящих сейчас перед теми общественно-политическими силами Египта, которые заинтересованы в построении нового демократического свободного государства.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.